Фотография

   - Вот ты посмотри на нее! Опять! Опять она смотрит на это фото, гладит его, а сейчас, смотри,будет его целовать!
   - Оставь мать в покое! Ну, смотрит, и пусть смотрит. Нам до этого какое дело?- ответил Виктор жене.
   - Да я что, против? Дело не в том, что она и утром и вечером смотрит на эту чертову фотографию! Ну, почему он? Что в нем такого, чтобы так любить его? Чем он лучше моего отца? Почему?!- негодовала жена.
   - Тише! - почти шепотом произнес Виктор.- Она идет, еще услышит, не дай бог!
   - Ну и пусть слышит! Я когда-то не выдержу и выскажу ей все в лицо!

    Скрипнула дверь, и мать причесанная и, как всегда аккуратно одетая, вышла из своей комнаты. Ее бездонные глаза скользнули по лицам своих домочадцев. Неуловимая улыбка сияла на этом немолодом лице.
   - Доброе утро, дорогие мои! Я пойду прогуляюсь на воздухе. Завтракайте без меня. Я позже поем.
   - Мама, ты бы чаю выпила, а потом уже шла гулять. Погода сегодня не очень.
   - Спасибо, милая. Мне пока не хочется. Пройдусь, а то после обеда обещают дождь.
   - Одевайся теплее.
   - Хорошо, родная. Я не ребенок...- Ответила Анна Павловна и вышла из квартиры.

   Пронизывающий ветер нес пожелтевшие листья. Осень уже полностью захватила город. Старые клены переполнились всеми оттенками желтого, а каштановые листья стали бурыми. Горожане спешили на работу. Молодежь заполнила проспект. Кто спешил к метро, а кто ожидал троллейбус. Среди суеты утра Анна Павловна чувствовала себя лучше. Ей казалось, что деловое утро других людей захватит ее и унесет в те времена, когда она вот так же спешила на работу и чувствовала себя нужной людям. Неторопливыми шагами она дошла до станции метро и повернула обратно. Проходя мимо супермаркета, она увидела маленького щенка, что сиротливо жался к урне.
   - Ах, ты маленький! Замерз поди?.. Вот как дрожишь! Ладно, иди сюда. Я тебя согрею.
   Она сняла шарф и обернула щеночка. Смешная и перепуганная мордашка смотрела на Анну Павловну. Присев на скамейку, она стала рассматривать щенка. Рыжий окрас, короткие лапы, торчащие уши и черные глаза с почти человеческим выражением.
    - Анна Павловна, можно погладить вашу собачку? - Спросила, подбегая, соседская девочка.
    - Здравствуй, Настенька. Можешь погладить, но только не делай ему больно.
   Настенька присела рядом и стала осторожно смотреть на животное и гладить его.
    - Ой, Настена! Ты что делаешь? Анна Павловна, где вы взяли это чудо природы? - Почти кричала, смеясь, соседка, что только что вышла из магазина.
    - Здравствуй, Лидочка. Вот здесь и взяла. Сидел, коченел. Жаль стало...
    - И что делать будете с ним? Ваши же вас заругают, если в дом его притащите.- С сожалением промолвила Лидочка.
    - А что поделаешь? Жаль его, несчастного. Замерзнет совсем, если снег пойдет. Может удастся кому-то пристроить...
    - Ой, ли! Сейчас люди не очень хотят брать животных. Самим прокормиться тяжело, а тут - собака... Хлопотно!
    - Знаешь, Лидочка, в нашей жизни все хлопотно... И семью иметь хлопотно, и детей, и любимых...
    - Вы правы. Все какие-то злые стали. Только о деньгах и думают. А идемте к нам. Посидим, чайку попьем.
    - Анна Павловна, идемте! Вы мне расскажете еще ту сказку, что прошлый раз рассказывали?- Восторженно лепетала Настенька.
    - Расскажу, конечно.

   Анна Павловна положила щенка за полу пальто, и они втроем направились в сторону своего дома.

    Суетливая Лидочка поставила чайник, нарезала нехитрые бутерброды и высыпала в вазочку только что купленные конфеты и печенье.

