Короли и Фаранги, часть вторая

Сием Рип.
Договорится "на берегу" с таксистом ; не всегда означает, что всё будет по-вашему. Когда четверо русских въехали в Сием Рип, на улицах было темно, горели фонари. Город был оживлённым. Мои попутчики из Самары забронировали отель Golden mango, о чём знал и водитель. Недалеко от въезда в город припарковались около неизвестного отеля. Сомнение в том, что нас привезли не туда, закралось тогда, когда мне открыл дверь салона с фразой "бон жур" некий человек. Выгрузившись из Тойоты, стали выяснять подробности брони, а для меня ; наличие  свободного номера. Номер мне нашли, но отель при тщательном расспросе оказался не тот, а водитель, получив причитающееся, уехал восвояси. Откровенный обман попутчики восприняли резко, все вместе мы отдалились от места «развода». В метрах пятидесяти на основной дороге зашли в крупный отель, где обьяснив ситуацию на ресепшене, нам согласились помочь, и вызвали бесплатный трансфер из Golden mango. На этот раз нас довезли до нужного отеля. Цена ночи в отеле была 30$, не совсем бюджетный вариант, но после долгого мотания позволил себе расслабиться. Ванна с горячей водой, напитки в номере, ТВ с одним русским каналом, кондиционер, халат, сейф.
За весь день я съел полпачки чипсов с карри. Вышел из отеля охотиться на пищу. К слову, считаю, что вкушать еду в жарких странах достаточно два раза в день. Во-первых, в жаре больше хочется пить, аппетит снижен, энергия на согрев тела не требуется. Во-вторых, остальное время можно перекусывать фруктами, которые недороги, и продаются на каждом шагу.
Выйдя на 6-ую улицу Сием Рипа, остановился у первой же макашницы. Судьба, конечно. Пока мне готовили пищу на вынос, подошёл подросток-камбоджиец, который изучает русский язык. Имени не спросил, но обучил его некоторым русским словам. Надо признать, что русским языком он занимается серьёзно, произношение было очень хорошим. Первыми словами, которые он мне выдал, были "красивая женщина". Я его соответственно обучил выражениям "красивый мужчина", "мечта" и "порция". Как сказал мне русофил, три года назад русских в Камбодже было больше. На этом и расстались. Я ещё немного прогулялся туда-обратно по вечернему городу. Недалеко в открытом павильоне азиаты играли свадьбу: невеста в белом платье, бокалы с шампанским и пьяные вопли под караоке.
Придя в отель, распробовал купленное "вслепую" блюдо из лапши, капусты и другой "зелёнки", приправленное острым соусом.
07 марта. Велосипед и немцы.
Девять часов. Лёгкий завтрак на открытой веранде Golden mango.
Полдвенадцатого ; check out. Бесплатный трансфер до заказанного отеля Blossuming Romdoul Longe. Здесь заселился в экономный восьмиместный микст номер с названием Rubby 7. В соседях запомнилась сексуальная немка, а также симпатичная азиатка и два корейца. Отель расположен максимально близко к Старому рынку, Ночному рынку и Паб Стрит. Отель с открытыми лоджиями на всех четырёх этажах, бильярд, ночной бар, ресторан.
Номер за 6$ за ночь имеет отдельные для каждого ящики шкафа под ключ, совмещенный туалет в номере, работающий кондиционер.
Выход в город. Доллары в туристических местах принимаются лучше, чем местная валюта риели, которыми сдают сдачу, требующую мелкого счёта. Услуги массажа и spa чередуются с аптеками, лотками с напитками и банкоматами. Перед поездкой у меня был заказ от экс-одноклассницы Оли купить картину маслом у местных художников. Торг, начинавшийся с 85$, добрался до 40$, правда, здесь немного схитрив, отдал 30$ и 35.000 риелей, что меньше на доллар окончательной цены. Так сказать, поддержи местного художника! Картина по факту того стоила, на матерчатом холсте в ярких красках изображалась пара слонов и местная достопримечательность ; Байон.
