Символ веры. Первая глава. Бог Отец

Никео-Цареградский символ веры был сформирован на вселенских соборах церкви в Никее (325 г.) и Константинополе (378 г.) Поводом для его сложения послужила необходимость обозначить основные тезисы  христианского учения с целью предупредить его неверные толкования и защитить от ереси.

Символ веры являет собой краткое изложение того главного, во что верят христиане. Он состоит из 12-ти пунктов содержащих основные христианские доктрины.

В этой серии каждому пункту или члену, как принято говорить, посвящена отдельная глава. Учитывая, что смысл сказанного в каждом члене будет подробно изложен в главах, я использую не современный перевод Символа веры, а церковный, т.е. употребляемый в Православии, т.к. именно этот текст чаще всего встречается в практике и именно его употребляют как молитвословие.

Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Иоан.1:3)

ГЛАВА ПЕРВАЯ
«БОГ ТВОРЕЦ»

Мы верим в Бога. Это самое первое, что можно сказать, говоря о вере вообще. Невозможно представить себе человека верующего, который сомневается в существовании Бога. А что собственно мы знаем о Боге? Первая часть символа веры звучит так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».

Но кто такой Бог?

Библия учит, что Бог один. В этом отличие христианства от язычества, и политеистических религий, допускающих множество богов. О Едином Боге  известно со времен Ветхого завета. Тогда Бог сказал Израильскому народу: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть" (Втор.6:4)
Три мировых религии, считающие своим источником книги Ветхого завета - Иудаизм, Христианство и Ислам учат о Едином Боге. Такой взгляд на мир предполагает, что у всего есть одно высшее начало. Не два начала и тем более не пантеон.

Христианство учит о Божестве, которое по Своей природе несоизмеримо с творением и бесконечно от него отличается, но в то же время Его силы пронизывают мир. Бог един. Других богов нет и быть не может. Любые иные взгляды на Бога идут в разрез с христианством.

Можно сказать, что Бог – первопричина. Мы верим, что Бог ни кем не сотворен, но Сам является Творцом всего. Он первопричина всего сущего видимого и невидимого.

Но самое главное этот, на первый взгляд непостижимый Бог – наш Отец.
Символ веры называет этого Единого Бога Отцом. Такое утверждение зиждется на словах  Иисуса Христа: «Отче наш…» Задумайтесь на минутку: Этого непостижимого с первого взгляда Бога Иисус называл Отцом. Но не только своим Отцом, но и нашим! Он учил этому Своих учеников: "Молитесь же так: Отче наш Сущий на небесах" (Матф 6:9). Представляете? Бог, являющийся первопричиной всего – наш небесный Отец.

Каждый из нас чувствует, что в слове "Отец" заключены понятия о любви, заботе и защите. То, что Бог наш Отец, хорошо видно из того, что Он есть Начало и Глава всего.

Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: 'Искупитель наш' (Ис.63:16).
Далее Символ веры называет Бога Отца Творцом, и на основании Библии мы верим, что Он сотворил весь видимый и невидимый мир.

Для христианского мировоззрения тут есть очень важная деталь – обозначить прежде, что Бог Отец, а потом что Он Творец. Люди ветхого завета знали о Боге, как о Творце. Это определяло качество отношений как сопоставление непостижимого Творца и ни в чем не способного сравниться с Ним творения.
Иисус же открыл Бога как любящего Отца. Это очень мощная мысль, восприняв которую, мы можем найти ответы на многие вопросы. Ведь очень часто люди живут с представлениями о Боге, весьма удаленном от них, недосягаемом и непостижимом. Но если бы они поверили, что Бог есть Отец, которому интересно буквально все в нашей жизни и судьбе, который хочет проявить свою заботу и любовь, их жизнь поменялась бы очень сильно.

Наш небесный Отец действительно сотворил весь видимый мир.
Первая книга Писания начинается со слов: "Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была  безвидна и пуста… И сказал Бог: да будет свет. И стал свет". Мы видим, что Бог, а не безличностная природа или хаос сотворили наш мир. Природа и Бог не одно и то же. Бог - творец, а природа – Его творение.
Многие задают вопрос о том, каким образом Бог сотворил мир. Этот вопрос остается открытым, если подходить к нему с научной позиции. Библия, в той мере, которая необходима для веры, говорит о шести днях творения «неба и земли». В остальном, Творец предоставляет человеческому разуму самому исследовать конкретные пути и законы этого процесса.

Существуют разные теории, выдвинутые человечеством. Одни люди считают, что Бог творил через эволюцию, однако это противоречит тому, утверждению, что Бог Вседержитель. Если бы Бог творил посредством эволюции, это означало бы, что Бог приложил свою руку только к начальной стадии творения, а потом наблюдал, что в итоге получится.  Бог был бы уже «вне процесса». Жизнь развивалась бы без Него. А это значит, что Он уже ничего не контролирует, Он не вседержитель.

Мы же верим, что и по сей день, Бог контролирует все процессы во вселенной. Хотя мир стоит на законах, Бог не оставлял этот мир без внимания не на миг.
В рамки веры легко укладывается возможность сотворения мира за шесть дней. Для Бога это возможно. Бог всемогущ.

Христиане верят, что помимо видимого материального мира есть мир невидимый, духовный, который так же сотворен Богом.

Интересен один научный факт: причинно-следственная связь, как одна из аксиом логики, к которой всегда апеллируют  рационалисты,  имеет место только с течением времени.

Сначала мы наблюдаем причину (например, поворот ключа зажигания), а только потом, с течением времени, следствие (заводится двигатель автомобиля). Наоборот быть не может. Сам собой автомобиль не заведется и не поедет. Так вот Библия наталкивает нас на мысль, что Бог кроме таких аспектов материального мира, как пространство, материя и энергия, сотворил и время. Не случайно Библия начинается со слов: "В начале…". Когда Бог начал творить, тогда все и началось, т.е. время начало свой отсчет. До этого самого момента «в начале…» не было ничего, ни пространства (неба), ни материи (земли), ни энергии (света), ни времени.

Ученые, сходятся во мнении, что Вселенная когда-то началась. Достаточно обратиться к популярной в наши дни теории Большого взрыва, согласно которой вся энергия, все вещество и вся масса вселенной появились в точке сингулярности. Этот миг считается началом времени. Альберт Эйнштейн - доказал, что до того, пока не было пространства, не было и времени.
Логика говорит, что у всякого следствия есть причина. Но если нет времени, нет и действия причинно-следственной связи. Богу, существовавшему до «В начале…» не нужна причина.

Если логика верна и если ученые не ошибаются относительно момента ставшего началом времен, то утверждение, что Богу не нужен создатель, представляется научным фактом. Тем не менее, мы верим в это не благодаря науке, но независимо от нее.


Рецензии