Судьбищенская битва-прообраз битвы за Россию

«Почитай отца твою и матерь твою…, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь Бог твой, дает тебе» (Вт.5:16). Эта библейская заповедь является краеугольным камнем нашей жизни. Почитание отца и матери неотделимо от любви к Родине, к земле, которую дал каждому из нас для жизни Бог. В основе патриотизма лежит не абстрактная идея, но живое разумно-сердечное чувство связи с отчим домом (отсюда – слово «отчизна»). Именно это живое одухотворенное чувство пронизывает недавно вышедшую в свет книгу орловских краеведов Григория Лазарева и Владимира Ананьева «На поющих холмах», придавая ей  гармоничность и целостность, неповторимый запоминающийся облик и звучание.

Книга написана на основе уникальных, недоступных широкому читателю архивных материалов, отражающих жизнь обитателей Срединной России в прошлом. Внимание авторов останавливается и на драматичных моментах истории, и на строительстве храмов, и на организации народного просвещения и здравоохранения, и на экономических, хозяйственных вопросах, и на многом другом. При всей разнородности материала, он не распадается на части, не парализует читательское внимание и мысль своим объемом и обилием деталей. Центром притяжения всего этого необъятного корпуса разнообразных и разноплановых фактов выступает жизнь обитателей села Судбищи (Новодеревеньковский район Орловской области) на протяжении пяти веков  русской истории. Имя этого села навсегда вошло в историю нашего Отечества в связи с Судбищенской битвой, которая произошла в начале июля 1555 года, когда семь тысяч русских ратников во главе с воеводой Иваном Шереметевым вступили в неравный бой с 60-тысячной ордой крымского хана Давлет-Гирея, вторгшегося на Русь. В результате этой битвы пало пять тысяч русских ратников и пятнадцать тысяч татар.  После двухдневого кровопролитного боя хан был вынужден бежать со своей ордой в степи, опасаясь подхода войска царя Иоанна Грозного.
Судбищенская битва являет собой свидетельство силы духа русских людей, их освобождения от внутреннего рабства, их воли к победе, утверждению своего самостояния. И в этом отношении она сопоставима с великими судьбоносными сражениями – Мамаевым побоищем, Бородинской и Курско-Орловской битвами.
От рассказа о Судбищенской битве нити документального повествования тянутся к судьбам ее участников – воеводы Ивана Шереметева, окольничего Льва Салтыкова, князя Юрия Лыкова и других. Важно, что имена этих людей, благодаря авторам книги, извлекаются из забвения. И они, несомненно, должны стать предметом поминовения и почитания, подобно именам героев всех других великих русских сражений.

Авторский взгляд охватывает многое, он обладает свойством панорамности и даже стереоскопичности. В книге получают освещение самые разнообразные факты, которые прямо не связаны с Судбищенской битвой, но при этом воссоздают картину жизни русских людей в этих краях на фоне жизни нашего Отечества в разные периоды его истории. Каждый факт, каждая деталь исполнены живого значения, будят воображение читателя, обращают его мысль к современному состоянию нашей Родины – большой и малой. Это способствует  росту народного самосознания и чувства личной ответственности за судьбу нашего Отечества.
Несколько характерных примеров.

Из главы «По родной Муравской дороге – в рабство» мы узнаем о драматичной участи наших земляков, угнанных татарами. Но, в то же время, обращает на себя внимание тот факт, что во времена Иоанна Грозного тем пленникам, которым удавалось бежать из рабства и вернуться на родину, государство выплачивало особую денежную «компенсацию» за понесенные лишения. Тем самым оно как бы брало на себя ответственность за то, что не смогло выполнить своей главной функции – обеспечить безопасность, защиту и охрану своих граждан. В комментариях  к этому эпизоду приводятся контрастные факты из недавней истории, когда советское государство отправляло в тюрьмы и лагеря тех, кто попал в плен фашистам, стал объектом их надругательства на оккупированных территориях.

