В. Ленин о Л. Толстом
В.И. Ульянов (Ленин) признаёт «оригинальность» взглядов Л.Н. Толстого, выражающих в своей совокупности, как он пишет, «особенности нашей революции, как крестьянской буржуазной революции» . Автор имеет в виду тот, по его словам, «исторический грех толстовщины», благодаря которому пропагандистам не удалось в 1905 – 1906гг. бросить массы солдат и крестьян «с оружием в руках на истребление своих врагов, на уничтожение царских слуг и помещичьих защитников» .
На смерть же Л.Н. Толстого В.И. Ульянов (Ленин) ответил поспешным и весьма своеобразным «некрологом» - статьёй «Л.Н. Толстой» в газете «Социал-демократ» за 16 ноября 1910г. Здесь автор вновь подчёркивает своё нежелание простить уже умолкнувшему навсегда публицисту его патриархально-крестьянской политической наивности, которую он видит и в научении мыслителя о «непротивлении злу», и в «проповеди новой, очищенной религии», и, главное, в «совершенно апатичном отношении к той всемирной освободительной борьбе, которую ведёт международный социалистический пролетариат» .
«Правильная оценка Толстого, - даёт установку вождь большевизма, - возможна только с точки зрения социал-демократического пролетариата» .
Составной её частью, как мы знаем, стала переосмысленная Ульяновым (Лениным) популярная в печати концепция Толстого -«зеркала» всей окружающей жизни. В статье «Л.Н. Толстой и современное рабочее движение» проводится идея о том, что Толстой «отразил» в своём учении «протест миллионов крестьян и их отчаяние» в условиях пореформенной России, но не смог даже теоретически разрешить, а лишь "поставил", ряд вопросов общественно-политической важности и значительности.
Думается, не один "протест миллионов" "отразился" в толстовском "зеркале". Большевизм взглянул на него — и узрел свою харю. Не понравилась... Как той собаке, приводимой Толстым в одной из притч, которая лаяла на зеркало, думая, что видит в нём не себя, а другую собаку.
Такие "зеркальные" свойства, кстати говоря, приобрёл не только сам Лев Николаевич — его приобретают все, много лет ежедневно, любовно и кропотливо вчитывающиеся, вдумывающиеся в его тексты, анализирующие... главное же — любящие и доверяющие Льву как христианскому учителю доброй и разумной жизни. Осторожней будьте в своих оценках такого Львёнка — судя его, вы судите себя! ибо, не понимая, не воспринимая свободно-христианского мировоззрения — видите не Льва и не Львёнка, как они есть, а — только своё отражение, свои хари, и, максимум, — то, что под ними...
В статье 1911г. «Л.Н. Толстой и его эпоха» В.И. Ульянов (Ленин) вновь представляет писателя идеологом ушедшей в прошлое предреволюционной эпохи, потерпевшем крах в своей пропаганде «восточного строя, азиатского строя».
Собственно, и неправда это... да и если бы и правда была? Чем именно так благ и привлекателен для России "строй" западный, европейский?
Не справедливы ли выводы Толстого в статье 1906 года "О значении русской революции" о том, что, связывая себя повторением европейского опыта громождения у себя ихней "цивилизации", равно как и европейским же опытом "революционной" насильственной борьбы и переворотов — Россия только ослабляет себя, добровольно включаясь в игру, в которой многие ходы против неё уже просчитаны европейскими мнимыми "союзниками", которой ей не выиграть, но придётся, истощив напрасно силы, — уступить, ещё прежде государств Европы, все права первенства и силы — другому, более могущественному и многочисленному, восточному народу?
Стало ли шатание русского религиозного сознания 20-го века от скепсиса безбожия назад к ветхой лжехристианской церковности "православия" — сколь-нибудь продуктивным, и не лучше ли тот "очищенный яд" (Ленин), который предлагал Толстой: освобождённое от шелухи суеверий, мистики, христианство Христа, во всей его и сокрушительной для зла и жизнестроительной силе?
