Современный политсловарь. Скрепы социальные

Скрепы социальные -

то, что соединяет людей в общества и удерживает общества от распада.

Различают три социальные скрепы:

Скрепа 1 - страх социальной изоляции. Этот страх присущ подавляющему большинству современных гомо сапиенс на генетическом уровне, что имеет простое эволюционное объяснение: гоминиды, испытывавшие страх оказаться вне стаи, шли на всё, чтобы оставаться в коллективе, с помощью которого чаще питались, чаще спаривались, реже поедались хищниками и поэтому оставляли значительно большее потомство, чем гоминиды, наплевавшие на коллектив. Сотнями тысячелетий гены страха сохранялись и размножались, а гены безразличия (к социальной жизни) постепенно исчезали из генофонда, и так мы получили доминирование в генофонде современных людей скрепы страха социальной изоляции.
Действие этой скрепы  - наиболее фундаментальная причина существования человеческих обществ. Именно благодаря этой скрепе человека называют "социальным существом".

Скрепа 2 - система распознавания свой-чужой. Систему распознавания свой-чужой каждый человеческий детеныш усваивает после рождения, пользуясь механизмом импринтинга, подражанием и благодаря направленному обучению (это называется социализацией). В настоящее время наиболее распространенной системой распознавания свой-чужой является язык (письменная и устная речь): особи, не освоившие языка общества, воспринимаются как чужие и исторгаются из общества.
С помощью этой второй скрепы гуманоиды с незапамятных времен ограничивают свой страх социальной изоляции определенным кругом особей ("канализируют либидо" на фрейдистском жаргоне). Если на минуту представить, что вторая скрепа сломалась, мы увидим, как особи, влекомые одним безграничным страхом изоляции, быстро рассеивают свою энергию на бесчисленные взаимодействия в социальном пространстве и погибают, не оставив плодовитого потомства.
Благодаря этой скрепе гуманоиды формируют сборища "своих", а самого человека называют "существом разумным".

Скрепа 3 - общий враг. Сборища "своих", удерживающие особей только страхом социальной изоляции, нестабильны, так как зачастую даже имея внутреннюю структуру (иерархию клевания) подвержены "выветриванию":  процессу перехода своих членов в другие сборища. Такое "выветривание" возможно в силу шустрости гомо сапиенс, а именно, в силу их способности научаться другим системам свой-чужой и как следствие способности присоединяться к большому количеству разных сборищ, вынуждая тем самым сборища конкурировать друг с другом за страх шустрых особей.
Вот почему для стабильного общества оказывается не достаточно одной-двух скреп, а требуются три скрепы, и третья скрепа - это как раз то, что формирует из просто сборища "своих" уже настоящее общество. Это именно нечто общее, всехнее, то, чем владеет всё сборище, что не может быть выделено и растащено, то, из-за обладания чем не может быть борьбы, то, чем все в сборище наделены по-справедливости. И это нечто - общий враг. Появление общего врага создает у сборища стенки, когда незримые, а когда и зримые, стенки, препятствующие "выветриванию" и оформляющие общество.
Благодаря этой третьей скрепе нестабильное сборище становится стабильным обществом, а человека называют "политическим существом".

Каждая из трех социальных скреп в природе встречается в двух типах: духовном и бездуховном.

Бездуховные социальные скрепы - это бездуховный страх социальной изоляции, бездуховная система распознавания свой-чужой и бездуховный общий враг.

Совершенно понятно, что духовные социальные скрепы - это, соответственно, духовный страх социальной изоляции, духовная система распознавания свой-чужой и духовный общий враг.


Рецензии