Параллельные миры. То, что бог нам отмерил

 
     Прогресс

Жизнь требует движения
               (Аристотель)

…Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон…
                (А.С.Пушкин)

   Весна  – прекрасная, сначала переменчивая, в мае подарила  ясные и весёлые дни, когда земля возрождается к новой жизни и всё вокруг будто начинает дышать заново и расцветает.
   Люба задумалась:
– Надо искать новые возможности для исцеления Виктора.
Она стала изучать книги по традиционной и нетрадиционной медицине.   Люба прочитала, что в одном из уральских санаториев проводится целый курс посттравматической реабилитации.  Мама Виктора добилась бесплатной путёвки.
   Лето вступало в свои права. Дождливый июнь сменился жарким июлем.
 Виктор с мамой уехал в санаторий.  Он принимал солнечные и соляные ванны, закаливался  воздухом и контрастным душем, купался в бассейне, с ним проводили даже сеансы грязелечения. Одним из новинок была методика холотропного дыхания.  Цель этой методики – высвобождение подавленных эмоций с помощью специальных приёмов. Основным элементом  было более глубокое и быстрое, чем в обычном состоянии, дыхание. Но при этом предусматривались  занятия, направленные на творческое самовыражение личности.  Из этих занятий – танцы, естественно не подходили для Виктора. Ему предложили на выбор: или  рисование, или  лепка. Виктор  выбрал рисование.  Он рисовал необычные картины:  красный закат, бурлящее море и одинокий серфингист на широкой доске.  Это было воплощением его  борьбы с болезнью.
  От мрачных мыслей его спасали письма Любы.  Он описывал всё, чем занимался с утра до вечера.  Вот как Виктор  написал о первом занятии по холотропному дыханию:
Любушка, здравствуй!  Сегодня состоялось первое занятие по холотропному дыханию. Методист  проинструктировал, как нужно правильно дышать: ускоренно, чем обычно и глубоко вдыхая и выдыхая воздух.  И всё это под музыку.  Я  лёг на спину, закрыл  глаза и сосредоточился на внутренних переживаниях. Передо мной, Любушка, предстало твоё лицо, ты улыбалась. Вдруг твой  образ расплылся, и я увидел другую картину: ярко освещённый четырёхугольник ринга – это был бой с «Чёрным вороном». Зрители ревут в экстазе: «Бей его!». Чёрные мысли захватывают меня. Я, как и противник, воплощаю зло.
– Нужно прогнать эти мысли – нужно сфокусировать внимание на дыхании, – мелькнула затаённая мысль. Я  очнулся, то  начинал дышать глубоко и часто. Музыка волнует, уносит меня  вверх, как пушинку. Но вдруг обнаруживаю, что опять отвлёкся и стал анализировать  музыку и её звучание.
– Опять не так. Надо сконцентрироваться на дыхании. Глубокий вдох, выдох на раз, два, три, часто, часто, – проговариваю про себя.
 Вдруг я замечаю, что вновь дыхание перехватило, и чувство гнева переполняет меня. Но перемещаю внимание, как учили,  на ощущения в своём теле. Руки становятся лёгкими, сердце бьётся учащённо, тепло еле заметно пронизывает парализованные ноги. Ты представляешь, каким то было большим подарком для меня.
– Ура! Прогресс! – закричал я в диком восторге. В конце реабилитационного периода Виктору показалось, что он смог пошевелить большим пальцем левой ноги.  Об этом он тут же написал Любе.
Люба приехала к нему в санаторий на один день. 
В это утро Виктора разбудили яркие лучи солнца. Они пробивались даже через плотные шторы. Сделав гимнастику и позавтракав, Виктор встретил Любу,  и они  прошлись по сосновой аллее.  Вдруг сверху  послышалось сердитое карканье.  Для Виктора это не стало неожиданностью, а Люба вздрогнула и задрала голову. На верхушке сосны сидел чёрный ворон. Ворон внимательно оглядел незнакомку и устремился куда-то на середину аллеи, а потом скрылся из виду.  Виктор поморщился: чёрный преследовал  его уже не только в снах. Но то, что он улетел – хороший признак. Рядом верный друг и настоящая Любовь. В душе юноши поселилась надежда, что сегодняшний день для него вроде знака и теперь он сможет стать здоровым.
У каждого человека  свой мир, у кого-то хрупкий, у кого-то более приземлённый, у кого-то  особый, но каждый по мере возможности старается не допустить в свой мир чужого человека. Есть такое понятие, как "личное пространство", в которое  человек кого-то допускает, а кого-то нет.  Болезнь заставляет испытать, насколько душевное состояние больного отличается от того,  в котором пребывает здоровый   человек. Из той, здоровой, жизни он попадает в жизнь,  наполненную болью, мучениями, ограничениями. Чувствительность инвалида сильно обостряется, всё в его сознании, как правило, смещается, он становится раздражительным и болезненно реагирует на каждую мелочь.  Столь высокая эмоциональность объясняется тем, что все силы расходуются на сопротивление боли, отчего нервы постоянно взвинчены до предела.  Такой человек не всегда сможет допустить чужого в свой  ближний круг. Встреча Виктора и Любы, скорее всего, редкое исключение, но такое иногда случается. 
 
