Луначарскому в этом году исполняется 140 лет

Примерно недели две я была во власти впечатлений от прочитанных воспоминаний разных современников Анатолия Васильевича Луначарского. Я – человек , который неустанно ощущаю, что по складу мыслей, поступков, знаниям, являюсь человеком из СССР. И при этом выяснилось, что о Луначарском я практически ничего не знала. Значит, если моё поколение знакомо с этой выдающейся личностью, как я, т.е. поверхностно, то чего ждать от следующих поколений… Мне захотелось рассказать современным людям о нём, а если мой рассказ станет интересен молодым, я буду просто счастлива. Ведь Анатолий Васильевич Луначарский – уникальный революционер, один из достойнейших соратников Ленина.

Он родился 11 ноября 1875 года в Полтаве, т.е. он был на пять лет моложе Ленина и украинец, а Ильич был волжанин, т.е. русский. Луначарский прожил на 4 года больше Ленина, словом оба они сгорели на партийной работе, которой занимались не щадя себя, частенько без сна, еды и отдыха.

В современной википедии написано, что Анатолий Васильевич был российским революционером, советским государственным деятелем, писателем, переводчиком, публицистом, критиком, искусствоведом, академиком АН СССР.

Уже этот перечень говорит о многом. А если вспомнить, что революционером он стал ещё в старших классах гимназии, а советским государственным деятелем с 1917 года до 1933 года, до года его смерти, то можно только удивляться его возможностям. Писать Луначарский начал, как только научился держать перо и читать книги. Переводчиком же Анатолий Васильевич был вообще уникальным. Кроме немецкого, французского, английского, испанского, итальянского, польского, украинского, латыни, греческого языков, которые он знал в совершенстве, Луначарский говорил, что знает не очень хорошо шведский, норвежский,  и армянский языки. О том, каким он был критиком, публицистом, искусствоведом можно прочитать в его собрании сочинений в 8 томах и прочитать в воспоминаниях тех, кто с ним общался в разное время в газетах «Вперёд», «Правде», «Искре», «Известиях», где его главным псевдонимом был Воинов. И то, что в 1930 году Луначарский был избран в академики – это вполне закономерно, так как человека более эрудированного в это время вряд ли можно было найти в СССР , причём ни в одной области наук, а во многих.

«Культура должна принадлежать массам», - это первым ещё до Ленина сказал Луначарский. И он всю свою жизнь фактически боролся за это.

Валерий Брюсов в 1923 году написал о нём стихи:

В дни победы, где в вихре жестоком

Всё былое могло потонуть,

Усмотрел ты провидящим оком

Над развалом зиждительный путь.

Путь пьянил победителей смелых

Разрушений божественный хмель,

Ты провидел в далёких пределах,

За смятеньем, конечную цель.

Стоя первым в ряду озарённом

Молодых созидателей, ты

Указал им в былом, осуждённом

Дорогие навеки черты.

В ослеплении поднятый молот

Ты любовной рукой удержал,

И кумир Бельведерский, расколот,

Не повергнут на свой пьедестал.

Ты широко вскрываешь ворота

Всем, в ком трепет надежд не погиб,

Чтоб они для великой работы

С сонмом радостным слиться могли б,

Чтоб под чёрными громами, в самой

Буре мира – века охранить,

И вселенского, нового храма

Адамантовый цоколь сложить.

Это хвалебный гимн , написан поэтом, возвышенной душой, а вот мнение человека очень жесткого и далёкого от сантиментов. Мнение Льва Троцкого: « Луначарский был незаменим в отношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали

 « невежественных узурпаторов», полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого «вандала», который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».

Став Наркомом просвещения, Анатолий Васильевич восстановил деятельность университетов, в голодные годы ухитрялся выбивать пайки для профессуры, писателей, артистов, поэтов. Это он придумал новый язык сокращений: «Политпросвет», «Совнарком» и пр.

Несмотря на непомерную занятость, Луначарский писал пьесы, очерки, статьи из-за чего порой или не спал вовсе или спал по 4 часа в сутки. 