    - Угощайтесь, чем бог послал. Сейчас чай заварю.
    - Да не суетись ты. Я и есть то не хочу. Ты сама поешь и Настеньку покорми.- Ответила Анна Павловна, проходя на кухню.
    - Да я Настю уже покормила. Она у нас по утрам все кашу манную ест. До сих пор ее любит. Скоро в школу, а от каши - никуда. Я у вас спросить хотела, не позанимаетесь ли вы с Настенькой? К школе ее подготовить надо. Мне Петька все говорит: спроси Анну Павловну, да спроси. Вы нас так выручали, когда за ней присматривали.Еще бы позаниматься с ней! А то еще эти собеседования придумали при поступлении в первый класс! Просто экзамены какие-то для малышей таких! Ой, чего я это вам такое говорю! Кому, как не вам об этом знать!
  - Лида, ты же знаешь, что я уже ни с кем заниматься не хочу. Устала я, сколько можно...
  - А кто же, как не вы? Никто лучше вас не подготовит. Вон Женьку с 86 квартиры вы подготовили. Он только на "отлично" учится. Кто же кроме вас? Такой опыт!
   Настя гладила щенка и внимательно слушала этот разговор, а потом вдруг добавила:
   -Анна Павловна, разве я вам не нравлюсь? Вы меня не хотите учить? Тогда я в эту школу вообще ходить не хочу!
    - Ну, что ты придумала, Настенька. Ты же знаешь, что я к тебе очень хорошо отношусь. Если ты мне пообещаешь, что будешь все внимательно слушать, то я, пожалуй, соглашусь с тобой заниматься.
    - Ура!- Кричала радостно Настя, подпрыгивая на одной ножке, чем привела в восторг щенка, и тот тоже запрыгал и смешно заскулил.

   После чая Анна Павловна забрала Настю к себе на первое занятие. Дочь и зять ушли на работу, и в квартире было тихо. Настя пробежалась по прихожей, потом заглянула на кухню.
   - Настенька, проходи сюда и садись за стол.
   - Как у вас тут красиво! А сколько книг! Вы что, все эти книги прочли?
   - Да, солнышко, прочла.
   - А мама говорит, что невозможно столько книг купить! Это же столько денег надо! А еще мама сказала, что теперь все можно в компьютере прочитать.
   - Твоя мама права. В компьютере действительно можно сейчас все прочесть. Но никакой компьютер не может заменить живого общения с книгой, да и читать книгу приятнее, чем общаться с машиной и не так вредно для здоровья.
   - А можно мне понажимать кнопочки на твоем компьютере?
   - Нажми, солнышко. Сейчас я тебе покажу...
  Не успела Анна Павловна обернуться, как монитор засветился и на экране появилась фотография.
   - Ой!- Вскрикнула Настенька, смешно подняв брови.- Кто этот дядька?
   - Настя, так говорить нельзя. Можно сказать "человек" или "мужчина"...
   - А он тебе нравится, этот мужчина?
   - Это очень личный вопрос, но он мне действительно нравится.
   - Почему?
   - Не знаю. Это трудно объяснить.
   - Это твой муж?
  - Нет, солнышко,- сказала, улыбаясь, Анна Павловна.- Не все мужчины бывают мужьями.
   - Почему?
   - Так бывает.Ты задаешь очень много вопросов. Теперь моя очередь. Ты помнишь ту сказку , что я тебе читала последний раз?
   - Помню, помню! Там был смешной слоненок, что остался один. Он еще отправился искать свою маму.
   - Вот и хорошо. Расскажи-ка мне , что с ним случилось в пути.- Спросила Анна Павловна и выключила ноутбук.
   Настя начала свой рассказ, а когда закончила, ей пришлось выбирать слова, что начинались с одной буквы, а потом составлять слога с разными длинными звуками.

  В обед Настю забрали. Анна Павловна осталась одна. Взяла на руки щенка и промолвила:
   - Если я назову тебя Ричардом, это будет слишком? Как тебе такое имя? По-моему, очень благородно звучит. Я могу называть тебя Ричи...- Она погладила спинку щенку, а он преданно посмотрел ей в глаза.- Знаешь, Ричи, ему бы это имя тоже понравилось.
   Она грустно посмотрела в монитор и промолвила:
  -Видишь, у меня появился щенок. Теперь мне будет не так скучно, да и Настя не даст мне скучать... Как там у тебя дела? Я надеюсь, что у тебя все хорошо...

  Слышно было, как повернулся ключ в замочной скважине. Это пришла дочь.
   Анна Павловна выключила монитор.

    


Рецензии
Очень трогательный рассказ!
Татьяна, грустно, когда взрослые дети не всегда понимают своих родителей.
Хорошо описаны герои, видишь, сопереживаешь.
Столько одиноких людей живут под одной крышей...
*
Светлых Вам дней!
Радости и любви!
С теплом
и*))

Валентина Егорова   10.07.2015 19:03     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за прочтение и теплый отзыв. Одиночество в наши дни стало проблемой века, к сожалению.

Татьяна Раевская   10.07.2015 20:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.