Позже состоялся Интернет-прорыв. Покопавшись в Сети через древний стационарный компьютер после премудрых фраз Вконтакте, что я "вхожу из сомнительного места" и дальнейшего запрета, заменив пароль на более простой, я вошёл в Сеть через планшет. С этой радости современного человека я пошёл в ресторан при отеле, взял себе национальное блюдо Amok Trey with fish и широко рекламируемое пиво Камбоджи с архитектурным названием Angkor. Амок Трей оказался смесью из бобов, зелени, перчика чили с добавлением рыбы и порцией риса в отдельной тарелке. За всё это счастье заплатил 4,5 $. Кроме того, перепал мне и кусочек торта, так как в то время, когда я обедал, поучаствовал в поздравлении пожилого европейца с днём рождения. Пиво разморило толи разморило пиво, но вопреки правилам "ГИБДД" Сием Рипа, которое ни разу не видел, я взял велосипед на ресепшене отеля и покатил в предвечерний час по городу.
Не мудрствуя лукаво, двинул по направлению к центру. Ехать в прохладу приятно, да и дорога гладкая, доведёт туда, куда направишь руль. В итоге за полчаса, следуя в общем потоке, я нечаянно приехал к Ангкор Ват. По мосту, ведущему к храмовому комплексу, шли встречные группы туристов. Официально за час до моего приезда Ангкор был закрыт, но туристы всё ещё фотографировались на фоне храма и быстро темнеющего неба. Сделав и свой снимок, покатил назад. Джунгли заговорили, да что там, загремели свистом и щебетанием насекомых и птиц. Темнота, старенький французский велосипед и бушующий звуками лес.
08 марта. Восход над Ангкором.
Пять утра. При свете фонарей выезжаю на тук-туке из гостиницы. По пути заправляем «железное пони» керосином, продающимся на улице в литровых бутылках. Моего молодого водителя зовут Супе;а. Красный тук-тук с надписью «Pizza 880-880» доезжает до пропускного поста, плачу 40$ за трёхдневное посещение, едем дальше.
Первая остановка  – восход над Ангкор Ват.
Ангкор Ват ничем не подсвечивается, многочисленные туристы пробираются с фонариками по каменной дамбе через водный ров к воротам, которые представляют собой три частично обрушившихся башни портала и два боковых входа для повозок, слонов и прислуги. Прохожу через центральный вход, десять веков назад впускавший через себя девараджу (правителя кхмеров) Сурьявармана II, и сразу открывается вид на грандиозный храм в виде индуистской горы Меру на фоне предрассветного горизонта.
Пока все туристы дожидаются восхода солнца, камбоджийские дети лет 10-12-ти роются в урнах, собирая остатки завтраков фарангов из одноразовых белых контейнеров. Контраст бытовой нищеты и богатства культурного наследия шокирует, но вполне закономерен там, где существовало резкое разделение между королевской знатью и обычным людом. В Азии, как правило, всё статично и подвержено чётким канонам традиций.
Подъём солнца над пятью башнями Ангкор Вата состоялся в начале седьмого. Бледно-жёлтое солнце выскользнуло из-за центральной башни, чуть остановилось между ней и её южными сёстрами, покрасовавшись для зеркальных фотокамер туристов, и разогнавшись, за час озарило всю территорию Ангкора ярким и согревающим светом. Настало время войти в кхмерское святилище. Возможно, в Ангкоре не сохранилось всё в таком идеальном состоянии, как, к примеру, в Кхаджурахо (Индия), но размах построек короля Сурьявармана II, не затмили ни Ватикан, ни Мекка. Внутренняя площадь только одного Ангкор Ват составляет 82 га.
