Еда в Библии
Конечно, Святая Земля --- это юг, экзотика, ослы, верблюды, моря в которых плавают не только киты, но и монструальный левиафан. Пальмы. Смоквы, они же финики, они же плоды инжира...
Но в целом благодаря информационному взрыву и бурному развитию международной торговли, туризма и прочих глобальных процессов, нас трудно удивить библейской экзотикой.
Ивсе же, иногда попадаются в библейском тексте яства, которые манят своей загадочностью.
Вот в Притчах (глава 31, стихи 6-7) читаем пафосный, как любят говорить снобы, призыв:
«Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании».
Понятно, что вино здесь это привычный нам алкогольный напиток, а сикер --- что-то вроде водки. Что же получается? Алкогольная пропаганда времен Великого Комбайнера? Неужели в священный текст каким-то образом прокралась реклама тогдашних вино-водочных монополистов?
Да, соглашаются специалисты. Действительно, приведенный текст можно воспринять, как разрешение и даже поощрение употреблять спиртное, когда других выходов снять социальное и личное напряжение человек не видит.
Но на одну эту «алкогольную» цитату можно привести десятки библейских призывов к трезвому образу жизни.
Чтобы понять смысл данного текста, нужно прочитать всю притчу целиком. Видно, что это наставление матери сыну – царю.
Из контекста понятно, что в этой притче мать оберегает сына от скоропалительного и неосмотрительного брака. А относительно контактов с «зеленым змием» поясняет: «Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям - сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых».
Кстати, Сократ называл пьянство «добровольным безумием», а Пифагор считал, что отношение к алкоголю --- это экзамен человека на разумную умеренность.
Педагоги в Элладе специально поили рабов допьяна, а затем в воспитательных приводили своих учеников посмотреть, до какого скотского состояния можно дойти, злоупотребляя спиртным.
Кстати, в те древние времена люди пили не какую-то там крепленую бормотуху, а перебродивший сок. Часто вино разбавляли чистой родниковой водой, чтобы получать удовольствие, вдохновение, а не для того, чтобы оглушить себя поскорее градусами и заснуть, упав лицом в античный аналог салата оливье.
Итак, сикеру и прочую гадость дайте несчастным из низших классов, а мудрую трезвость и умеренность предоставьте элите и прочим властям предержащим.
Сколько в Библии упоминанмий еды, напитков, трапез и возлияний? Многие сотн!
От первых страниц книги Бытие и до самого Апокалипса яркие повествования развертываются на фоне приема пищи и утоления жажды. Прародительница Ева по наущению сами знаете кого сорвала плод с дерева познания добра и зла. Ела сама, накормила супруга и попала на картины художников, живших гораздо позднее, с привычным для художников яблоком. Хотя в библейском тексте роковой фрукт нигде и никак не конкретизирован!
В Библии то и дело закусывают, завтракают, обедают, ужинают, берут еду в дорогу, преломляют хлеб свой с друзьями или попутчиками, а то и пируют, пускаясь во все тяжкие.
И особое внимание привлекают к себе странные, очень странные, а порой и сверхъестественные библейские пищевые продукты.
Пока Моисей, поднявшись на гору, совещался с Господом, израильтяне, устав ждать, впали в язычество. Сняв серьги с ушей своих жен, дочерей и сыновей, они отдали семейное золото на переплавку и изготовление Златого Тельца, которого и объявили своим новым богом и спасителем.
За это отступничество и поклонение идолу они подверглись всевозможным наказаниям, а Моисей, как сообщает книга Исход, «взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым». Это --- не единственный пример своего рода «кулинарной терапии», описанной в Святом Писании.
Пророк Иезикииль перед пропеведью среди широких народных масс имел совершенно мистическую трапезу, о которой он поведал потом читателям Библии: «И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток.
И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: `плач, и стон, и горе`.
и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе.
И я съел, и было в устах моих сладко, как мед.
И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами».
Иезекииль так и поступил.
Позднее в тех же мистических целях Иезекиилю было предложено вести аскетический образ жизни и испекать себе лепешки на… человеческом кале. Когда пророк взмолился о пощаде, ему разрешено было в качестве топлива использовать сухой коровий помет. В отличие от рукописи, ыкус испеченного таким образом хлеба Инзекииль не описывает.
•
Следующее блюдо вошло в языки всех христианских народов. Кто же не помнит, как Господь каждое утро в течение сорока лет посылал иудеям пищу, когда они через пустыню шли из египетского плена в Землю Обетованную.
«Роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле.
И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это?...
И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу…».