То, что бог нам отмерил

 …что бог нам отмерил однажды…
                (Омар Хаям)

  Жизнь требует движенья, -
Играет в сердце кровь,
Я верю в исцеленье,
Да здравствует Любовь!
В Любви такая сила,
В ней чудо, волшебство!
Я расправляю крылья,
Недугам всем назло!

     Прошло некоторое время.  Виктор и Люба сыграли скромную свадьбу. Как красива была невеста в белом воздушном платье! В Загсе все удивлялись, видя жениха на инвалидной коляске. Но молодым было всё равно. Они любили друг друга и  давно уже перестали замечать любопытные и нескромные взгляды.
Люба  училась в  медицинском  институте.    Виктор заканчивал институт. Ежедневная гимнастика,  массаж, санаторно-курортное лечение помогли ему – он стал чувствовать свои ноги, стал шевелить пальцами обоих ног.  Виктор искал новые способы их оживить. Для укрепления мышц спины и поясницы он дёргал привязанные к спинке кровати аптечные бинты, скрученные косичкой. Судорогой сводило руки, шею, спину. Все его силы уходили на то, чтобы встать на ноги.
Однажды в город приехал цирк с силачом. Город был обвешан афишами, где Жоррес, так звали силача, двигает с помощью канат легковой автомобиль. Люба  купила   билеты,  и они с Виктором после представления,  по договорённости с директором цирка,  подошли к Жорресу. Силач показал Виктору силовые упражнения для рук.
 – Даже для очень слабого человека такие упражнения сгодятся, – демонстрируя упражнения,  сказал Жоррес,  – ведь многие упражнения можно делать сидя.
– Занимайся ежедневно, но нужно быть очень осторожным, переутомляться нельзя, – предупредил он Виктора.
   Пока Виктор занимался, Люба в свободное время часто засиживалась в библиотеке,  просматривала  медицинскую литературу,  большое внимание она уделяла новинкам. Так Люба узнала про  курс Церендолы Гонцога. С  девяти  лет он занимался тибетской медициной, а в Россию приехал по договору.  К  нему было очень трудно  попасть, Люба стала искать  любую возможность.   И вскоре ей стало известно, что Церендолы приезжает для проведения реабилитационных курсов больных с травмами позвоночника. Любе, используя связи в медицинском мире,  удалось записать себя и  Виктора  на двухнедельный курс  процедур у Церендолы.
Занятия и процедуры проводились  в республиканской больнице.  В группе оказалось 30  врачей-невропатологов, среди них  Люба была единственным фармацевтом. Она  всё тщательно конспектировала. Церендолы обучал  медиков 30 видам массажа – от шведского до древнекитайского массажа туйна.  Виктор  в это время находился на кушетке, Церендолы проводил на нём процедуры восточной иглотерапии.    Для Виктора особенно был невыносим тибетско-монгольский массаж «даран барих арга», где предпочтение отдавалось технике давления двумя пальцами, суставами пальцев, ладонью, локтем.
– Жмите до тех пор, пока не станет больно, – любил повторять Гонцог.
Сам Гиппократ говорил: «Боль устраняется болью».
На одном из занятий Гонцог рассказывал о мокси. Мокси – это сжигание небольшого количества сухой лечебной травы, непосредственно воздействующее на акупрессорную точку или возле неё, с целью активизации  тока «ши»  – энергии  организма. Кусочек травы обычно заталкивают в маленький конус (моксу) размером не более рисового зёрнышка и зажигают прямо на поверхности кожи или же на поверхности иглы. В основном применяются полынные сигареты.
