Это нам не задавали гл. 9 После каникул
- Ты слышала новость: Олег Николаевич развелся с женой? – спросила Лена подругу по дороге домой.
- Да слышала краем уха!
- А как ты думаешь, он скоро женится? Он-то мужчина видный!
- Я никак не думаю. По мне, пусть хоть завтра! – усмехнулась Марина и перевела разговор на другую тему. – Ты лучше скажи, где думаешь каникулы проводить?
- Точно не знаю. А ты?
- Как всегда, в деревне у дедушки с бабушкой. Там хорошо: свежий воздух, лес, озера с карасями и раками, но и хозяйство большое. Так что мне не только отдыхать придется, но и помогать им. Это Антошка там только бегать да играть с местными пацанами будет.
- А мне, скорее всего, придется с близнецами возиться, – кисло проговорила Лена. – Родители куда-то в отпуск собираются недели на две-три, а их на меня оставляют. Сказали, что подарок хороший привезут за это.
- Да, достается нам, как старшим, - вздохнула Марина.
- И не говори! - вторя ей, вздохнула подруга.
В середине июня Марина с Антошкой отправились на лето в деревню к бабушке Надежде Ивановне и дедушке Петру Захаровичу, родителям Галины Петровны. Старики находились уже на заслуженном отдыхе, на пенсии, хотя их трудно было назвать таковыми: им немногим перевалило за шестьдесят и выглядели крепкими и здоровыми. Хозяйство у себя развели немаленькое: трехкомнатный бревенчатый дом с мансардой и летней кухней, приусадебный участок в десять соток, а из живности - козы, свиньи и куры, для которых рачительный хозяин построил крепкие сараи, чтобы нежеланные гости из леса – лисы и хорьки - не проникли внутрь, и не было подкопов. Кроме того, давал хорошие плоды небольшой сад из вишен, груш и яблонь, ягодных кустарников и огород, где выращивали разные овощи.
***
Внуков встретили с распростертыми объятиями. Отдохнув денек, Марина принялась за работу. Хотя её ничего не заставляли делать, девушка сама предлагала помощь.
Со словами «Бабулечка, я с тобой!» она брала из рук бабушки ведро, и они вместе шли во двор кормить крикливую четвероногую и крылатую ораву. Помогая бабушке, расторопная внучка мыла полы, полола грядки, собирала клубнику, а бабушка ездила на станцию продавать. На вырученные от продажи клубники деньги привозила внукам мороженое и разные сладости.
Антошка, в основном, вертелся возле деда. Дед брал его с собой в лес, на рыбалку, а когда занимался ремонтом своего "Жигуленка", Антон не отходил от него и внимательно следил за его работой, задавая по ходу вопросы "А это для чего?" или "А это что".
Вечерами бабушка обычно что-либо вязала из козьей пряжи. Она умела вязать очень хорошо, и успела связать Марине с Антошкой по пушистым шапочке с шарфиком, обещая к зиме связать каждому по свитеру. Кроме этого, Надежда Ивановна славилась с молодости как портниха, принимая заказы от односельчан. Она за три дня сшила любимой внучке модную школьную форму, узревшую в одном из журналов. Девушка пришла в восторг, глядя в зеркало, как отлично она смотрится в этом новом школьном прикиде, состоящим из клетчатой юбки и черной жилетки с клетчатыми боковинами.
- Представляю, как удивятся некоторые, когда увидят меня в такой форме, а не в обыкновенной юбке и кофте.
- Лапушка ты моя, да ты у меня и умница, и красавица, и труженица. Да неужто я тебя не приодену по моде, не постараюсь для тебя, как ты для нас стараешься? — умилялась бабушка.
Занимаясь вязанием, Надежда Ивановна всегда о чем-нибудь рассказывала, а помощница слушала, сматывая пряжу в клубки, или сама училась вязать.
Как-то бабушка за этим делом спросила её, кем она хочет стать в будущем, и Марина призналась, что хочет стать учителем истории.
- Учителем – это хорошо, а почему истории, а не русского языка или математики?
- Потому что это — живой предмет. У нас новый преподаватель истории так замечательно преподает, что я полюбила этот предмет!
- А преподаватель молодой или молодая? – отчего-то поинтересовалась бабушка.
- Не старый, вообще-то.
- Ну понятно. Чтобы стать историком, надо историю знать от и до и даже больше. Не мешало бы тебе проконсультироваться с учителем, с чего и как начать.
- Значит, мне надо к нему обратиться за консультацией?
