Живой огонь

 
 
 

  Яркий и манящий,беспощадный и бушующий,медленный и ласковый,согревающий душу и тело.И это всё о нём - о живом огне.
  На всём протяжении жизни огонь сопровождает человека вплоть до самого смертного часа,когда при скорбном пламени восковой свечи,очищенная душа покидает бренный мир.
  Красив и страшен бывает огонь.Неописуемое впечатление оставляет огонь,мощным потоком вырывающийся из сопла стартующей ракеты-носителя.Дрожь земную вызывает его энергия,сродни табуну диких лошадей,рвущихся на свободу,не желая быть покорёнными.
  Страшен и беспощаден верховой пожар в тайге.Всепожирающий огонь длинными языками бушующего пламени,скачет по верхушкам вековых лесин,подминая под себя сотни гектаров неписаной красоты лесов,губя всё живое вокруг.Даже Человек не в силах противостоять неуправляемой стихии.С диким воем и посвистом,гонимый ветром,мчится огненный вал,оставляя после себя шрамы на обожённом лике Земли.
  У каждого в жизни бывает и первая любовь,и первая разлука,и первый костёр.У многих из нас на всю жизнь остаются в памяти праздники урожая - Картошка!После копки остатки высохшей ботвы превращались в весёлый костёр.А что может быть вкуснее печёной в золе картошечки.
  В минувшее время ,когда существовала пионерская организация,в день её рождения - 19 мая,традиционно проводился торжественный сбор дружины вокруг большого костраа.е-нибудь за околицей,заранее готовят кострище.Выкапывается неглубокий приямок в виде пятиконечной звезды.В форме большого конуса,из поленьев и сучьев,сооружается остов будущего костра.К назначенному часу подходят отряды пионеров,под барабанную дробь распевая пионерские песни.Горнисты трубят "большой сбор",выносится знамя дружины - праздник открывается.Под занавес костровой разжигает пионерский костёр.Собравшиеся обступив его плотным кольцом,хором поют гимн пионеров:"Взвейтесь кострами синие ночи!"
  Огонь большого костра всегда притягивает и завораживает,вызывая неописуемый душевный подъём.На уровне генной памяти сказываются языческие корни.
  По своему происхождению мы - язычники.Испокон веку предки наши поклонялись Солнцу и Огню,считая их священными.Некоторые малые народности Сибири так и остались азиатами-язычниками,соблюдая обряды своей веры до наших дней.Главный из них - обряд очищения. Раскладывается огромный костёр,собравшиеся с песнопениями и плясками,кружатся в хороводе вокруг кострища,трогая руками ласковые языки пламени.Самые отчаянные прыгают через костёр.Живой огонь очищвет ауру человека.После обряда каждый чувствует душевное равновесие и лёгкость тела,будто крылья вырастают.
  Праздники русской Масленицы,где-нибудь в сельской глубинке,с её патриархальными традициями,помнятся всю жизнь с раннего детства.
  Ещё зимой деревенские ребятишки готовятся к ежегодному весеннему шоу.Крадучись стаскивают в условленное место кто ворох соломы,кто охапку доброго сена.Собирают по огородам высохшие будылья подсолнечника.Всё идёт в дело,для будущего костра.Стараются добыть старую автошину,которую кладут в основание.Тогда костёр будет долгоиграющим.
  В день Масленицы,как стемнеет,там и сям вспыхивают долгожданные праздничные костры.В полной тьме блистают лишь звёзды на небе,да блики яркого пламени играют на радостных лицах.Самые запасливые прибегают с факелами.