Ангкор Ват сейчас, предстающий в виде каменного бастиона индуизма, а в последующем и буддизма, нуждается в обработке фантазией посетителя, ибо во времена постройки всё великолепие гигантских панно, изображающих сражения и жизнь при короле Парамавишнулока, было покрыто золотом. Но не потерявший исторической ценности храм наполнен стражниками: змеями нагами и несколько комичными львами. В украшении башен и стен хорошо сохранились полубогини деваты, держащие в руках цветы или бутоны лотоса. В стенах Ангкор Ват имеется два бассейна, по территории бегает мартышка, которой нравится пощекотать нервы особо эмоционально реагирующим женщинам.
Утренняя прогулка с заметно раскаляющимся воздухом перетекла в дневную фазу. После Ангкор Ват Супеа меня отвёз на обед в ресторан под навесом, недалеко от Ангкор Тхома. Цены приемлемые. Вкусив Lak Lok с говядиной, овощами, зеленью и выпив кокосового сока (8$), мы продолжили small tour. Следующая остановка – Байон.
Байон разительно отличается от Ангкор Ват, во-первых, потому что это относительно второго небольшой храм, во-вторых, по религии это уже чистый буддизм. Байон не перепутаешь с другими храмами на территории Ангкора. Издали храм выглядит тёмным и невыразительным, но сто;ит приблизится к входной площадке, то невольно вглядываясь в очертания башен, близко располагающихся друг к другу, ощущаешь на себе взгляды. Башни-лица, направленные на четыре стороны света, пребывают в неком умиротворяющем и где-то даже весёлом расположениях духа, это изображения ликов Будды.
Через дорогу от Байона нельзя пропустить пятиступенчатую пирамиду шиваистского храма Бапхуона, к которому ведёт длинная каменная дамба между двумя искусственными бассейнами. Ярусы храма, за исключением башен гопур, открытые, из-за обрушения сводов, остались в напоминание торчащие каменные балки окон, что напомнило фотографии греческих развалин. Главный храм королевского дворца Пхимеанакас внешне схож с Бапхуоном, с высоких ярусов видны густые сплетения зелени джунглей, в которых можно немного остыть от полудневной жары.
Выдержав несколько десятков подъёмов и спусков по каменным изваяниям, я вышёл на слоновью террасу, представляющую толстокожих животных, словно в магазине, на витрине. Из стен Ангкор Тхома на тук-туке помчались по гладкой асфальтированной дороге в направлении памятников и малых храмов small tour. Оставалось порядка трёх храмов, но в Та Кео я решил даже не останавливаться, а Бантей Кдей Супеа пропустил по невнимательности. В итоге все силы были сконцентрированы на храме Та Прохм.
Если сказать, что природа здесь оставила свой след, то это ничего не сказать. Неясно, кто у кого здесь в гостях ; храм или природа. Та Прохм – это живописное место борьбы шедевра каменного строительства и силы джунглей. Корни лиановых деревьев, словно хваткие щупальца осьминога, обнимают стены сооружений и прорастают их насквозь. Одновременно приятно и больно смотреть на поглощение природой архитектуры прошлого. Во многом это цена неухоженности памятников мирового значения в прошлом веке, бедности и последствия «красного» террора.
Длительный поход по малому кругу Ангкора закончился четырехчасовым сном в номере. Вечером совершил прогулку по людным местам Сием Рипа: Night Market и Pub Street.
В макашницах плавилась еда, на прилавке блестело жареное мясо курицы и лягушек. Впрочем, выбрал себе более дешёвый и плотный ужин в ресторане Cool Corner, где за 5$ умерил аппетит chicken rice with eggs and banana shake. На улочке, примыкающей к Паб Стрит, подвергся насилию со стороны девушек, предлагающих массаж. Подбежали трое, окружили и, невзирая на многочисленные отказы, стали хватать за руки и вести в своё логово. Эх, что делает с девушками 8 Марта! Оторвался еле-еле, не удовлетворив энтузиазм камбоджийских woman.
09 марта. Счастье неожиданное.
Завтрак умял очень быстро. Выехали около девяти утра с новым водителем баклажанового тук-тука Пе;а на Гранд тур по Ангкору.
