Военно-учебные заведения России в 1863-1917 г. г

   Революционные войны Франции рубежа XVIII-XIX вв., а затем наполеоновские войны знаменовали наступление в европейской военной системе эпохи массовых буржуазных армий. Главенствующим принципом комплектования таких армий стала всеобщая бессословная воинская повинность, при относительно (по тому времени) коротких сроках действительной военной службы, но с обязательным пребыванием 10-20 лет в запасе по ее окончании. Такие поистине революционные перемены опирались на патриотизм и сознательность нового субъекта социально-политической жизни – буржуазного гражданина. В ходе наполеоновских войн превосходство новой – буржуазной армии было продемонстрировано в полной мере, невзирая на конечное поражение Франции.   Крымская война 1853-1856 гг. показала, что архаичные феодальные армии как Российская, или полуфеодальные типа Британской стали явно неэффективны.

  Новая армия, обычно небольшая в мирное время, но увеличивавшаяся в разы при объявлении мобилизации, требовала больше офицеров, к тому же, обладающих лучшей подготовкой, способных работать с личным составом нового типа, не рекрутами-крепостными, а гражданами.

  К моменту начала буржуазных реформ 1860-х-1870-х гг. ничего этого в России не было. В эпоху  реформ императора Александра II военным министром Д. А. Милютиным, при содействии главного начальника военно-учебных заведений И. В. Исакова, была произведена полная реформа военно-учебных заведений; существование прежних кадетских корпусов, воспитывавших в своих стенах одновременно и малолетних и взрослых, было признано не педагогичным, и кадетские корпуса были разделены по возрастным группам.
Для общего образования с августа 1863 г. начали постепенно вводиться так называемый военные гимназии, то есть,  заведения общеобразовательные, без воинской дисциплины.  При этом классные отделения поручались как военным, так  и гражданским чинам, имевшим должную подготовку для воспитательного дела.  Для специального воинского образования окончившие курс военной гимназии переводились в тогда же учрежденные военные училища.
 
  В военном ведомстве учреждены были педагогические курсы с целью готовить для  военно-учебных заведений специально образованных преподавателей научных предметов, а для подготовки преподавателей и воспитателей для военно-начальных школ в 1866 г. в Москве учреждена была особая учительская семинария военного ведомства. В это же время (1864 г.) был  основан педагогический музей военно-учебных заведений.

  Милютинская реформа военно-учебных заведений была быстро осуществлена и хорошо привилась, поскольку задумана были широко, не было упущено из виду ни одной меры, полезной для её полного осуществления. Так как в то время уже назревала и другая крупная реформа, - введение  всеобщей воинской повинности (осуществлено в 1874 г.), то для заблаговременной подготовки достаточного количества офицеров из войсковых вольноопределяющихся с 1864 г. было сформировано 21 юнкерское училище, из которых пехотных - 16, кавалерийских - 2 и казачьих – 3.

  К концу царствования Николая I в кадетских корпусах числилось до 6,700 кадетов, что обеспечивало средний выпуск в год 520 офицеров. После реформы военно-учебных заведений 4 военных училища из общего числа в 21 обеспечивали ежегодный выпуск 400-500 офицеров.

  При императоре Александре III последовала контрреформа военно-учебных заведений. В июле 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, причем воспитателями назначались исключительно офицеры, во главе которых были поставлены ротные командиры. Таким образом бывшим общеобразовательным школам придавался характер подготовительных военно-воспитательных заведений. Хотя преемник Д. А. Милютина, военный министр И. С. Ванновский, сам принимавший прежде деятельное участие в преобразовании Николаевских кадетских корпусов, не слишком радикально поставил новые корпуса на военную ногу, но все-таки он вернул звание кадетов и с 1885 г. приказал выводить старшую роту для строевых занятий в учебные лагеря. Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-й военной гимназии были упразднены, военные гимназии для приходящих преобразованы в интернаты. Вместо военных прогимназий, также, по большой части, преобразованных в кадетские корпуса, остались только две военные школы для обучения малоуспевающих - Вольская и Ярославская.

