Барс готовится к прыжку

  Реализация программы восстановления популяции передниазиатского леопарда, которая появилась по инициативе президента страны в 2009 году, приближается к своей кульминации. Уже через несколько дней пятнистых кошек Викторию и Ахуна выпустят в Кавказский заповедник. И хотя молодые особи родились в неволе – в сочинском «Центре восстановления леопарда на Кавказе», они научились всему, что поможет им выжить в дикой природе. Будущий хозяин горных ущелий, нередко в народе называемый кавказским барсом,  должен уметь многое – терпеливо выслеживать жертву, при этом быть незаметным словно призрак и, как ни парадоксально звучит, испытывать страх перед человеком. Сама программа действует более пяти  лет. В планах ученых создать стабильную группу в 40-50 особей, способную самостоятельно формировать пары в природе и постепенно расселиться на прежнем ареале. Для наблюдения животных снабдят спутниковыми ошейниками.
 
Охота за мехом

 Исторически ареал переднеазиатского леопарда простирался от горных цепей Центральной и Передней Азии до Большого Кавказа. Однако в середине 19 века рост населения в этих регионах постепенно вытеснил барса из привычных границ. Заметно уменьшились его охотничьи угодья, и в поисках пищи зверь все чаще спускался к селениям, включив в свой рацион домашний скот. Разбойничьи вылазки объявили пятнистую кошку вне закона. Впрочем, и без этого она всегда привлекала внимание охотников. Леопард был опасным противником, далеко не каждый был готов столкнуться с ним на лесной тропе, поэтому добыть его шкуру считалось для горца особой доблестью. На базаре в то время леопардовые шкуры достигали 20 рублей серебром. В итоге трофейная охота привела к тому, что следы и без того осторожного зверя почти исчезли. На Западном Кавказе в 1930-х годах барс изредка встречался в верховьях рек Киша и Белой. Исследователь Александр Насимович, участвовавший в кавказских экспедициях, описывал в 1931 году загадочный случай, когда на склоне горы Джемарук обнаружили двух задранных медведей и следы барса на земле рядом с ними. Оставленные свидетельства привели к выводу, что леопард мог вполне справиться даже с небольшим медведем.

  Сегодня раздробленные группы леопардов встречаются лишь в отдаленных уголках, редко посещаемых человеком – горных системах Ирана и Туркмении, на западе Дагестана и некоторых ущельях Карачаево-Черкессии. На российском Кавказе его следы появляются раз в 7-10 лет, и то представленные забредшими самцами-кочевниками, совершающими в поиске новых мест охоты переходы до 100 и более километров. Поэтому в сложившейся ситуации говорить о самостоятельном восстановлении популяции не приходится. Чтобы возродить исчезающий вид ученые разработали программу реинтродукции, основная идея которой заселение леопарда  в места, где он когда-то обитал.
 
- Сам проект чрезвычайно сложен и в то же время уникален – комментирует Умар Семенов, руководитель Центра восстановления леопарда на Кавказе, – чтобы системно работать с маточным поголовьем, формировать его, готовить рожденных в неволе котят к выпуску в естественную среду – такого в мире еще не было по крупным кошкам. Поэтому на первых этапах европейское ученое сообщество просто не верило, вернее не видело сил, с помощью которых можно было реализовать эту программу в России.

  Место для строительства Центра выбрали в горах - на территории Сочинского национального парка. На площади в 12 гектаров в кратчайший срок возвели административные корпуса и вольеры. Казалось бы, основная задача выполнена, но перед специалистами встала совсем иная проблема – как получить самих животных. Переднеазиатский леопард имеет высокий природоохранный статус и занесен в Положение I Конвенции о международной торговле дикой фауны и флоры, что налагает серьезные ограничения по его перемещению... Но и здесь повезло. Первых самцов – Генерала и Алоуса - преподнес в дар для реализации программы президент Туркмении главе России Владимиру Путину. Взрослых леопардов отловили на склоне хребта Копетдаг и доставили в Центр в сентябре 2009 года. Почти через год здесь поселились совсем юные самки Мино и Чери из Ирана, также выловленные в дикой природе. Одной из них на тот момент было не больше года. Учитывая их неопытность, специалистам необходимо было подстраховаться – ведь пары у леопардов складываются непросто, животные могут просто не понравиться друг другу, а в вольерных условиях конфликт может закончиться весьма драматично. Когда в октябре 2012 году в Центре появилась семейная пара из Лиссабонского зоопарка – Задиг 9 лет и Андреа 7 лет – работники, можно сказать, вздохнули с облегчением.
 
Трудности перевода

    «Новый дом» леопарда обустраивали очень тщательно. В секторе содержания насчитывается 12 вольеров. В каждом имеется грот, сложенный из искусственного камня. Помимо укрытия во внутреннем ландшафте есть деревянные 3D конструкции – вроде тренажерных комплексов из перекладин и приставных лестниц. Пятнистые кошки отличаются удивительной ловкостью и в состоянии разом взять шесть метров. Во избежание побегов стены вольеров окружили высоким забором с верхним электропастухом. Конечно, питомцев хорошо кормят, однако хищнику важно не заглушать свои природные инстинкты. В огромных охотничьих вольерах звери преследуют уже живые цели – барсуков, косуль, кабанов.

  Долгие месяцы сформировать пару не удавалось из-за стресса животных. Дикие особи испытывали дискомфорт, всячески пытаясь выбраться на волю. Леопарды же из зоопарка вели себя более сдержанно, однако внешнее спокойствие не всегда подразумевало миролюбие.
 