- А что тут такого? За спрос по лбу не стукнет и денег не возьмет.
Этот разговор запал в голову девушки, и она надумала воспользоваться этим советом.
Незаметно пролетело время. Пора настала собираться в обратный путь. Перед отъездом бабушка собрала две большие сумки со всякой всячиной.
- Бабулечка, как же все это я понесу? У меня сил не хватит, – заартачилась было Марина.
- Успокойся! Здесь мы тебя посадим, а там мать тебя встретит. Я ей уже послала телеграмму.
На следующий день бабушка с дедушкой посадили внуков на электричку и пожелали им хорошо доехать, передать всем привет и доброго здоровья, а также приехать на следующее лето.
***
Полтора часа езды быстро пролетели. На перроне их встретили отец с матерью, отчего радости было у детей через край. Отец вернулся из рейса только вчера, а уезжать надо было уже завтра, поэтому глаза матери были подернуты печалью. Зато отец был неестественно весел. "Ох, уж эти взрослые: не поймешь их!" - вздохнула дочь.
Имея в запасе неделю, Марина решила в спешном порядке заняться подготовкой к школе. Она сбегала к подруге посмотреть, как та подготовилась. Оказалось, что у Лены все было готово.
- И чего ты всполошилась? – покачала головой мать. - Думаешь, если тебя не было дома, то о школе некому было позаботиться. Я все уже приготовила: и тебе, и Антоше. Посмотри у себя в комнате за шкафом. Там лежат новенькие портфели с учебниками и принадлежностями. Марина, конечно, всё проверила и осталась очень довольной. Увидев новую школьную форму, мать пришла в восторг.
- Какая прелесть! Вот так бабушка! Ты, наверно, одна будешь в такой модной форме в школе. Не постесняешься?
- Другие же не стесняются чем-то выделяться. Пора и мне учиться этому.
- Ну, и правильно!.. Какая ты у меня уже большая! - Галина Петровна привлекла к себе дочь и поцеловала.
***
Наступило первое сентября. Окончились летние каникулы и учительские отпуска. Все вернулись в школу и приступили к выполнению своих прямых обязанностей: кто - учиться, а кто - учить.
Поднявшись с постели в семь часов, Марина быстро оделась в новую форму, заплела "елочкой" косичку, выпила кофе с бутербродом и, сказав матери «пока», выскочила за дверь. По дороге зашла к Лене, и они вместе отправились в школу. Лена, конечно, с восторгом оценила новую форму подруги. Впереди них и сзади шли нарядные школьники и школьницы с белыми бантами на головах, блестя новенькими портфелями. На душе девчат пели скрипки, летали птички, а внутри теплилась радость от предстоящей встречи со своими одноклассниками.
В десятом классе учащимся уже позволялось сидеть за партой с кем хочешь, и Марина села со своей подругой, а Тимур - с Колей Соловьевым.
В школе их 10-б находился на хорошем счету. Как в любом другом, в их классе имелись лидеры. Из мальчиков такими являлись Рогов Костя и Коля Соловьев, к ним постепенно примкнул и Тимур. Из девочек очень быстро лидером стала из бывших новеньких Анжела Лукина. Училась она лениво, немного выше среднего, хотя могла лучше, но, красивая и амбициозная, она имела неплохие организаторские способности. Нельзя не сказать, что в этом не малую роль играли её влиятельные родители.
Из «стареньких» оставались Люся Храмцова, Рита Мухина и Галя Степная. Другие в лидеры не лезли, но тоже имели свой вес. Третьи были не видны и не слышны. На них почти не обращали внимание. Нина Куценко, постоянная староста класса, пыталась их расшевелить, спрашивая их мнение по какому-нибудь вопросу, но они обычно отмалчивались или говорили «не знаю», «как все».
- С вами никакой каши не сваришь, - вздыхала староста.
Как известно, еще в девятом классе Марина начала всех удивлять своими успехами, и ребята к ней отнеслись по-разному: кто радовался за нее, кто стал завидовать, увидев в ней соперницу, а кто-то остался равнодушным. За учебой она не замечала косые взгляды некоторых завистниц, и вела себя и непринужденно. Благо, эта зависть носила легкий, безвредный характер. Появление Марины в новой форме произвело оживление в классе.
- О-о-о! – вытянулись лица у многих парней, а у некоторых одноклассниц глаза полезли на лоб от удивления.