Не менее выразительны авторские комментарии в конце раздела, посвященного некоторым страницам здравоохранения нашего края. Отмечая непосредственную зависимость распространения эпидемий, повышения смертности народа от деятельности чиновников, определявших в прошлом уровень оплаты труда врачей, авторы распространяют свое обобщение и на современность:
«Сравним наше время. Стоило «рачительным» чиновникам только подумать о платном здравоохранении для народа, как в России, в которой забыли названия смертельных зараз, кое-где уже наблюдаются вспышки некоторых эпидемических болезней».

Факты преобладают в книге, но авторы не могут позволить себе сохранять бесстрастную позицию стороннего наблюдателя. Боль и сопереживание бедственной судьбе русского крестьянства в пореволюционные годы звучат в строках: «… правители нового пролетарского государства (как и все предыдущие российские государи!) все свое крайне опасное внимание сосредоточили на селе».

К числу лучших в книге относятся станицы, посвященные народному просвещению. Большой заслугой авторов является воскрешение памяти народных просветителей – учителей, смотрителей училищ, благодетелей, усилиями которых создавались и поддерживались школы, организовывалась сеть народных училищ в Новосильском крае. Среди них – Иосиф Николаевич Шатилов, Симон Давидович Мачавариани, Мария Федоровна Ридель и многие другие.

Сегодня в России особенно остро стоит вопрос об идеале отечественного образования. Основной проблемой современной педагогики является проблема идеала, без решения которой бессмысленными и мертвыми являются все проекты по модернизации образования, все продуманные до мелочей стандарты и планы, все самые современные методы обучения. К.Д.Ушинский пишет: «Этот идеал надобно внедрять детям с детства, этот идеал – Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства».

Материалы книги «На поющих холмах» убедительно свидетельствуют о силе и действенности этого идеала, вдохновлявшего деятельность народных просветителей Орловщины. Наиболее показательными в этом отношении является деятельность и высказывания смотрителя народных училищ Симона Давидовича Мачавариани. Так, в тексте адреса, направленного Новосильским уездным земством Симону Давидовичу, мы читаем такие слова: «Со свойственной Вам чуткостью Вы оказывали на учителей в высшей степени благотворное воспитывающее влияние и направляли их деятельность в том духе любви к церкви, к родине, преданности делу, которым Вы всегда были воодушевлены». В ежегодных отчетах же самого Мачавариани, замечательных по своему стилю и духу, учитель сравнивается с пастырем: «Люди, вооруженные пламенем любви, больше влияют на общество, чем люди с громадным запасом знаний, но равнодушные к судьбе ближних». И далее говорится о божественных истоках этой созидающей, ободряющей  и возвышающей душу любви: «Чтобы земля цвела, ей нужны блага, свет и теплота; чтобы дух радовался, развиваясь, ему нужен вдохновенный взгляд окрыленного Духом Святым Евангелиста Богослова – «Бог есть любовь». Этой любви вселенная обязана жизнью своей и красотой той, которая окрыляет воображение астронома, вдохновляет певца лиры и мыслителя, погруженного в царственные думы о судьбе мира, и артиста, извлекающего чудные звуки, говорящие о неведомом, но желанном мире, мире том, где идеальность с действительностью сочетаются обаятельно». Это цитаты не из поэтического произведения, но из официального отчета. Так жили, чувствовали и писали педагоги-просветители Орловского края в сравнительно недавнем прошлом…

Сегодня, в условиях все обостряющейся информационной войны против России, когда явственно проступает стремление поставить под вопрос исторический смысл существования нашей страны, посеять в русском народе настроения уныния, разочарования, неверия в свои силы,  книга «Поющие холмы» приобретает особое звучание. Она имеет просвещающее, ободряющее  и вдохновляющее значение. В истории села Судбищи, как в капле, отражается, история страны, история великого и мужественного народа.

 В  Судбищенской битве видится прообраз современной битвы за Россию. Бой ведется с превосходящими силами противника, и ратников не так много, но, как не раз свидетельствовала история, исход сражения зависит не от числа воинов, но от их духовной силы.

 Сим победиши!
;


Рецензии