Сегодня мы живём в обществе, которое не только растеряло все завоевания Октября, но и стремительно теряет память о тех, о ком забывать нельзя. Среди коммунистов, живущий сейчас, стало много таких, которых Маяковский называл «прозаседавшимися». Они без конца проводят «Круглые столы», конференции, диспуты, организуют семинары и т.д. На беседу же с прохожим на пикете, на работу с молодыми в их учебном заведении, на вовлечение этих студентов, учащихся колледжей в работу, по  достижению социальной справедливости в стране, на агитацию их в борьбе с той же РПЦ, на акцию в защиту коммунистов , например, Украины, где сейчас всё больше вылезает фашизм, их невозможно поднять. И эта страсть к заседаниям, как «ржа» проедает и молодёжные организации ЛФ, комсомол. Им тоже последнее время всё больше хочется поговорить по Скайпу друг с другом вместо живой работы с населением.  Большевики же – соратники Ленина были людьми дела, а не болтовни. Изучать марксизм надо, но в свободное, от агитации время. Где бы ни появлялся Луначарский, его речь зажигала людей на борьбу за светлое будущее. И он из своих 58 лет, как минимум 45 лет строил это будущее, сначала организацией марксистских кружков среди гимназистов Киева, потом  метким словом Воинова в печати, а после революции сотнями дел, которые он успевал делать изо дня в день без сна и отдыха.

И Ленин и Луначарский были мечтатели, которые воплощали свои мечты в жизнь. Ленин говорил, что революция открывает двери перед таким общественным строем, «который способен создать красоту, безмерно превосходящую всё, о чём могли только мечтать в прошлом».  Луначарский это понимал так: « Если революция может дать искусству душу, то искусство может дать революции уста».

«Пролетариат может обновить человеческую культуру, но в глубокой связи и преемственности с достижениями прошлой культуры. И, быть может, самой верной является надежда на то, что тут мы будем иметь явление ещё небывалое, не явление новых рождений, а фаустовского возвращения к юности с новыми силами и новым будущим и со всей памятью о былом, не обременяющей, однако, душу.»  Эти мечты о прекрасном будущем приходилось ежедневно , ежечасно воплощать в жизнь.  Луначарский лично говорил с сотнями интеллигентов, которых хотел склонить  сотрудничать с Советской властью. Многие из них не верили новой власти и надо было быть Луначарским, чтобы убедить десятки полезных людей в обратном. Но среди тех людей, с которыми приходилось Анатолию Васильевичу работать, было много таких, кто понимал новое искусство, как совершенно неэстетичное, вызывающее, переворачивающее все принятые представления о прекрасном навыворот. Этих тоже надо было выслушивать, искать в них полезные качества, переубеждать. Не давать развиваться хаотически всему, что появилось после революции. И Луначарский следовал словам Ленина: «Мы , коммунисты не должны стоять сложа руки и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты». Приходилось наркому воевать и с капитулянтством перед прежней культурой и с комчванством новой волны деятелей искусств. Одни кричали: «Взорвать, разрушить, стереть с лица земли старые художественные формы – вот мечта нового художника, пролетарского художника, нового человека» - такова была декларация футуристов. «Расстреливай Растрелли! Во имя нашего Завтра сжечь Рафаэля, растоптать искусства цветы!» - это уже горланил Пролеткульт. И то и другое удалось именно Луначарскому ввести в русло настоящего пролетарского творчества. Не зря с 1917 года по 1929 год он командовал культурой и образованием в Стране Советов.

Есть одна область деятельности Анатолия Васильевича, о которой редко и мало говорят. Это его работа по борьбе за мир. Со всем пылом своей революционной натуры отдался он этой деятельности ещё в 1926 году и потом до самой смерти воевал за мир во всём мире. Именно Луначарский привёз в Женеву от советского правительства предложения о разоружении и добивался на конференции полного или хотя бы частичного разоружения всех стран мира. «Война для нас – помеха. Она нам не нужна. Нам нужно спокойствие. Нам нужно сосредоточить силы на нашем главном деле. Осуществляя его, мы будем завоёвывать десятки и сотни миллионов трудящихся, которые, убедившись в правильности нашего пути, водворят на всей земле тот порядок, который мы считаем разумным».

Потеряв СССР, мы потеряли уникальную цивилизацию, одной из ярких сторон которой было образование, культура, искусство. Создавалось всё это все 70 лет существования нашей замечательной страны, и главным создателем этого богатства наравне с Владимиром Ильичом Лениным был Анатолий Васильевич Луначарский.

 


Рецензии