- Ну-ка, ну-ка! – Люся Храмцова бесцеремонно взяла Марину за руку и вывела на середину. – Дай-ка на твою форму посмотреть. Так: белая блузка, черный жакет и клетчатая юбка. Вообще – шик! Поздравляю, Пичугина, ты превзошла всех! Где взяла? Или это секрет?
- Какой секрет? Из журнала мод. А сшили в ателье, – Марина постеснялась сказать, что сшила бабушка, чтобы не испортить впечатление.
- Молодец, Марина! Сразу и вид другой стал. У тебя есть тот журнальчик?
- К сожалению, нет!
- Жаль, но – ничего: в ателье могут сшить по эскизу.
«А, привыкли видеть меня серой мышкой!» - довольная произведенным эффектом, подумала польщенная девушка. – Пусть привыкают видеть меня такой".
***
По дороге домой Лена еще раз восхитилась такой метаморфозе подруги.
- Как ты преобразилась! Прямо - блеск! Я так рада за тебя!
- А-то! – Марина сделала серьезное лицо. – Хватит быть маленькой, незаметной девочкой. Знаешь, Лена, я поняла одну вещь: нельзя быть незаметным, иначе много можно пропустить в жизни и не принести никаких плодов. Все самое интересное и прекрасное пройдет мимо тебя, и нечего будет вспомнить в конце жизни. Незаметные люди никогда ничего не добиваются, или добиваются очень малого.
- Но в большинстве своем люди живут незаметно, тихо и не гоняются за журавлями в небе. Не всем же быть героями или незаурядной личностью, как Гагарин, например, или Терешкова. Тут, знаешь, какой характер и сила воли должна быть! Нам такими не стать, - со вздохом возразила Лена.
- Я не то имела ввиду. Хотя, кто знает, кто внутри нас живет! Ведь Гагарин тоже был обыкновенный парень до поры до времени, а Терешкова была обыкновенная девушка, - ткачиха, кстати. Но в них жила мечта. Мечта стать космонавтом. Мечта оторваться от земного притяжения и взлететь ввысь. Стать не как все, и это у них получилось.
Я вот о чем хотела сказать: человек обязательно должен оставить после себя след своими делами. Сейчас мы пока еще школьники, значит, мы должны хорошо учиться в школе. После школы мы поступим на кого-нибудь учиться: кто в вуз, кто в техникум или училище, и там мы должны учиться хорошо, чтобы стать грамотными специалистами. Потом – работать по специальности. Если ты выбрал профессию врача, то должен быть только отличным врачом, если учителя, то лучшим, замечательным учителем, таким как Ирина Степановна или Клара Вильгельмовна. Не зря же ей звание заслуженной учительницы дали. Так ведь?
- Да, в принципе, – согласилась Лена. – Только я ни за что не хочу быть учителем. Это не для меня.
- Я не о том, кем ты хочешь быть, а каким. Вот ты, к примеру, заболеешь, и придет к тебе в белом халате какой-нибудь врач-недоучка или троечник с умным видом, ошибется в диагнозе и неправильно назначит лечение, что тогда?
- К черту такого врача! Еще этого не хватало!
- То-то и оно. Никому не нужны всякие недоучки-троечники. Плохо, когда разрешается в институтах учиться на тройки. Если быть врачом, то таким, как Федоров или Склифосовский, к примеру.
- О, куда хватила! Да это же такие светила - один на тысячу! — покачала головой Лена.
-Ну, и что же! Кто тебе помешает брать с них пример? И слава Богу, что есть, с кого брать примеры! Быть отличником труда тоже хорошо, сознавать, что ты – хороший специалист, что тебе доверяют. Лично для себя я решила, что не могу быть больше посредственностью.
За разговором они незаметно подошли к дому Елены.
- Такой интересный разговор у нас получился, правда? Со мною так даже родители не говорили.
- Главное, чтобы он пошел нам на пользу, не забылся. Ну, до завтра! Пока!
- Пока! – кивнула Лена и направилась к подъезду, а Марина поспешила к себе домой, по пути вспоминая и анализируя разговор с подругой.
продолжение следует http://proza.ru/2015/06/06/937
Свидетельство о публикации №215060501565
Николай Кирюшов 03.05.2025 08:36 Заявить о нарушении
Как хорошо иметь такого замечательного дедушку, который всё, что надо покажет и расскажет внукам. У нас сегодня проходил придомовой субботник - потрудились на славу. Доброго здоровья и прекрасного Вам с внуками выходных дней!
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 03.05.2025 08:58 Заявить о нарушении