- Всегда считалось, что работать с зоопарковыми животными легче, чем с дикими. Вот мой опыт показывает совсем иначе – рассказывает Умар Семенов. – Несмотря на то, что дикие кошки рвутся в природу, испытывают сумасшедший стресс, попадая в новую среду, все же у них понятное поведение, они его демонстрируют. В период формирования пар они более терпимы друг к другу. К примеру, когда дикий самец Алоус и дикая самка Чери стали заметно проявлять обоюдную симпатию, самка в силу неискушенности в первые дни выказывала агрессию, и Алоус в ответ сдерживался. Тогда как у зоопарковых животных нередко случались конфликты. В прошлом году у нас произошел трагичный случай. Сломалось крепление на дверце вольера, в результате зоопарковый самец проник к Мино, которая на тот момент только что отгуляла с другим самцом.  По-видимому, посторонние запахи вызвали у него приступ ярости, и самку он воспринял посягателем на собственные границы.

  Первые котята появились на свет в июле 2013 года у пары Задига и Андреа. Малышей назвали Фишт и Виктория. Через месяц пополнение принесла Чери. Молодая мама взяла на воспитание только одного детеныша – Ахуна, второго же выкормили работники Центра.  Родившегося в непогоду котенка сразу окрестили Громом. В дикую природу ему нельзя, так как человека не боится, а это одно из важных условий выживания в естественной среде. На сегодняшний день в Центре обитают восемь  котят. Последняя тройня родилась совсем недавно – в октябре прошлого года. По негласной традиции имена молодняку выбирают с учетом мест будущего ареала. Так, в подрастающем поколении есть Кавказ, Архыз, и Сулахат по названию вершины в Тебердинском заповеднике.
 
Тест на выживание

  Матери леопарды очень  заботливы – нередко в природе детеныши остаются с родителем до двух и более лет. И только одиночный характер, и необходимость искать места охоты заставляет взрослых особей рвать семейные узы. В самостоятельной жизни молодые животные повторяют то, чему обучили их родители – выбирают объект охоты, преследуют жертву, прячутся от врагов. В Центре же образовательный процесс расписан от начала до конца. Даже к рождению котят готовятся за тридцать дней до их появления.

- За тридцать дней самку переводят в другое место и вольер начинают готовить – продолжает рассказ руководитель Центра. – Оснащают родильными камерами, деревянным гротом – в общем 5-6 мест, где самка может спрятаться. Территорию полностью вычищают – убираем только угрожающие элементы, оставляем деревья, кустарники. Затем провешиваем канаты, кидаем цилиндры, поправляем камеры. Вычистили – вышли. Кошка возвращается и все – ближайшие несколько месяцев ее никто не беспокоит. Не проводится никаких шумовых работ. Открываем доступ для лояльно настроенного самца, но тогда, когда ей становится необходимо.

  К четырем месяцам котят с матерью перемещают в охотничий вольер. Для тренировок здесь построили искусственную скалу высотой 6 метров. Нижние и верхние камни конструкции неустойчивы, а для скользкости еще присыпаны песком. Когда взрослый леопард впервые полез наверх, то не удержался на шаткой поверхности. Взобраться ему удалось только со второй попытки. Для стимула наверху работники оставляют перепелок, разбрызгивают капли крови – так кошка учится не только балансировать на скальном рельефе, но искать жертву по запаху. Чтобы не допустить привыкание к человеку, зверя при необходимости отсекают в приставной вольер, где подвергают шумовому стрессу.  Вот таким образом, поддерживается генетический страх перед человеком.

  Меню барсов весьма разнообразно – от говядины до оленины. Однако те, кто пойдет в природу питаются мясом только диких животных.
- Такой рацион необходим, чтобы сформировать объект охоты – говорит Александр Лысак, ветеринар Центра. -  Едят мясо косули, тура, барсука, енота… наблюдение за леопардами ведется дистанционно, даже диагнозы ставим визуально, так как в задачу входит профилактика болезней, а не борьба с ними. Потому что контакт с хищниками практически сведен к нулю.

  Поначалу котята охотятся на мелких животных. Жертву запускают в час пик – в самую жару или полдень, причем с разных мест. Активность кошек наступает с темнотой, поэтому у кормовых животных есть время, чтобы уйти, а не попасть  сразу в лапы хищнику. Добычу выслеживают также в искусственных водоемах, куда пускают выдру, нутрию. Ведь чем разнообразнее приемы охоты, тем больше шансов на выживание.

  Совершенствуя навыки, с полутора лет «краснокнижные» кошки готовятся к самостоятельной жизни. Готовят не только животных, но и будущие владения. Выпущенные на волю звери должны быть обеспечены кормовой базой – с этими целями в заповеднике специально несколько лет прикармливали копытных на определенных участках. Первую пару – Ахуна и Викторию отпустят летом – в период изобилия. А это хорошая возможность успешно адаптироваться им в новой среде.

фото Умара Семенова 


Рецензии
А я его живьём видел на границе с Ираном.
Азербайджан, ночь, пограничники, вдали ж\д станция, река Аракс - отвесные скалы с той стороны. В отблесках от воды, слабого света, снежный барс, так его звали местные, неслышно идёт за группой коз... Расстояние метров 20 между ними, отвесные скалы...

Владимир Конюков   19.07.2016 09:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.