– Трёхлетняя полынь изгоняет семилетнюю болезнь, – и эту фразу любил говорить Церендолы.
Чтобы смягчить парапез ног Виктора и одновременно повысить тонус, снять боль и ограничение в суставах, Цернедолы выбрал для него меридиан желудка.  Начинался он наружным ходом в середине нижнего края глазницы, заканчивался в середине наружного края ногтя ноги. На этом меридиане он поставил 16 иголок.   Прежде чем ставить иглу, Церендолы  держал её за ручку в пальцах, чтобы согреть. Все медики очень удивлялись, как он быстро проводит эту процедуру – как жонглёр в цирке. И не только, он знал каждую точку наизусть, глубину введения игл, расстояние между ними, направление укола.  Церендолы  внимательно следит за состоянием своего пациента.
  Лёжа на кушетке во время иглоукалывания Виктор лежал спокойно и расслабленно,  вспоминая самые радостные случаи из детства и счастливые дни встречи с любой.  Вдруг Виктор почувствовал, что его как будто ударило током. 
– Не бойся – это  игла достигла своей цели, – говорит Церендолы. – Терпимо?  Если нет, скажи.
– Всё нормально, – Виктор спокоен и сосредоточен.
– Записывайте, – говорит Церендолы Гонцог, – в случае, если ощущение окажется очень сильным, иглу приподнимают, а если начинается тошнота, головокружение, сильное беспокойство, потливость, сеансы прекращаются.
Кроме того из-за хронического течения болезни  Виктору дополнительно  ставились иглы на другие точки, отвечающие за  разные отделы позвоночника. Одновременно проводилась гимнастика шиацу, из медикаментов – только мидокалм и, естественно, гимнастика.
Церендолы говорил:
– Эффективность лечебной физкультуры проверено веками. Врачи Древней Греции Гиппократ, Асклепиад и другие считали физические упражнения обязательным и важным компонентом любого лечения. Древнеримский врач Клавдий рекомендовал больным не только гимнастические упражнения и массаж,  но и занятия спортом, охоту, собирание плодов, прогулки. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн Сина (Авиценна)  «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал  физические упражнения как важный элемент лечебной и профессиональной медицины.
   Для уменьшения спастики мышц ног по рекомендации Церендолы Гонцог  Виктор в течение 6 месяцев в 1 раз в день  выпивал следующий настой:
 1 десертная ложка укропа заливается 200 г молока, кипятится 5 минут.
 Общеукрепляющим  в рационе питания Виктора  было баранье мясо и горячий бульон.
  Однажды вечером Виктор сидел в кресле очень взволнованный.  В комнату вошли мама  и Люба.
– Вы знаете, что случилось? Я встал!
– Что?
– Это правда! Я встал на ноги.
Мама удивилась. Люба очень обрадовалась. Виктор стал рассказывать:
– Ночью я увидел сон. Опять тот же поединок. Чёрный ворон» идёт в наступление. Удар – после удара он опускает левую руку и открывается. Я наношу ему встречный удар справа. На глазах изумлённой публики «Чёрный ворон» падает, но поднимается снова. Чувствуется, что силы его уже на исходе. «Чёрный ворон» закрывает рукой глаза, но голова его открыта. Я наношу ему очередной мощный удар левым кулаком в голову, он застонал, опустил руки. Я слышу, что он начинает  шептать  незнакомые мне ругательства. Падает, поднимается и падает вновь. И это уже конец. Публика аплодировала мне. Зал свистел, топал ногами,  и всё это доносилось до меня, как звуки с далёкой планеты. Победа!  Утром я проснулся и понял, что смогу встать,  если сделаю над собой усилие.  И я встал, но всё время крепко держался за ручку кресла.
