Мышли. 9. О лингвоигре отшибки

В средней школе у меня по русскому языку было 4 с минусом, поскольку при существующей методике преподавания это был один из самых неинтересных предметов. И быть бы мне совсем двоешником, если бы не лингвистические ИГРЫ. Самая простая из них – игра в слова: кто больше составит слов из букв заданного слова. Иногда кто-то из взрослых задавал словесную головломку – типа: придумать слова, оканчивающиеся на «со». Большую помощь в повышении моей грамотности в 5-7 классах оказало также решение кроссвордов, которые я находил в журнале «Огонек». Тогда же мне попалась занимательная книжка Г.Успенского о занимательных моментах в языке. За неделю чтения я узнал о русском языке больше, чем за десять лет учебы в школе! Но, судя по всему, министерству образования этот факт остается неизвестным...

Но вот три года назад я возобновил свое занятие по забавному словообразованию, которым я немного занимался в диссидентскую пору в 1977-82 годах в значительной степени под влиянием коллеги по самиздатскому журналу «Поиски» и блистательного мастера по перевертышам Володи Гершуни. Первые 70 отшибок (так я называю свои словесные находки сегодня) я опубликовал в сатирической повести «Заибанские страдания» (под псевдонимом В.Грин). Все они были на тему ресторанного меню, поэтому испытать свои способности  в других областях желания как-то не возниикало. Забавных слов за пределами меню в то время я знал лишь два: «влю****ство», изобретенное моим коллегой по преподавательской работе в Институте управления Михаилом Мушниковым, и народное «вошьдь».

А в начале 2012 года я заметил, что уже и сам изобрел с десяток смешных слов. Время от времени я вспоминал эту тему, и постепенно на ум приходили новые слова. В какой-то момент я понял, что создане новых слов можно организовать производительнее. Ну и после этого они посыпались как из рога изобилия...

А теперь о главном: в чем состоит польза игры ОТШИБКИ? А состоит она в следующем:
– побуждает обращать внимание на КАЖДОЕ слово, причем без принуждения, с интересом и с увлеченем;
– вынуждает перебирать все смыслы исходного слова и, следовательно, существенно его изучать и тем самым волей-неволей повышать свою грамотность;
– изобретать огромное число ошибок для данного слова и в каждом новом варианте пытаться найти оригинальный смысл; таким образом, новые слова описывают невиданные слова и явления и тем самым дают волю неограниченной фантазии;
– и лазить, лазить по словарям...

Так что если хотите приобщиться сами или приобщить своих детей к полезному наркотику, попробуйте поиграть в ОТШИБКИ.

У игры есть и еще одно полезная сторона: она учит СИСТЕМНОЙ оценке вещи. Оказалось, чо к новому словечку можно применить практически все ценностные критерии – эстетические, логические, этические, идеологические и т.д. Не знаю, были ли запрещены какие-либо слова во времена Гитлера и Сталина, но несколько слов из моего словаря, причем ни сколько не матерных, цензура запретила – оказывается, некоторые слова (не фразы!) противоречат российскому законодательству! Кроме того, цензура удалила у меня текст, состоящий только из ТОЧЕК! Афигеть! Как говорили в старые времена, морозм крепчает... Но не будут друзнить зверя, ибо, как писал великий Галич, «Ох не надо бы вслух, ох не надо бы!..», а потому ближе к теме.

При рождении каждой отшибки участвуют три семантические единицы: прототип (исходное слово), подлежащее (новое слово, или отшибка) и сказуемое – определение подлежащего.

Так вот, удачная отшибка характеризуется следующими параметрами:
– смысл отшибки противоположен смыслу прототипа (например, народная отшибка: вождь – вошьдь);
– ошибка малозаметно отличается от прототипа либо по написанию, либо по произношению (так, по написанию вошьдь – не лучший случай, а по произношению – самое то!);
– прекрасен случай, когда прототип вообще не меняется, но ему дается новое определение (сказуемое) с кардинально иным смыслом.

Неудачными я считаю отшибки, в которых:
– обыгрываются национальности, конкретные религии, названия населенных пунктов и стран, а также в какой-то степени имена людей (поскольку некоторые люди, и особенно ДЕТИ, насмешку над героями из известных анекдотов – Нинкой, Петькой, Васей... – относят на свой счет);
– высмеиваются физические недостатки инвалидов;
– трудночитаемые и труднопроизносимые;
– отшибки, у которых смысл и написание сказуемого и прототипа во много совпадают.

Ну вот, экспромтом как-то так. Лингвисты могут разобрать эту тему обстоятельней.

Так что успеха вам!


Рецензии
Виктор, согласен с вашим подходом к формированию новых слов и сам стараюсь его придерживаться, но с некоторыми дополнениями. В подавляющем количестве случаев «изобретаю» лишь имена существительные (это можно посчитать за каприз), к тому же, есть ещё несколько тем, на которые мне острить не хочется.
С точки зрения развития у детей интеллекта и интереса к языку такие игры безусловно полезны. Жаль только, что не так много найдётся желающих (и умеющих) поиграть с ними в это.

С уважением,

Андрей Девин   05.06.2015 09:18     Заявить о нарушении
"..есть ещё несколько тем, на которые мне острить не хочется". Какие, если не секрет?
=============
Упустил одну важную оценочную характеристику - эмоциональную, которую нельзя описать объективными параметрами: нравится (не нравится) и всё тут!

Виктор Сорокин   05.06.2015 11:58   Заявить о нарушении
По поводу «эмоциональной» составляющей просто не стал писать, но в любом случае она будет присутствовать, поэтому говорить о полном отсутствии субъективности всё же нельзя.
Что касается тем, то мне неинтересно много острить на разнообразные «физиологические» темы, на темы тонких взаимоотношений, совершенно не фантазирую вокруг «ненормативной лексики».

Андрей Девин   05.06.2015 12:16   Заявить о нарушении
"...мне неинтересно много острить на разнообразные «физиологические» темы, на темы тонких взаимоотношений, совершенно не фантазирую вокруг «ненормативной лексики»".
Я легко могу находиться в предлагаемом Вами культурном пространстве. Но я много времени прожил в "низах", где к таким вещам относятся совершенно иначе. Я уже писал о том, что знаю яростных матерщинников, но по своей нравственности способных заткнуть за пояс многих людей "в шляпе". Так что моя формула проста: я не приемлю только насилие и унижение слабых.

Виктор Сорокин   06.06.2015 19:59   Заявить о нарушении
У меня нет предубеждения в отношении нравственности людей лишь исходя из частоты использования ненормативной лексики или социального происхождения. Это вопрос личного восприятия, в том числе с учётом представлений о значении языка и его использования. Могу добавить из личного опыта, что при желании привычка материться может быть преодолена за несколько дней без особого труда и всякого ущерба для понимания со стороны окружающих.

Андрей Девин   06.06.2015 20:28   Заявить о нарушении
Я мат не использую. Но если есть важная или остроумная мысль на матерном языке, то только по причине мата я эту мысль не отброшу.

Виктор Сорокин   07.06.2015 00:41   Заявить о нарушении