Цивилизационный выбор как осознаная необходимость
Стоит ли перед российской нацией проблема выбора?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, спросим себя: а существует ли российская нация в принципе? С одной стороны, бесспорно – да. Ведь Россия как страна – член ООН де факто представляет собой в международном сообществе именно российскую нацию, образованную различными народами, входящими в состав российского государства. У нее есть такие национальные атрибуты, как герб, флаг, гимн, территория, суверенитет, наконец.
С другой стороны, у современной России отсутствует целый ряд важнейших и неотъемлемых сущностных свойств-признаков нации, что вынуждает констатировать незавершенность процесса нациестроителства. В частности, не сформулирована сама идея российской нация, не определен общественный идеал последней, не обозначена актуальная национальная идея, ведущая к реализации национального общественного идеала. До сих пор не осознано объективно заданное предназначение России в мире. Вопреки логике национального бытия, страна-нация существует без исторически выверенной и четко обозначенной национальной идеологии, что само по себе является нонсенсом и с рациональной точки зрения может быть оправдано только отсутствием в данный момент времени подходящей системы концептуально оформленных представлений и идей, адекватно и совокупно выражающих интересы, взгляды и идеалы российского общества. Кроме того, Россия не имеет собственного проекта глобального развития, основанного на инновационном мировоззрении и осознании сакрально исторической миссии российской нации в мире.
У нас пока нет четкого понимания того, какую конкретно страну мы строим, с каким общественным строем, с какой экономикой и с какими общественными отношениями.
Очевидно, что формально функционирующей российской нации еще только предстоит стать собой по существу. Для этого ей надлежит идентифицировать себя в пространстве объективно заданных координат бытия социальных сущностей: в глобальном социуме, в истории человечества и в сфере человеческого сознания. Базисной основой национальной самоидентификации России и одновременно ее апофеозом выступает цивилизационный выбор, который российскому обществу предстоит сделать и который не сделать нельзя.
Что и как предстоит выбирать России?
Россия стоит на пороге цивилизационного выбора, однако в чем конкретно он заключается? Что и из чего надо выбирать?
По сути, российской нации предстоит выбрать образ собственного существования, который предопределит будущее России, а заодно и будущее всего человечества. Понятно, что этот выбор должен быть осознанным и разумным, то есть гуманистическим по сути, логически обоснованным и наиболее целесообразным с точки зрения перспективы продления истории человечества.
Важно понимать, что цивилизационный выбор России - это не выбор некоего варианта локальной (региональной) цивилизационной общности из числа уже существующих на планете. По сути, это – исторически назревший сакральный выбор себя как осознание и акцентирование в мире своей изначально заданной уникальной цивилизационно-культурной сущности.
К своему цивилизационному осознанию, к тому чтобы стать оплотом разума и мирохранения на планете Россия шла тернистым путем в течение многих веков. Вначале она готовилась к тому, чтобы вобрать в себя семя духовной прозорливости социально-биологического вида Человек разумный, а затем взращивала, сберегала и закаляла набирающий силу мудрости росток разумной человеческой культуры хранения мира.
Сегодня Россия созрела для того, чтобы явить себя миру в качестве уникальной нации - разумного ядра всей человеческой цивилизации, способной посредством распространения своей сущностной мирохранительной идеи в глобальном социуме, метафизически вместить в себя все человечество.
От мирохранящей России, призванной стать оплотом разума всей человеческой цивилизации, не требуется превращения в еще одну мировую локальную цивилизацию из разряда тех, кто, расталкивая локтями конкурентов, борется за больший по размеру кусок глобального пирога, не понимая, что пировать придется во время чумы, которая уничтожит всех. Для российской нации тесны любые региональные рамки.
Речь идет о том, что Россия как уникальная цивилизационно-культурная общность глобального идейного масштаба должна выбрать такое инновационное объединительное мировоззрение, которое позволит ей собственным примером развернуть сознание во многом различных и разрозненных людей, народов и наций планеты к верному толкованию терминов “цивилизация” и “человеческая цивилизация”. В первом случае – к пониманию того, что цивилизация – это социальная форма движения не просто материи, а мыслящей материи-носителя одного из двух объективно существующих в мире духов, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой. Во втором - к пониманию человечества как органичного и неразрывного единства разного, существующего в историческом процессе и выступающего источником не только достижений, но и негативных продуктов жизнедеятельности в материально-технической и духовно-нравственной сфере.