   Виктор встал на глазах изумлённых матери и Любы, но продержался недолго, силы иссякли, он стал заваливаться на бок. Люба бросилась к нему.
  На следующий день Виктор с лёгкостью встал на ноги. Казалось, что эти годы у него не было просто желания вставать, а теперь он проснулся к новой жизни, ноги получили приказ и с лёгкостью его выполнили.
На очередном приёме Виктор спросил своего лечащего врача:
– Неужели  я буду здоровым?
– Да, – ответил доктор, – но нужно время, и тебе надо запастись терпением. Ты так мужественно вёл себя все эти годы, что теперь, конечно, выдержишь испытание. Благодари своих самых близких. Запомни: опрометчивость и неосторожность могут отбросить тебя назад.
 Прогресс был медленным. Но все были счастливы.  Люба внимательно наблюдала за Виктором. Вначале он  мог стоять на ногах всего несколько секунд, потом – минуту, потом – пять минут, всё время крепко держась за кресло.  Затем Виктор отважился отпустить кресло  и стоять самостоятельно. Потом научился медленно ходить, толкая кресло перед собой. Для него ходить  хоть так – было настоящим счастьем! Ни один годовалый малыш так не гордился своими первыми шагами, как он.
  На следующее утро Виктору захотелось прогуляться. Был воскресный осенний день. Виктор с Любой пошли в парк. Виктор чувствовал прилив сверх естественной силы.  Люба слегка придерживала его за руку. Поначалу ноги у Виктора слегка подрагивали. Затем он выпрямился и, гордо подняв голову, крикнул:
– Я не инвалид!  – А Любе сказал:
– Мне сейчас надо дойти до того дерева. Если я устану, то смогу опереться на ствол. А в кресло я не сяду!
Без всякого  происшествия, держа Любу за руку, Виктор достиг дерева. Было не похоже, чтобы переход его утомил, да и прислонился спиной к стволу не из-за усталости. Просто ему было так удобно. Вдруг Виктор услышал шёпот:
– Всё получилось! Всё получилось!
– Что ты там шепчешь? – спросил он  Любу.
– Всё получилось! Я же давно тебе говорила, что ты сможешь, что ты встанешь на ноги.   
Люба почувствовала себя феей-волшебницей из сказки «Золушка».
 – Это твоей любви целительная сила. –  Виктор обнял Любу, крепко поцеловал и  произнёс:
– Моя милая  Люба-Любовь!  Любовь твоя – это настоящее чудо!
   Несколько лет назад в такой же день Люба и Виктор на коляске гуляли  по этому парку. Багряные, красные, золотые краски переливались в лучах неяркого солнца.  Осень бросала им вслед золотые листья. Один из листьев оказался счастливым билетом в  чудесную волшебную страну Любовь.
 P.S. Всем, кто пострадал и кто ещё страдает – не падайте духом!  Не поддавайтесь апатии и пессимизму. Не отталкивайте своих близких. Цените каждый прожитый день, будьте стойкими и сильными!
То, что бог нам отмерил однажды, друзья,
Увеличить нельзя и уменьшить нельзя.
Постараемся с толком истратить наличность,
На чужую не зарясь, взаймы не прося.
(Омар Хаям)


Рецензии
Очень поучительный рассказ. И учит терпению, настойчивости и обретению силы духа.
Желаю успехов в Вашем творчестве.
С уважением,

Виталий Гадиятов   13.02.2018 17:28     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Ваши работы о самоцветах очень помогли мне в написании романа.

Анна Магасумова   14.02.2018 12:56   Заявить о нарушении
Я очень рад.
С уважением,

Виталий Гадиятов   14.02.2018 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.