Эмоциональная часть (написана на верхнем ярусе Пре Руп): круто! Люди планеты Земля, я счастлив! Это настолько непередаваемо! Это как жирная полоса везения! Это когда девушка говорит три раза «да» за ночь, и ещё раз утром! Это немного недотягивает до 23 февраля 2014 года в Сочи! Совсем немного. Это самое удивительное, что я ощутил за эти дни трипа! Если Ангкор Ват и Байон я ожидал, и воспринял их с долженствующим восхищением, то храмы, которые я сейчас объезжаю по Гранд туру, начавши с Бантей Кдей, и сейчас Преа Руп,; это за гранью восхищения. Возносит высоко вверх и не отпускает. Наверняка сегодня звёзды говорят со мной, и вчера они были немного заняты.
Между прочим, малый круг Ангкора чаще недооценивается из-за несовершенства построек, использования мастерами низкосортного рыхлого песчаника. Но ведь стои;т же! В орнаментах Бантей Кдей угадывается буддийский характер сооружения, сам храм восемь веков назад от джунглей оберегал водный ров, а сейчас можно видеть укрепления для рва, наполняющегося в сезон ливней, и два водоёма около западных ворот. Северный водоём и в жаркий сезон кишит рыбой и другой живностью. Два входа в храм выполнены в стиле Байон. Стены и ров полностью не спасли Бантей Кдей от разрушительной растительности. Такие гиганты, как ромдуол, обосновались на стенах и террасах храма.
Преа Руп («повернуть тело») ; храм большого круга, культа Шивы, являлся государственным храмом короля Раджендравармана II. С верхних ярусов трёхуровневой пирамиды открывается панорама на ближайшие окрестности, утопающие в джунглях. В башнях храма, стены которых выполнены миниатюрным кирпичом с отверстиями для продевания балки, стоят полуразрушенные лингамы.
Храм Та Сом – один из самых разрушенных, но между тем, в нём собраны мужские и женские лингамы, и в отличие от других храмов девы не с цветами, а с бубном в правой руке.
Комплекс Neak Pean олицетворял сакральное тибетское озеро Анаватапта, из которого вытекали четыре священные реки, поэтому в основании этого места заложены пять бассейнов, один центральный с каменным цветком лотоса и четыре по периферии. Правда, сейчас заполнены только два из них, остальные – в стадии реконструкции, да и подойти разрешено только с северной стороны комплекса.
От последнего в большом круге храма Preah Khan пробирают мурашки по коже. Храм одноуровневый в сегодняшнем его состоянии, но распростёрся во все стороны света длинными галереями с колоннами и ложными окнами с каменными колоннами жалюзи. Прекрасно сохранились барельефы на стенах в виде мудрецов в позе лотоса и чудесных апсар. Мост, ведущий к оградительным стенам, украшен балюстрадами рядами демонов, дружно тянущих змей нагов.
На всём протяжении дороги мой водитель Пеа любезно предоставлял бутылированную воду из мини-холодильника. Проездом мимо Ангкор Ват и Ангкор Тхом мы замкнули кольцо Гранд тура. Духота, имевшая место в шесть вечера, улетучилась лишь через два часа. На набережной Сием Рипа трещали цикады. В уже знакомом ресторане Cool Corner, заметив вбегающую снаружи мышь, пожелавшую мне «приятного аппетита», не брезгуя, навернул лапшу со свининой и манговый шейк. На улицах драйверы предлагали не только «тук-тук, сэр», но и «чик-чик». Что такое чик-чик, мне так и не удалось выяснить, но ходит много слухов, что тук-тукеры торгуют марихуаной.
После ужина я, наконец-то, нашёл самый дешёвый массаж ног в городе (2 $ за 30 минут). Салон находится в самом конце Паб Стрит. Массаж выполняла опытная дама с крепкими руками. Сложно оценить лечебный эффект от такого массажа, массаж ничем не отличается от классического, использование ментолового крема, вообще, сомнительно, но снять напряжение такой массаж вполне смог.
