Приютские дети

Лето, школьники отдыхают, а нам приказано провести мероприятие по проекту и отчитаться в область. Договариваюсь с приютом. Две воспитательницы приводят человек двенадцать ребятишек разного возраста, но больше малышей. Дежурная группа, которая по разным причинам осталась в городе, остальные отдыхают в лагерях.
У меня тема: книга и чтение, рассчитанная всё же на старшеклассников. Но делать нечего, начинаю работать. Думаю, что если что-то не поймут, ничего страшного, а загадки на «сладкое» я подобрала как раз для малышни. Слайды не дают ребятам заскучать, каждый новый кадр вызывает оживление. Тема-то всё равно интересная. Небольшое видео заставляет проснуться всех.
На экране опрашивают школьников: «Кто такой Сервантес?». Экран разделён на две половины. На одной стороне школьник отвечает, слегка замешкавшись: «Шкаф». На другой – начитанный школьник говорит правильный ответ: «Писатель». Голос за кадром: «Откуда знаешь?» Школьник: «Книгу читал». Или вот: «Кто написал картину «Грачи прилетели?» Неначитанный ученик отвечает: «Грачи и написали» (смех в зале). Начитанный школьник: «Саврасов».
Вот такая пропаганда чтения.
Прямо передо мной сидит за столом, едва дотягиваясь до его крышки, малолетний белобрысый шкет. Хотя ему и не очень интересно, всё же слушает. Таращит на меня круглые глазёнки. Глядишь, что-нибудь, да и отложится в его голове.
Спрашиваю у ребят, любят ли они читать. Кто-то отводит глаза, кто-то пожимает плечами, только воспитательницы вздыхают и отрицательно качают головами: «Нет, не читают».
На вопросы викторины мало отвечают – не знают просто ничего. Но это не страшно: я сразу предупредила их, что вопросы трудные, и вряд ли они ответят. Но если не знают, то теперь пополнят свои знания. А вот загадки совсем лёгкие, расщёлкали дружно.
По окончании мероприятия не торопятся обратно, есть запас времени. Разбредаются по библиотеке. Девчонки постарше берут яркие энциклопедии и погружаются в чтение. Всё же заинтересовались! Мальчишки лет пятнадцати разглядывают фантастику.
Ко мне подходит маленькая, щупленькая девчонка, на вид лет семи. Такая болтушка, расспрашивает меня о том, какие журналы можно посмотреть. Отсылаю её в детский отдел, но она хочет остаться со мной. Стоит возле стола, рассказывает о своей семье, маленькой сестре. Рассказывает, как сестра пугала её Бабой Ягой за то, что она не хотела спать. Говорю ей, что Баба Яга только в сказках существует, но девочка не верит мне. Спрашиваю её имя, отвечает: «Эля».
«Какое красивое имя у тебя, а полное – Элина?»
Отвечает утвердительно, но вижу, что не уверена сама. Оказывается – Эльвира. Тут же называет фамилию и оказывается, имя и фамилия у неё немецкие. «А какое отчество?», - спрашиваю. Не знает этого слова…
«Как зовут твоего папу?» Оказывается, Юрьевна)
Подходит шкет с первой парты. Слышал наш разговор о Бабе Яге и утверждает, что Баба Яга всё-таки существует, только живёт она где-то "далеко-далеко". Ну что ты будешь делать с этими детьми! Говорю ему, чтобы никогда и ничего не боялся. Понятно, что это такие методы воздействия на непослушных маленьких детей. Спрашиваю, как зовут, а Эля отвечает за него, что это Илья. Он чем-то похож на мою собеседницу, только она тёмненькая, черноглазая, а он, наоборот, светлый и сероглазый. Спрашиваю Элю, не брат ли он ей. Нет, не брат.
«Тогда, может, учитесь в одном классе?»
Илья отвечает, что они в разных классах. Интересуюсь, кто из них старше. «Я, конечно», - говорит Илья, - «И я уже во второй класс пойду».
«А сколько тебе лет?» - «Восемь».
«А ты, Эля, в какой класс идёшь, в первый?». Эля не знает, в какой. Видно, что девочка очень запущена. Тогда спрашиваю, сколько ей лет, и оказывается, что уже десять.
Илья сконфужен, всё-таки он младше Эли. Отходит к мальчишкам.
Подходит воспитательница, слушает нашу с Элей беседу. Спрашиваю про Илью, как он учится. У него плохо с памятью, а так мальчик хороший. А вот недавно одного воспитанника усыновили, очень хороший мальчик, умный. Учится хорошо.
Повезло новым родителям с сыном, а в основном, все запущены…
Выходит вторая воспитательница и созывает детей, пора возвращаться в приют. Тут же поднимается шум, гам, дети рвутся в дверь, но их не пускают, пересчитывают…
Тепло прощаемся, приглашаю приходить к нам ещё. Нас благодарят и обещают быть на следующей неделе.


Рецензии