Тандем на вершине пирамиды госуправления?

Ощущали ли вы когда-либо чувство радости, интеллектуального полета, сопровождавшего вас при работе над совместной задачей с близким вам напарником, когда необыкновенно быстро возникали и оттачивались блестящие идеи недоступные в обычное время одному? Если - да, то это ощущение вы уже не забудете никогда. Что же это было? Это - тандем.

Под тандемным способом деятельности по принципу «ум — хорошо, а два — лучше» в настоящей статье подразумевается деятельность в процессе которой происходит объединение и максимально эффективное использование знаний и опыта дополняющих друг друга индивидов в результате которого вырабатывается новый интеллектуальный продукт с явным синергетическим эффектом. В противном случае - это обычная совместная работа индивидов.

В процессе тандемной деятельности попеременно идеи одного из участников тандема служат либо источником зарождения новых идей другого участника, либо дополнением к уже существующим наработкам. Ситуация повторяется на каждом витке спирали восхождения к решению задачи, если она достаточно сложна. Тандемная деятельность позволяет избежать множества субъективных ошибок, связанных с особенностями образования и структурой личности. К тому же, в случае взаимоисключающих мнений по одному и тому же вопросу правила деятельности в тандеме диктуют необходимость выбора наилучшего, либо поиска третьего, компромиссного решения, сводящего вероятность ошибки к минимуму. Кроме того, совместная деятельность несет и воспитательную функцию ее участников, позволяющую обратить взор на себя со стороны. Хотя для руководителя высшего ранга это может быть особенно болезненно, ибо является одним из наиболее тяжелопреодолимых препятствий к успешной тандемной деятельности.

Тандемный принцип был выявлен авторами концепции общественной безопасности при «анализе самоуправления цивилизации древнего Египта как диалоговая процедура, при помощи которой двое первоиерархов его системы посвящений (двое высших иеро-фантов), обладавших одинаковыми иерархическим статусом и правами, вырабатывали единство мнений по какому-либо вопросу в случаях, когда их исходные мнения были несовместимы. Эта диалоговая процедура работоспособна, когда для её участников при расхождении во мнениях главным является не настоять на собственном мнении, а выяснить почему в отношении одного и того же вопроса двое приходят ко взаимно исключающим друг друга мнениям. На этой основе ошибающийся может освободиться от ошибочных воззрений, либо двое выработают третье мнение, свободное от ошибок каждого из них».

Подобный принцип управления применялся и в древней Спарте, где были два царя, которые руководили армией не только попеременно, но в отдельные периоды и одновременно, правда, не во время боевых действий. И Альбер Ревиль в книге «Иисус Назарянин» указал на то, что в древней Иудеи во главе Великой Синагоги приблизительно после 230 г. до н.э. раввины стояли по двое: «После этого Антигона люди, стоявшие во главе раввинского преподавания, по неизвестной для нас причине, следуют по двое. Самое вероятное то, что этот дуализм означает расхождение точек зрения и тенденций, не доходившее, однако, до раскола».

При каких условиях тандем может состояться? Должен быть выполнен ряд важных условий, к которым относятся: равнозначность партнеров в процессе тандемной работы, способных понимать и слышать друг друга; отсутствие имитации диалога, манипуляции и давления; постоянный поиск не ошибок партнера, а того в чем он прав; члены тандема должны быть готовы изменить свои стереотипы, если они искажены или ошибочны, или аргументировано править субъективное мнение напарника.

Кроме того, должно быть довольно точное совпадение одной части личностных характеристик и знаний членов тандема, дополнение других и противоположность третьих. В первую очередь должен совпадать тип строя психики, должно быть единство мнений по большинству вопросов, совпадать мировоззрение, миропонимание и целеполагание. Члены тандема должны быть воспитаны так, чтобы не быть невольниками инстинктов и страстей что, соответственно, приводит к ограниченным физиологическим и культурно-обусловленным потребностям. Должно быть и постоянное стремление к саморазвитию, и вера в Путь Промысла. Дополняющий друг друга ряд состоит из части субъективных взглядов на единственную многогранную объективную реальность, которые могут быть у каждого разные. Противоположный ряд основан на том, что «тандемный эффект тем более ярко выражен, чем более различен тот жизненный опыт, который запечатлен в душах участников тандема и чем более свободно и доброжелательно каждый из них относится к другому"[1].

