Школьный анабиоз

ШКОЛЬНЫЙ АНАБИОЗ

Школьные годы чудесные...
В первый день своего пребывания в школе,Петрова посадила большое чернильное пятно на белый фартук.Ей сразу захотелось спрятаться в шкаф.Но любимый шкаф был дома и она просто положила на колени портфель,чтобы никто не видел отвратительную кляксу. Так она и вышла после уроков,прикрывшись портфелем.
Мама ждала её у школы в красивом чёрном платье в белый горох и держала в руке коробку с тортом. Мамин день рождения первого сентября.
Ах,как несчастная маленькая Петрова не хотела портить маме праздник. И она заплакала.
А мама вовсе и не думала её ругать.Она прижала Петрову к себе и поцеловала в затылок.
И всё-таки это был знак!
Школьные годы показались Петровой настоящей каторгой.
В младших классах она плохо читала,ещё хуже писала, а в старших- всегда страшно боялась,что её вызовут к доске решать задачу по математике,а ещё хуже -по какой-нибудь химии или физике.
Место на задней парте,где она обычно пряталась и сморкалась в промокашку (сопли тянулись за ней всю школьную жизнь с завидным постоянством),обеспечивало ей видимость защищённости.
Были и светлые пятна..
.Почему-то все они случились в пятом классе.
Сначала она одновременно открыла для себя "Снежную королеву" Андерсена из учебника литературы и Давида Микеланджело из учебника истории.
Первую она носила с собой в портфеле и бесконечно перечитывала,положив на колени под партой.
Второго протёрла до дыр взглядом-могла часами смотреть,не отрываясь, на великолепное мраморное тело Давида и мечтать о нём,как о живом мужчине.
Наверное,эти два шедевра и положили начало формированию у Петровой последующего её стремления к гармонии между формой и содержанием...
В пятом классе в школе появились два новых учителя-по литературе,и по физкультуре.
И на целый год-пока Петрова не переехала в другой район, они вывели её из состояния оцепенения, в которое она неизменно впадала,едва переступала порог школы.
Учительница литературы Тамара (как за глаза её звали ученики) была мало того,что очень красивой,она оригинально одевалась и всегда со вкусом подбирала украшения.Она так читала стихи,что Петрова на всю жизнь полюбила поэзию.И на уроках литературы и русского языка всегда сидела на первой парте,чтобы разглядывать руки Тамары с идеальным маникюром,кольца с какой-нибудь потрясающей эмалью,а иногда и поймать на себе внимательный и насмешливый взгляд глубоких синих глаз.
Она сразу выделила Петрову,заявив на родительском собрании,что та пишет самые интересные сочинения,и хотя до пятёрки по русскому вряд ли дотянется,тем не менее она лучшая в классе по языку и литературе .
Читать стихи Тамара чаще других вызывала к доске именно Петрову.
И цитировала её сочинения(особенно на свободную тему) опешившим от таких метаморфоз одноклассникам.
Учитель физкультуры с революционным именем Ким, своим появлением действительно совершил физкультурную революцию в отдельно взятой школе. На физкультуру,от которой так любили отлынивать пятиклассники, они теперь неслись с огромным энтузиазмом- каждый урок Кима был праздником общения,веселья,удовольствия и побед над своей ленью,неуверенностью и страхом.
Быстрее,выше,сильнее!-орал Ким,как одержимый. И дети носились как угорелые наперегонки,прыгали через козла и коня, кувыркались на брусьях так,словно в конце урока им вручат каждому по золотой медали.
Беспросветная троечница Петрова,которую никогда не выбирали ни командиром звёздочки,ни командиром пионерского звена, здесь превратилась с лёгкой руки Кима ,в настоящую спортивную звезду!
-Вы видите,как она поднимается по канату!-орал Ким.-Мальчикам должно быть стыдно-где ваши мышцы?
А когда началась зима, и физкультура переместилась на лыжную базу,Ким ,понаблюдав с секундомером за показателями Петровой на лыжне,провозгласил: -перед вами,друзья мои-будущая чемпионка мира,вторая Галина Кулакова!
Надо ли говорить о том,как подпрыгнул рейтинг Петровой у одноклассников,которые до этого её едва замечали....
Но..всё когда-нибудь кончается. Родители получили новую квартиру.
В новой школе Петрову никто не знал,и знать не желал.
Учительница литературы была обыкновенной тёткой-маленькой,неумной ,но при этом очень ехидной.
Она ставила двойки размером со спичечный коробок,и,похоже,испытывала от этого неимоверное чувство глубокого удовлетворения.
Петрова,которая уже настроилась на единство формы и содержания,не увидела в этом случае ни того,и не другого.
Жизнь потускнела и единственным спасением было бесконечное чтение под партой.
Чехов,Куприн,Достоевский...Читала,что хотелось,а не то,что задавали и спрашивали. А потому двойка со спичечный коробок была такой же верной подругой Петровой,как бесконечные её сопли...
В девятом классе она влюбилась. Он был годом старше и замечательно играл на гитаре и пел.
Ему было интересно поболтать с Петровой вечером в подъезде,но чтоб влюбиться...Она была слишком умной,слишком зажатой,слишком сутулой...
Однажды Петрова расплакалась на уроке литературы из-за своей несчастной любви. Кнопка(подпольная кличка "русачки") поинтересовалась после урока в чём дело. А Петрова сдуру выложила.
На выпускном экзамене по устной литературе Петрова с такой страстью читала раннего Маяковского...
Но ничего не могла сказать о романе "Война и Мир",который не осилила ни в школе,ни в последующие годы жизни...
Почему не" Крейцерова соната "или не "Анна Каренина"?-думала она,-это же ближе,понятнее..
-Меньше бы страдала,Петрова,-подвела итог Конопка и закатила ..ну, не двойку размером со спичечный коробок,а тройку размером в целую жизнь...
Петрова собиралась стать журналистом,но при такой оценке...
Прошло тридцать лет.
Петрова работала заведующей литературной частью драматического театра , много публиковалась как журналист, делала сюжеты о людях искусства на телевидении- вобщем, жила полноценой творческой жизнью.
Однажды к ней в театр заявилась Кнопка. Она называла Петрову по имени и отчеству,что для второй было совсем не принципиально-лучше бы уж просто Лариса или Лариска,как её звали те,кто её любил.
Просила провести литературный вечер для своих учеников(она ещё работала в школе!)
Петрова угостила её шикарным чаем с мармеладом, сказала -да,конечно!
И проводила потом до выхода...
Кнопка почему-то больше не позвонила.
И Петрова подумала,что она приходила просто извиниться.
За войну и ...просто за свою глупость.
А Петрова навсегда осталась благодарна судьбе,что в её жизни случился пятый класс...


Рецензии