Беспощадный талант

Я родом из 80-х. Как вы помните, на излете этого десятилетия вышел любимый фильм нашего детства. “Гардемарины вперед”. И только недавно я узнал, что автором сценария романтической кинокартины был Юрий Нагибин замечательный русский  писатель. 
 
Юрий Маркович автор сценария таких эпохальных советских кинолент как “Председатель”, “Бабье царство”, “Дерсу Узала”, “Красная палатка”.
 
В 1995 году впервые были изданы “Дневники” Юрия Нагибина и немедленно приобрели скандальную славу.

 В записях он с беспощадной откровенностью рассказал о времени, но прежде о себе, конечно. “Эта книга названа: дневник. Но является ли она таковой на самом деле?, - говорит в предисловии автор. Нагибинский дневник - это по преимуществу разговор с самим собой, с глазу на глаз, когда отчаяние подступает к горлу.

“Наверное, тут маловато наших знаменитых соотечественников, а ведь волей обстоятельств я пребывал в литературно-художественной среде с детских лет, знал многих и многих, даже Маяковского перевозил однажды на плоту через речку. Учу, а потом выяснил, что он давнишний и близкий друг моих родителей.

Вплоть до восемьдесят пятого года, когда началась перестройка, я жил вне общественной, социальной, политической жизни из соображений гигиены. По той же причине я, как мог, избегал литературной среды, хотя у меня было немало друзей-приятелей среди писателей. Я человек без стадного чувства, поэтому всегда избегал толпы, собраний, обсуждений и, даже будучи членом редколлегии некоторых журналов, никогда не мог высидеть заседания до конца, что неизменно портило мои отношения с главным редактором и коллегами.”

В чем же главный секрет писательского мастерства. Не в красоте стиля, хотя Нагибин - последний русский классик XX века, наследник по прямой  Бунина, Паустовского, Пруста.   Не в эрудиции, однако Юрий Маркович один из главных просветителей на советском телевидении восьмидесятых. (Смотрите его фильм об Иоганне Себастьяне Бахе). Искренность, вот секрет популярности дневника Юрия Нагибина. 

Думаю, каждый человек, который видит себя писателем, садясь за письменный верный стол должен помнить слова классика: “Если у тебя хватало мужества быть дурным в жизни, не пасуй перед своим изображением в литературе.” Дневники Юрия Нагибина обязательны для прочтения начинающим авторам!


 


Рецензии