Абсолютно точно смоделировать эти пропорции вряд ли в ближайшем будущем будет возможно. Хотя в первом приближении, позволяющем подобрать кандидатов на собеседование для участия в тандеме – задача вполне решаема. А решать эту задачу давно необходимо – приз слишком велик. Если требуемое сочетание характеристик будет достигнуто и будет достигнуто их творческое соединение в единое целое, то изначальное потенциальное преимущество тандемного принципа превратится в блестящую реальность и станет очевидным.

При размышлениях о персональном составе тандема, стоящего на самом верху пирамиды государственного управления как-то автоматически встает образ двух убеленных сединами с нескрываемой печатью интеллекта мудрецах. Мужчинах. Причем, по факту, этот образ присутствует и у большинства населения. И не только нашего: «Тот, кто приближает женщин и отдаляет достойных мужей, непременно пребывает в помрачении. Если женщина получает власть в государстве — беды не миновать» (китайский трактат Книга Основ (Су шу)).

Почему? Одной из основных причин по которой не только мужчины, но и порой, сами женщины, не согласны видеть во главе государства представительницу слабой половины человечества является жизненный опыт, доказывающий, что большинство женщин не мыслят стратегически, а без этого, как известно, невозможен захват будущего, да и удержание настоящего. Не подумайте – я не о том, что вот такие они все не совсем умные. Нет. Просто созданы они так, чтобы компенсировать стратегическое, направленное в будущее мышление мужчин. Ведь кто-то же должен заниматься сиюминутными делами: смотреть за порядком в доме, чистотой одежды и накормленностью членов семьи – не зря же до последнего времени все первичные ячейки государства изначально создавались из двух дополняющих друг друга частей. К этому выводу ведет и совсем недавний общинный опыт, утверждавший, что основной удел женщин - домашний очаг и дети. Советская традиция, правда, допустила их работу в учреждениях торговли, школах, больницах и ткацких фабриках. А посткоммунистический этап стал еще менее категоричен – и уже согласен с дополнительными женскими ролями офисных работниц и тусовщиц. И совсем редко – губернаторов и министров. Но даже этот период, кстати, совсем короткий, несмотря на декларируемое равенство полов, также не допускает появление властительниц уровня государства. И это несмотря на то, что те женщины, которым все-таки удавалось побывать на вершине властной вертикали были далеко не самыми худшими правителями. Как в России, так и за рубежом.

А, может, стоит попробовать? И предоставить лучшей из них, показавшей признаки мудрости, выдающиеся личные качества (имею ввиду не 90-60-90) и отсутствие амбиций по захвату всей полноты власти место в верховном тандеме? Ведь, опять же, кто-то должен останавливать довольно частое мужское желание бросить все сиюминутное, иногда и крайне важное, в топку разгорающегося светлого будущего.

Скажите, что нельзя бабу допускать до власти - под каблук поставит любого мужика, даже самого главного. И приведете пример Горбачева и Раисы. Но, во-первых, не любого мужика можно поместить по каблук. А, во-вторых, это уже будет не тандем.

Счастливые случаи, когда тандемы складываются «сами собой» во время решения определенных задач, не часто, но бывают. О целенаправленных же примерах создания тандемов, тем более с женщинами, не с целью решения определенных задач, а исключительно с целью создания самого тандема для методичного решения комплекса сложных задач в будущем пока известно мало. Может, еще просто время не пришло?

 
[1] ВП СССР. От матриархата к человечности... Подальше от фрейдизма... СПб., 2001. С. 206.


Рецензии
Самое благоразумное - не экспериментировать с подобными "тандемами" в руководстве страны, ибо ни к чему хорошему это не приведет!

Олег Каминский   04.06.2015 15:03     Заявить о нарушении