Из заметок на полях. Сием Рип не самый спокойный город в Камбодже из-за туристического ажиотажа. Приличная часть туристов едут посмотреть на Ангкор Ват. Остальным легко увязнуть на Паб Стрит и других сомнительных улицах в котле дешёвых алкоголя (0,5$ за банку пива и 2$ за виски-кола), «лёгких» наркотиков и почти дармового секса.
10 марта. Пицца без «счастья».
Слегка поёживаясь, встал около восьми утра. Позавтракав, отправился за сувенирами. Купил магнитиков, бальзам из лотоса, себе – камбоджийскую рубаху и шорты бермуды, после чего отнёс подарки в гест, а сам отправился гулять по городу.
Жара усиливалась, спасали тенистые участки под раскидистыми деревьями на набережной. Одной из заключительных задач в Камбодже стало узнать, подают ли пиццу с канабисом в одном из заведений с приставкой «happy». Интернет пестрил историями о поедании пиццы с «чудо-зеленью». Упоминаются два заведения в городе. Зашёл в «Happy Pizza» около центрального рынка. Подали фирменную «счастливую» пиццу, зелени в которой и не предполагается. На часах было 12:40. Предполагается, что эффект наступает через час-два. Ни через час, ни через два часа ничего, кроме переваривания пиццы, не произошло. Соответственно, миф о «счастливой» пицце так и остался красивой сказкой или грамотной рекламой.
Вечером сбор вещей, завтра выезд в Таиланд.
11 марта. Долгая дорога в Таиланд.
01.10. Проснулся сам, чрез 15 минут вышел на ресепшн, где на тук-тук грузились отъезжающие. Вчетвером в одной кабинке с грудой сумок и чемоданов нас довезли до «некой» остановки, сказали: ждать здесь. В 02.00 перевели на остановку в другом направлении.
Ночью комары кусали нещадно. Нетрезвые отдыхающие возвращались в отели. Местные мотоциклисты отвозили своих нарядных барышень домой. А мы стояли и ждали автобуса, который приехал к 02:30, совсем не класса «VIP site», потрёпанный внутри. Поместиться пришлось впереди двух русских парней, ехавших со мной всю дорогу до Бангкока. В сетке впереди стоящего сидения стояли четыре пустые бутылки из-под пива Cambodia и источали изрядно знакомый аромат. До границы с Таиландом ехали довольно бодро, за 2,5 часа добрались до Пой Пета. Правда, смысла выезжать так рано не было вовсе, ещё час автобус стоял с выключенным двигателем, а значит, и кондиционером, но открытой дверью салона. Теперь туристы кормили комаров и Пой Пета.
Утро уже наступило на горло сну. В 06.00 нам приклеили красные стикеры на грудь, чтоб отличить своих от чужих, и мы начали проходить границу. Без трудностей за полчаса граница была пройдена с повторным снятием отпечатков. Далее пикапом (главная транспортная единица Таиланда) доставили до кафешки в Араньяратете. Друзья-тайцы пообещали автобус через полчаса. По волшебному мановению руки тайцев автобус оказался минивэном и пришёл почти вовремя. Дорога от границы до Бангкока заняла 4,5 часа. Мои соседи поездке задумчиво спали, мотая головами в разные стороны. Под конец пути японец спал на моём плече. Обратная дорога оказалась ухабистой, подбрасывало «мама, не горюй». Водитель, как я понял, не пытался даже привезти нас к северному автовокзалу Мо Чит, а хитро завёз на Каосан Роуд. Называется, мафия не спит. Тяжело вздохнув, заказал трансфер в Хуа Хин с Каосан Роуд. Полуденное солнце пекло нещадно. В кафе играла испанская музыка. До посадки оставалось два часа. Но и от Каосан меня повезли не сразу в Хуа Хин, а через стоянку на Victory Monument.
До Хуа Хина я добрался около семи вечера. Дорога заняла около 17 часов и стоила 35 $. Отель Sofia нашёл быстро. Теперь же чисто вымытый лежу на широкой кровати в одноместном номере с вентилятором.               


Рецензии