Опричнина

Антимайдан и НОД это новая опричнина.

В 1560 г. произошел разрыв между Иваном IV и деятелями Избранной рады. Иван обвинил Адашева и Сильвестра в стремлении сосредоточить в своих руках всю реальную власть, оттеснив царя. Это обострило отношения царя с боярством, на сторону которого стал и глава Русской церкви. В январе 1565 г. царь вводит новый порядок управления государством, получивший название опричнины. Страна была разделена на две части: личный удел царя именовался опричниной. Остальная часть государства стала именоваться земщиной. Ею управляла Боярская дума.

Опричнина получила значение политического убежища, куда хотел укрыться царь Иван Грозный от своего крамольного боярства. Мысль, что он должен бежать от своих бояр, постепенно овладела его умом, стала его безотвязной думой. В духовной своей, написанной около 1572 г., царь пресерьезно изображает себя изгнанником, скитальцем. Здесь он пишет: "По множеству беззаконий моих распростерся на меня гнев божий, изгнан я боярами ради их самовольства из своего достояния и скитаюсь по странам". Ему приписывали серьезное намерение бежать в Англию.

Итак, опричнина явилась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Ей указана была Иваном Грозным политическая цель, для которой не было особого учреждения в существовавшем московском государственном устройстве. Цель эта состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в Русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский, родич св. митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой. Как специальный полицейский отряд опричнина получила особый мундир: у опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла - это были знаки его должности, чья цель состояла в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев-крамольников. Опричник ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне в черной же сбруе, потому современники прозвали опричнину "тьмой кромешной", говорили о ней: "...яко нощь, темна". Это был какой-то орден отшельников, подобно инокам от земли отрекшихся и с землей боровшихся, как иноки борются с соблазнами мира. Самый прием в опричную дружину обставлен был не то монастырской, не то конспиративной торжественностью.

Большинство историков считает, что опричнина была хорошо продуманным политическим шагом Ивана Грозного и направлялась против тех сил, которые противостояли его самовластью, т.е. прежде всего против боярско-княжеской оппозиции. В опричнине отразились и личные качества Ивана IV.


Рецензии
Глубоко копаете!

Алексей Курганов   05.06.2015 14:30     Заявить о нарушении
Алексей,здравия!
Не так уж и давно это было.

Антипапа Луций Суарес   05.06.2015 17:27   Заявить о нарушении