Дудочка

Солнечный был денёк, осенний. Листочки желтые на берёзках шелестели. А красные листочки в осиннике трепетали. В осинник зайчишка прыгал. Скачет заяц коры осиновой поглодать. Для кого она горькая, а для зайца слаще нет. Прыг-скок! Прыг-скок! Звонкому осеннему деньку заяц радуется. Вдруг трах-бах! Над осинником дыма клуб. Вокруг зайца дробинки-картечинки вжиг-прыг! Шарахнулся бедный заяц в кусты. Да задал, такого стрекача, что в ушах только свист стоит. Того и гляди сердчишко, выскочит. Отдышаться остановился. Глядь — тропинка бежит. На тропинке дудка лежит. Поднял её заяц, дунул раз-другой. Неказиста на вид дудочка, а поёт жалобно, протяжно. Тоскуешь, а от чего и сам не знаешь.

Сел заяц на пенек, в дудку подул. Дудочка жалобно поет - заяц плачет. Безотрадную свою заячью жизнь вспоминает. Живешь-дрожишь. Помираешь - дрожишь. Только и свету в окошке коры осиновой поглодать и то всласть не дают. Так загоревал заяц, что не заметил как старый лис подошёл.

- Ты что плачешь, заяц?! - обрадовался старый лис. - Чувствуешь, что я проголодался? Ну бросай свою дудку. Мне завтракать пора.

А заяц головой трясет, слезы разбрызгивает:

- Все равно, - говорит, - ешь, но только с дудкой. Внимательно старый лис на зайца посмотрел:

- Что-то ты заяц, не то играешь. Дай-ка мне. Вот я сейчас камаринского.

Дунул лис в дудочку. А она вместо камаринского запричитала, заохала, заныла жалобно. Скатилась у старого лиса первая слеза. Вытер он её кулаком, пробормотал: "Эх, жизнь проклятая." - И без огляда в дудку задул.

Дудка поёт. Старый лис зайчишку обнял, рыдает:

- Ты что думаешь у меня жизнь хорошая? Плохая у меня жизнь. Меня ведь тоже обижают. Намедни мужика встретил. Так он говорит: "Дюже у тебя, лис, шкура хорошая. Придется в скорости ободрать. А то моя старуха зимой что-то мерзнет". Сказал так лис и снова зарыдал. А вместе с ним заяц.

Долго они так сидели. Все горевали. Уж солнышко на самую макушку неба вкатилось. Сверчок на травинку прыгнул и ну верещать звонко, да весело.

Старый лис в сторону дудку отложил и сверчку говорит:

- Ты что, зеленая твоя душа, раскричался? Не видишь у зверей горе.

- Какое такое горе?

- Нас мужик обижает. А тут дудка жалостливая попалась, - снова старый лис заныл.

- Знаю я эту дудку, - сверчок говорит. - Она волшебная. У кого жизнь хорошая тому она весело играет. А кто неважнецки живет тому горько песню поет.

- Вот это да-а-а, - лис протянул. -Пойдем, заяц, искать у кого жизнь хорошая.

- Пойдем, лис.

Долго ли коротко ли они шли. Вдруг видят, трусят им навстречу семь волков - семь дубовых лбов.

- Стой! - гаркнул самый большой, самый серый волк. - Куда идем? Почему песню грустную поем?

Затряслись заяц с лисом с перепугу. Но вида не подали.

- Да, вот, - говорят, - ищем мы счастливых. Что б эта дудка весело играла.

- А ну-ка, - протянул лапу самый большой, самый серый волк. - Я и счастливый. Я и веселый. Дай-ка мне.

Дунул волк в дудку. Завыла она так страшно, что заяц с лисом за куст спрятались, волки врассыпную кинулись. А самый большой, самый серый волк стоит весь дрожит, пот с него градом катит.

- Хорошая у вас дудка, - говорит самый большой волк. - Мы с ней будем на большой дороге мужиков грабить. Только пусть в неё лис с зайцем дуют. А то у меня от этой дудки слабость в ногах появляется, и в пот бросает.

Сказано - сделано. Дождались волки темноты, к большой дороге вышли. Глядь -поглядь мужичонка на телеге едет. Кляча - лошаденка еле тащится. А мужичонка орет, песни поет. Выскочили лис с зайцем на дорогу. Со страху – поджилки трясутся. Но в дудку дуют.

Остановился мужик. Что за диво? Лис с зайцем на дудке играют. Да так жалобно и протяжно, что слезу прошибает. Заплакал мужик, пеню грустную затянул, я потом говорит:

- Плохо я живу. Никто меня не жалеет. Только вы приголубили. Просите чего хотите. Все исполню.

- Слушай, мужик, - говорит старый лис, - вот там сидят семь волков - семь дубовых лбов. Они нас с зайцем хотят сожрать, а тебя ограбить.

- Ах, коли так! - закричал мужик, - Схватил с телеги большое ружье да к-а-а-к грохнет по кустам! И такой тут из ружья дым повалил, что ни то что, ни зги не видать, а даже дыхнуть невозможно. А когда дым разошелся, то увидели мужик, лис да заяц, что вокруг куста шесть шкур волчьих лежат, а самая большая, самая серая на верхушке болтается.

- Ну, спасибо, - говорит мужик, - Сначала вы меня разжалобили, а теперь и вовсе от грабежа спасли. Так просите же чего хотите.

- Ничего нам не надо, - лис с зайцем зарыдали. - Только не стреляй в нас из своего ружья.

- Ишь чего захотели. Да, уж ладно. Сейчас не буду в вас палить. Но в другой раз и не попадайтесь. Мне ведь шапку, а старухе моей воротник к зиме справить надо. А теперь давайте сюда дудку, да и идите с богом. Она вам ни к чему, а мне пригодится.

Отдали лис с зайцем мужику дудку. Сами в лес бросились. Бегут только ветки под ногами трещат. А мужик дальше поехал. Едет на дудке играет. Да, так складно и весело получается, что соскочил он с телеги. Рядом с клячей идет камаринского отплясывает.

С тех пор с дудкой этот мужик не расстается. По трактирам ходит, весело на дудке играет, честной народ потешает. Лис с зайцем в лесу тихонько живут, счастливых не ищут, к большой дороге не ходят. А как где заслышат веселый наигрыш, да выстрелы - сломя голову от того места бегут.


Рецензии