Не стал ли отказ России времён позднего Толстого от понимания и принятия христианства в его истинной силе и значении — началом такого же катастрофического пути и в духовной эволюции народа русского, как копирование западного опыта — в политической и экономической?
Не окажется ли и тут некие, более многочисленные (если иметь в виду настоящую, искренюю, горячую, живую веру) и храбрые, преданные Богу и вере, люди, которые (пусть и следуя СВОИМ заблуждениям, но — искренне, страстно, даже фанатично...)нанесут достойный удар и по Европе со всем её безбожным развратом одних и обрядоверческим ханжеством других, а "заодно", как по глупо примкнувшей к ним "союзнице" — и по России?
Нанесут удар мнимым "христианам" — их же, их лжехристианской, машинной, садо-некрофильской цивилизации, оружием и используя их же псевдохристианский или откровенно нерелигиозный, светский, "гуманизм", "толерантность" и т.п.!
Не есть ли, над чем задуматься нам хоть теперь, анализируя противостояние Толстого разрушительным тенденциям общественной мысли России его эпохи? Не повторять стереотипных мантр за Лениным ли, за Бердяевым, а — задуматься самим. Приглядевшись к положению и перспективам современной России по "соседству" и с уже нескрываемо недружелюбной ("всё равно уж влипли, лохи!..") Евроамерикой, и с исламским миром, и с достаточно многочисленным по населению и могущественным по влиянию Китаем...
Так ли правы мы были, десятки лет в 20 веке повторяя со школьной скамьи и вплоть до докторских диссертаций и научных монографий — послушно, бездумно, заученно... — ленинские глупости и гадости о Льве Николаевиче Толстом?!
Последняя из интересующих нас статей В.И. Ульянова (Ленина) о Толстом - «Герои “оговорочки”» (1911), опубликованная в подконтрольном большевикам журнале «Мысль». Она стала ответом на выступления в октябре 1910 года в журнале меньшевиков – «ликвидаторов» «Наша заря» М. Неведомского и В.А. Базарова (псевдоним экономиста и философа В.А. Руднева, бывшего большевика, с 1907г. перешедшего на позиции критика марксизма). В своей оценке Л.Н. Толстого они сближались с либеральной мыслью, видя в писателе и публицисте воплощение «общечеловеческого идеологического начала – начала совести» .
Нельзя не признать серьёзности и правильности некоторых воззрений В.А. Базарова, которому Ульянов ответил вышеназванной отповедью. Деятелей либерального движения, как и своих бывших товарищей по партии, В.А. Базаров призывает поучиться у Толстого, и прежде всего – цельности миросозерцания, необходимой составной частью которого должна быть «гармония средства и цели», то есть ненасилие.
Показателен отзыв «Ленина» на это суждение В.А. Базарова: «чистейшая веховщина». То есть — интеллигентское либеральное словоблудие.
Не без этого, надо признать. Но — и не сводится к этому у В.А. Базарова...
Базаров выражает уверенность в том, что «движение», якобы «основанное» (как он ошибочно уверен) Львом Толстым, не должно умереть. «Ему действительно суждено сыграть великую всемирно-историческую роль», несмотря на черты утопии и архаики, «субъективные элементы» воззрений писателя и публициста.
«Нечего изображать нашу слабость в виде силы, - подчёркивает автор, - в виде превосходства над «квиетизмом» и «ограниченной рассудочностью» Толстого. Этого не следует говорить не только потому, что это противоречит истине, но и потому также, что это мешает нам учиться у величайшего человека нашего времени. А поучиться у него есть чему каждому из нас, к какому бы общественному лагерю мы ни принадлежали».
Но Россия пока в радикальных формах — повторяет все слабости и ошибки человеческой истории, как таковой: учимся не так и тому, чему и как учит история, а тому и так, чему и как хочется... чему учат и куда тащат лжами и насилием русский народ лукавые, и дьявол знает, кем ангажированные "дирижёры", подобные В.И. Ульянову (Ленину)...
Свидетельство о публикации №215060501070