Именно в становлении разумным примером для неразумно глобализирующегося человечества и состоит цивилизационная задача российской нации, а также парадигма предстоящего ей цивилизационного выбора, в результате которого у человечества, ускоренно приближающегося к гибели, должна появиться перспектива продления собственной истории.
Кто, если не российская нация, способен помочь человечеству?
Перманентная духовно-нравственная деградация человечества сводит на нет все достижения материально-технического прогресса: мир неумолимо скатывается к пропасти. Человеческая цивилизация обречена. Никому, кроме России, не дано замедлить этот гибельный процесс, ибо ни одна из существующих в современном мире цивилизационных общностей не способна предложить мировому сообществу мирохранительный проект глобального развития в интересах всего человечества. Ни одна из них не обладает необходимым набором качеств, чтобы стать глобальным лидером мирохранения.
Так, западная цивилизация однозначно является “миротворительной” и бесповоротно ориентирована на создание _нового мирового порядка”. Существующие противоречия между ее отдельными региональными центрами (США - Европа) не касаются направленности осуществляемых ею глобализаторских функций. Возможная смена лидера данной цивилизации (как это уже было раньше, в частности, когда Великобритания уступила лидерские позиции США) не способна привести к изменению ее “миротворительной” сущности.
Восточно-азиатская цивилизация имеет двух фаворитов - Японию и Китай, которые по своей экономической мощи способны претендовать на роль лидеров. Однако, одной экономической или военной мощи для практической реализации этих претензий на глобальном уровне недостаточно. И Япония, и Китай исторически развивались изолировано и сформировали самобытную культуру, опираясь на которую, они обеспечивают достаточно успешное собственное развитие, но которая одновременно является препятствием для обеспечения глобального лидерства, особенно в духовной, мировоззренческой, идеологической сферах. Япония и Китай не имеют исторического опыта глобального строительства и реально способны играть роль лидеров лишь в рамках своей цивилизационной общности.
Цивилизация коранической культуры не имеет явных лидеров, способных взять на себя ответственность за регулирование глобальных процессов. Значительный потенциал коранической культуры, который имеет глобальное влияние, используется Западом для достижения “миротворительных” целей в противостоянии с иными цивилизационными общностями, в первую очередь, с Россией.
Искаженное видение мира, алчные геополитические устремления и близорукие стратегические планы “миротворительно” настроенных стран-лидеров локальных цивилизаций базируется на неразумной идее собственной исключительности и порождает цивилизационные войны.
На этом фоне Россия, исповедующая идею мирохранения, способна выступить за конструктивный диалог цивилизаций в интересах всего человечества. Она обладает значительным разумным потенциалом и не меньшей глобальной значимостью, чем современные ей локальные цивилизации. При этом она, будучи способной проникнуть в иную культуру и понять ее, является цивилизационной общностью многих различных народов-носителей самобытных культур и верований. Она одинаково глубоко уважает достижения, как западной культуры, так и восточной. Кораническая культура, являясь неотъемлемой частью культуры России, мировоззренчески смыкается с православной культурой, что обеспечивает их конструктивное сосуществование на протяжении столетий.
В отличие от всех прочих стран-наций, включая США и Китай, Россия сама по себе является самодостаточной цивилизационно-культурной сущностью, которая никогда не принадлежала той или иной региональной цивилизации, наряду с другими государствами. Важно, что она, как и западная цивилизация, обладает реальным опытом управления глобального уровня, который приобретен ею в XX веке в рамках мировой социалистической системы.
Очевидно, что в качестве глобального лидера, способного в противовес неразумно реализуемым на планете “миротворительным” проектам предложить мировому сообществу мирохранительный вариант развития человечества, может выступить только современная Россия, осуществившая свой цивилизационный выбор в направлении позитивной нравственности, то есть разумного внутринационального существования, а также разумного сосуществования с другими странами-нациями планеты.
Свидетельство о публикации №215060501562