По одной версии, решить продовольственную проблему помогла, по воле, разумеется, Божией, леканура съедобная. Семена этого лишайника действительно очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Местные кочевники и по сей день, собирая семена лекануры, толкут из них муку и пекут лепешки.
По другой версии это могла быть камедь --- смолистое вещество, выделяемое кустарниками пустыни.
Как бы там ни было, в Библии народ во время похода через пустыню получал манну шесть раз в неделю, кроме почитаемой иудеями субботы. «Хлеб небесный» (небесное зерно», «ангельский хлеб») перестал выпадать, когда странники добрались до сытной Земли Ханаанской.
«Отцы наши ели манну в пустыне. Как написано: хлеб с неба дал им есть». Евангелие от Иоанна (6, 31).
«Манна небесная» как красивый фразеологизм означает нечто важное, очень редкое, нужное, долгожданное. В ироническом смысле «манна небесная» --- нечто сверхъестественное, маловероятное, сомнительное,
• Animal Fodder for a King: In accordance with Daniel’s prophecy, Nebuchadnezzar the king of Babylon lives in the wilderness for seven years eating grass like an ox (Dan 4:33).
Доведенное до крайних форм добровольное или вынужденное вегетарианство приводило к тому, что некоторым героям и антигероям Библии приходилось переходить на фураж или подножный корм.
Доведенное до крайних форм ыегетарианството
По пророчеству Даниила, вавилонский царь Навуходоносор на целых семь лет «отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы».
Аналогичная история произошла с пророком Ездрой. По счастью, не семь лет, но всего лишь одну неделю ему пришлось питаться одними цветами.
Некоторые ученые мужи подметили некий параллелизм между библейским Навуходоносором и реально правившим в Вавилоне царем Набонидом. Последний царь Вавилона действительно в течение десяти лет вынужден был жить в оазисе в самом сердце Аравийской пустыни.
Ангел давал Илие хлеб и воду, когда пророк путешествовал сорок дней на гору Харив, где в пещере с Господом. А еще раньше в пустынной местности ангелы кормили Илию дважды в день хлебом и мясо небесного, разумеется происхождения.
Двойную гастрономическо-диетическую загадку оставил нам евангелист Марк. Описывая аскетическое отшельничество Иоанна Крестителя, он сообщил, в частности: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед».
Одни эксперты утверждают, что акриды --- разновидность саранчи, гигантский кузнечик, мясо которого помогало Иоанну поддерживать в организме белковый баланс. Однако есть и конкурирующее мнение, согласно которому акрида --- кустарник, листьями которого отшельник закусывал дикий мед. Правда в этом вопросе находится где угодно, но только не посередине.
Прародители человечества Адам и Ева с изгнанием из рая утратили не только беспечное существование, но также бессмертие, которое получали через плоды от Древа Жизни. Какой породы было это дерево и как выглядели эти фрукты, какой имели вкус, книга Бытие не сообщает.
Господь не только Илию спасал от мук голода и жажды в обстановке бесплодной пустыни. Когда Агарь и отрок Ишмаель погибали в пустыне Вирсавии, Господь открыл женщине глаза и она увидела скрытый до этого колодец с живительной влагой. Погибавший от жажды народ и скот Моисей спас, дважды ударив жезлом в монолитную скалу, из которой тотчас ударила струя воды.
О каннибализме как самой страшной форме Божией кары можно прочесть в книге Второзаконие (28, 53-57): «И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой».
Скатерть-самобранка в Библии отсутствует, но в Книге Царств стараниями пророков Илии и Елисея бедная женщина получает кувшин с зерном, запас которого пополняется каждый день, и сосуд с возобновляемым маслом, что помогло ей выжить в условиях наступившего голода. Там же описано, как один человек двадцатью хлебами кормит сто голодающих, после чего остаются еще корзины объедков.
Иисус в Кане Галилейской во время брачного пира по подсказке матери превращает воду в вино, чтобы свадьба могла праздноваться подольше.
Следующее чудо ---- единственное, о котором упоминается всеми четырьмя евангелистами. Иисус проповедовал в пустынном месте и ученики попросили его отпустить людей чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». В ответ сомнение учеников как можно накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. Евангелист Лука свидетельствует: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».
На прощальном ужине со своими учениками Иисус предсказал будущее предательство со стороны одного из апостолов и панику среди самых близких ему людей. Леонардо да Винчи на своей знаменитой фреске, изображающей тайную вечерю, в левой части картины изобразил как бы «ничью» руку, держащую большой нож. Мирная коллективная трапеза --- и вдруг символ коварной измены, намек на удар в спину…
.
Свидетельство о публикации №215060401617