Окружающая среда и ближний круг. -

                ***
     - Бабушка, что такое "шлягер"? – спросила меня моя пятилетняя внучка.
     - "Шлягер"? – переспросила я, не понимая откуда вдруг всплыло это иностранное слово в сознании маленького ребёнка.
     Мы с внучкой сидели за столом и обе были всецело поглощены разукрашиванием картинок из книжки-раскраски «Маша и медведь».
     - Да, шлягер, - повторила малышка ещё раз. – Тётя всё время говорит: «Шлягер, шлягер…», а я не знаю, что это такое, - сказала моя радость указывая на работающий телевизор, по которому транслировался какой-то концерт.
 
     «Теперь понятно, откуда ноги растут», - догадалась я и стала объяснять моей любознательной внучке, что такое "шлягер".
     Я постаралась сделать это просто и доходчиво, без излишних подробностей и заумных рассуждений о том, что современная поп-музыка не является образцом высокого искусства, а служит исключительно для развлечения.

      - "Шлягер" - это модная и популярная песня, которая постоянно звучит по радио или по телевизору, - сказала я.
     - А, теперь мне всё понятно, - ответила внучка и добавила со знанием дела: - Значит, песня "О, боже, какой мужчина" - это шлягер, - заявила она, продолжая увлечённо разукрашивать картинку из книжки.

     «Вот это да! - подумала я, озадаченно поглядывая на внучку. - Вот это выдала так выдала…» - подытожила я высказывание смышлёной и сообразительной не по годам малышки, и мои мысли потекли дальше: «В принципе, я ничего не имею против песни "О, боже, какой мужчина…", и она здесь совсем ни при чём, но можно сколько угодно "сеять разумное, доброе, вечное" и объяснять ребёнку, "что такое хорошо и что такое плохо", и при этом фильтровать информацию и тщательно дозировать её, выставляя барьеры и преграды на пути всякого дерьма и негатива для того, чтобы защитить неокрепшую душу от тлетворного и пагубного влияния  всевозможного рода растлителей и извращенцев, но окружающая среда всё равно просочится через любые щели и проникнет в сознание ребёнка, словно отравляющий газ, и ничего с этим не поделаешь…» - констатировала я с горечью и на всякий случай от греха подальше переключила телевизор на детский канал.

     И мы с внучкой продолжили раскрашивать картинки и каждая из нас погрузилась в свои мысли.
     «Хорошо ещё, - подумала я, - что она пока не спрашивает у меня, что это была за демонстрация, которую показывали в новостях по телевизору и на которой люди несли флаги с радугой. Как бы я ей всё это объяснила?» - размышляла я с растерянностью.

     - Бабушка, а куда девался голубой? – задала мне неожиданный вопрос моя внучка, вырывая меня из моих тревожных и невесёлых мыслей и возвращая к реальности.
     - Какой голубой? – спросила я, глядя с испугом на внучку, не понимая при чём здесь "голубой"?
     - Бабушка, я буду разукрашивать небо, а ты докрашивай своего медведя и крась траву.

     «Кошмар! -  подумала я с ужасом. - "Всё смешалось в доме Облонских!", и все понятия переплелись и перемешались так, что сразу и не поймёшь, о чём именно идёт речь! Полнейшая путаница! Какое счастье, что "голубой" – это всего-навсего цвет карандаша и неба, а "трава" – это просто зелёная трава и ничего больше!» - осознала я с облегчением.

     Я дала внучке голубой карандаш, и она стала раскрашивать небо, а я продолжила докрашивать коричневого медведя. Хочу заметить: обычного, лесного, бурого медведя, а не эмблему партии Единая Россия. Кстати сказать, медведь у единороссов - бело-синий!
     «Слава Богу, что не голубой!» - подумала я.

     В это время в комнату вошёл сын и, не обращая на нас с внучкой никакого внимания, взял пульт от телевизора и переключил на новости. Диктор рассказывал о последних событиях, происходящих на Украине, охваченной гражданской войной.
     - Бабушка, а я не хочу замуж и никаких детей я не хочу… - заявила вдруг ни с того, ни с сего моя внучка.

     Я опешила от такого заявления и попыталась как-то вразумить малышку:
    - Солнышко моё, тебе ещё рано об этом думать, вот подрастёшь, тогда и поговорим… - растерянно пролепетала я первое попавшееся, что пришло на ум.
    - Нет, я не хочу замуж и никаких детей я не хочу, - безапелляционно стояла на своём внучка.
    - Почему? – спросила я, пытаясь понять истоки её неожиданного заявления.
    – Потому что мальчишки всё время дерутся и их интересует только война…  - объяснила малышка.

     Возразить мне ей было нечего, и я с грустью посмотрела на работающий телевизор и подумала: «Прав был вождь мировой революции - товарищ Ленин: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя…" и сколько ни оберегай ребёнка, сколько ни защищай его от зла, но окружающая среда агрессивна и вездесуща и некуда от неё не денешься, а ведь кроме телевидения есть ещё и интернет…» - мелькнула безрадостная мысль в моей голове.

     Оставалось только уповать на то, что ближний круг и в первую очередь – семья и друзья окажутся сильнее, мудрее и надёжнее безжалостной окружающей среды и смогут защитить подрастающее поколение от пошлости и безнравственности.


Рецензии
Уважаемая Наталья Юрьевна! Очень важную проблему Вы подняли. У детей отнимают такие добрые слова как "радуга", "трава", "голубой". Когда я использую слово «голубой» по прямому назначению, компьютер, почему-то, подчеркивает, что слово неправильное. У меня есть давнишнее стихотворение, где есть строка «поверь голубизне», и я боюсь, что меня поймут неправильно. Прошу в овощной лавке взвесить немного травки - находятся люди, которые обязательно засмеются. Жаль, это усложняет нам жизнь. Но, мне кажется, все равно, надо стараться жить так, как будто этих уродских изменений нет. Удачи Вам!

Лысенко Светлана   20.09.2021 19:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.