На длинную жердь наматывается кусок тряпки,закреплённый проволокой,поливается из бутылки "съэкономленного"керосина - остаётся только "прикурить" от костра.Мероприятие заканчивается факельным шествием по деревне.Праздник состоялся - всем радостно и весело.Но когда за-полночь возбуждённые "факельщики" разбредаются по домам,радостное настроение зачастую улетучивается.Мало кого похвалят за чумазую физиономию,да за прожжёные и пропахшие керосином штаны и рукавицы.
  Редко кому пришлось побывать в настоящей,действующей деревенской кузнице.Последние канули в историю примерно в середине шестидесятых годов ушедшего века.Кузница,или по-деревенски просто "кузня",пожалуй единственное место где огонь - созидатель.В моем детстве была такая "кузня",и мне довелось видеть её "живьем".
  На бугре,почти в центре села,на перепутье двух дорог стояли кузница,да маленькая жерновая мельничка.Они долго просуществовали рядом,как два доисторических памятника,пока их время не ушло безвозвратно.Как-то в нашем домашнем хозяйстве возникла необходимость отковать не-то крюк,не-то навес для ворот,и мы с дедом отправились в кузницу.Стоял чудный солнечный май,накануне лета.Нежный ветерок,напоённый весенними ароматоми,ласкал душу и тело.Сочная зелень молодой травки,да яркожелтые головки стройных одуванчиков,радовали глаз.Прелестная пора!
  У двери кузницы,на сквознячке, восседали- сам мастер Алексей Иваныч,мужчина в летах,и его подмастерье - молотобоец Василий.Оба, как и положено, были в кирзовых сапогах.Кузнец,темнолицый и черноволосый,одетый в поношеный серый пиджак и заправленные в сапоги брюки,в застёгнутой на верхнюю пуговицу рубахе и кожаном картузе,насупив густые брови,не мигая,сосредоточенно смотрел куда-то вдаль.Сухой и жилистый,откинувшись прямой спиной на потемневшую бревенчатую стену,он держал на коленях натруженные руки.Его жёсткие ладони с узловатыми пальцами ,в которых чувствовалась сила и мощь,и крючковатый нос,придавали ему вид хищного ястреба.Молодой мужик Василий был прямая противоположность своему старшому.Он был одет в комбайнерский комбинезон на голое тело,из-под лямок которого вздымалась обнажённая грудь,слегка покрытая светлым курчавым волосом.Такая-же у Василия была и борода,и пушистые усы.Вертя по сторонам своей украшенной копной растрёпанных волос головой,он с удовольствием наслаждался и ярким весенним солнышком,и приятными ощущениями прекрасного времени года.И эти ощущения легко можно было прочесть и на его радостном лице,и в сияющих голубых глазах.
  Заказ был исполнен на наших глазах.Работа спорилась в умелых руках.Никакой спешки и лишней суеты,казалось каждое движение было выверено до автоматизма.От их работы веяло уверенностью и надёжностью.Привычным движением руки, кузнец несколько раз качнул видавшим виды кожаным мехом,cловно проиграл вступление на русской певунье - гармони.До толе едва теплившейся огонёк,красными глазками выглядывающий из-под седых ресниц побелевшей золы,получив свежую порцию живительного воздуха,словно оживший зверь стряхнул с себя пепел и расправив плечи,поднялся над горном ровными языками гудящего пламени с синим отливом на кончиках.Cунутая в уголья железяка бысто накалялась меняя цвета от вишнёвого до красного и соломенно-золотистого.Доведённое до "белого каления" железо,подхваченное клещами,бросалось на наковальню,крепко сидящую на огромном прокопчённом чурбане.Пробежав по заготовке лёгким молотком на длинной ручке,мастер освобождал её от окалины,будто открывал футляр дорогой шкатулки.Из-под осыпавшейся корки,освобождаясь,блистал сусальным золотом церковных куполов раскалённый сгусток металла.
 








 Прелюдия заканчивалась,начиналось самое интересное - непосредственно ковка.
В работу вступала "тяжёлая артиллерия" - кузнечный молот.Кузнец своим лёгким молоточком постукивая по раскалённой заготовке,указывал молотобойцу куда наносить удары.Тяжёлый молот мощными ударами утюжил и плющил разогретый металл,постепенно придавая ему форму будущего изделия.Вся кузница наполнялась музыкой звонов какого-то волшебного,неземного оркестра.Лёгкому альтовому звуку маленького молотка,вторил строго в унисон,контробасовый звук тяжёлого кузнечного молота.Кузнец своим молотком,словно дирижёр палочкой,руководил всем процессом.
  Переливчатые звуки радостной музыки,подобно колокольному звону на Пасху,плыли над округой веселя душу и сердце.Иллюзия оркестра была полной.
 А где-то там далеко-далеко,не то на западе,не то на юге в чужой стороне,в древнем Иерусалиме ежегодно накануне самого радостного праздника всех христиан -Светлого Христова Воскресения,толпы верующих людей томятся в ожидании Чуда.
Чудо это - схождение Благодатного Огня.
  В полночь,в самый канун Пасхи,Храм Гроба Господня озаряет пламя нежно-белого цвета.Сколько не жди этого момента,он всегда неожидан и торжествен.Под гул всеобщего ликования,прихожане передают друг другу священный Огонь,несущий Божью Благодать!Люди касаются живого огня руками,умываются им,очищая душу и тело.Почему они так рады этому Огню? Да потому что он символ воскресшего Христа.Каждый христианин чувствует что,живой Бог снова с нами,и своим прикосновением дарит Любовь и Благодать!
  Христос Воскресе!


Рецензии