  Количество Военно-учебных заведений при Александре III увеличилось. До революции 1917 г. в Российской империи существовало около 30 военных училищ. Наиболее престижными считались: Пажеский корпус, Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Николаевское, Михайловское и  Владимирское.
  Училища готовили кадровых офицеров российской армии, принимались в них воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности не моложе 17 лет. Кроме сдачи вступительных экзаменов, абитуриенты должны были представить: прошение на Высочайшее имя; свидетельство о приписке к призывному участку; о политической благонадёжности; о годности к военной службе; подписку о непринадлежности к тайным обществам и несудимости.

  Срок обучения в военных училищах составлял 2 года, но с началом первой мировой войны он поэтапно сокращался и, в конце концов, уменьшился до 4-х месяцев.

  Слушателей военных училищ выпускали по трём разрядам: Окончившие курс по первому разряду, то есть,  имевшие не менее 8 баллов в среднем, выпускались подпоручиками; окончившие курс по второму разряду и имевшие не менее 7 баллов выпускались прапорщиками; и по третьему разряду переводились в полки армейской пехоты юнкерами на шесть месяцев и по истечении этого срока производились в офицеры без экзамена.

  Все принятые в училища разбивались по ротам. Дисциплина в училище была суровая. Первые два-три месяца со дня поступления юнкеров не отпускали в отпуск до тех пор, пока они не учились отдавать честь и вертеть головой на 360 градусов. День у юнкеров начинался в 5 ч. 45 мин. утра, они быстро убирали кровати, чистили сапоги, умывались и были готовы к утреннему осмотру. После чего следовали молитва, гимнастика, утренний чай и строевые или учебные занятия. Слушатели военных училищ изучали: фортификацию, инструментальные съёмки, военную историю, военную географию, химию, математику, закон божий, тактику, немецкий и французский языки, артиллерию, военную администрацию, топографию, устав  и другие дисциплины.

  Юнкера приняли активное участие в гражданской войне на стороне белого движения. Например, воспитанники Владимирского училища, после Октябрьского переворота, 29 октября 1917 года, участвовали в общегородском антибольшевистском восстании, организованном Комитетом спасения Родины и революции, который возглавляли сторонники эсеров. Около 4 часов утра они разоружили караул, охранявший училище, арестовали комиссаров Военно-революционного комитета.

  После 9 часов утра контролируемые большевиками воинские части пошли в атаку на училище. Юнкера отбивались около шести часов, несмотря на артиллерийский обстрел здания и подавляющий численный перевес нападавших. Метким огнём они уничтожили орудийный расчёт, ведший огонь со стороны Малой Разночинной улицы. Тогда орудие было передислоцировано на угол Большой Порховской и Большой Гребецкой улиц (ныне угол Чкаловского проспекта и Пионерской улицы) и стало обстреливать боковую часть здания. Юнкера продолжали сопротивляться даже тогда, когда восстание в других частях города, включая штаб восстания — Николаевское инженерное училище (Михайловский замок), было подавлено. Здание Владимирского училища было захвачено красногвардейцами после 3 часов дня 29 октября. По данным меньшевистской газеты «Новая жизнь», при осаде было ранено и погибло около 200 юнкеров, а 71 человек стал жертвой самосудов, так 20 владимирцев были расстреляны у стен Петропавловской крепости.

  6  ноября 1917 года училище было расформировано. На базе училища в помещении Военно-топографического училища были открыты 1-е Советские пехотные Петроградские курсы РККА.


Рецензии
Благодарю Вас за этот краткий исторический обзор! Информация мне пригодится. И приглашаю Вас опубликоваться в журнале "МОСТ" (Питер), если условия подойдут, правила подачи материалов на нашей страничке, с которой Вам пишу!

Мост Будущее   09.06.2016 14:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.