Гонки по Аляске

Моя мечта - гонка по Аляске на собачьей упряжке осуществилась. 7 дней с собаками и эскимосами на просторах Аляски и Канады. Гонка по реке (не помню название, приток Юкона) до Фэрбанкса на Форт-Юкон, оттуда - уже по Юкону - до Канады, в Олд-Кроу. Там - по притоку Юкона до Доусона. А там заберут.
 
Самый большой штат США, какого-то чёрта проданный Александром II. Ну, понятно, Россия, ослабленная Крымской войной, не могла защитить и освоить этот огромный пирог, открытый русскими же в 1732 году, занесенный на карту. Заселенный племенами эскимосов и алеутов. Вот и приняли решение продать. Тягостное и мучительное решение. Подписали всё в Вашингтоне. Ушла Алясочка - 1,5 млн кв.км - за 4,7 доллара кв.км. И Алеуты с ней.

В Анкоридже, с утра, нагруженные, невыспавшиеся, вонючие...
Снаряжения 80 кг - минимум. Ничего не пропустили. Докупать пришлось в их магазинах придурочных химию всякую. Тьфу. Докупили. С собой ничего нельзя, как в Австралию, блин. Аж подошвы все просветили, сволочи. Аляска наша...
Ребята наши, русские, приютили нас и дотолкали.
На улице холод собачий, а они ходят с голыми головами. Одного видела в шлепанцах - скакал до магаза. Тетка одна шла в шортах. Дети в легких курточках. А мы - в пуховиках. Вы не поверите, они всерьёз считают, что в России холод собачий, а у них, типа, лето...

Наши на Аляске просятся к нам, в Россию. Как я их понимаю. Мой патриотизьм зашкаливало. Как мы с ними, нашими, русскими, плакали, пели песни возле русской печи, пили водку русскую.  Сережа мой во всей красе был со своим  репертуаром. Как он пел русскую классику! Я опять сильно гордилась. Они такие все правильные, православные. Дети красивые, не испорченные цивилизацией. Да и что принять за цивилизацию? Интернет, айфоны, магазины, торгово-развлекательные комплексы? Тьфу.
А вот алеуты и эскимосы неправильные. Кривые и пьющие. И мы туда же с  Сережей.

И вот оно случилось  - 2 упряжки. 12 собак. Маламуты, самоеды, хаски, лайки. Хаски... Моя любовь, моя мечта... Я упрятала свое лицо в их шерсть, целовалась с ними, валялась, кувыркалась - я была счастлива. В искристом снегу с хаски!
Неделю с ними. Аляска, хаски, снег и мы. Счастье. Накопили денег на него.
(Почти год, после информ - разведки вели переписку с нашими на Аляске, а те -с алеутами. Конечно, при такой нагрузке и двоих человек в санях, в упряжке должно быть никак не менее 8-ми собак. Но алеуты заверили, что будут очень сильные собаки, хорошо обученные, рельеф практически без подъемов - в основном, по руслам замерзших насмерть рек - так что справятся. На большее мы бы не потянули финансово. Обученные ездовые собаки очень дороги. Мы влезли в долги, зажмурились и...)

Морда закутана донельзя - иначе никак: сожжет! Несемся. И оступиться нельзя, снесет с гонки - потеряют. Держись!
У нас было два провожатых, эскимосы, Апальюк(старичок) и Нагуйя(чайка). Они выдали нам малахаи: вонючая, классная одежда из нерпы. Тяжелая, но теплая. Но эта одежда только на вечер и на ночь. А на гонке не пойдет, неповоротливая. Там пуховик и штаны на вате. Лицо полностью закрыто: сожжет.
И мы помчались.
Первую ночь провели в ельнике, на озере. Волки выли, страшно. Собаки выражали спокойствие: эка невидаль - волчий вой. У ребят винчестеры. Ели мясо с костра. Замечательно.
Никогда не представляла, что снег может так колоться и обжигать, а тишина может так звенеть. Сережа мне показывал созвездия, которые мы в Карелии не можем наблюдать. Как он это всё знает?
Волчий вой леденил душу всю ночь. Эскимосы посмеивались. А мне мерещились ужасы из Джека Лондона. Смок белью, ё, тысяча дюжин....)))

В малахае тепло и уютно, к запаху принюхалась.
Нагуйя быстро и ловко сделал нодью, и мы спали практически под открытым искристым небом, поджаривая бочкИ. Мы так ночевали в Архангельской области и в Карелии, в зимних походах. Ели суджук- это я знаю, готовила себе в поход на Сахалин - и пили очень крепко заваренный чай с бадьяном - тоже знаю, пили его на Байкале.
Собаки лежат, каждая по отдельности, свернувшись калачиком, уткнув носы в живот, наелись юколы.
На второй или третий день слева наблюдали во всей красе сахарную голову Мак-Кинли - самая высокая гора Америки - 6 тыс м с чем-то. Красота! Мощь!

В нашей упряжке вожак - Джек. Ему 8 лет. Маламут. Очень сильная собака. Всех строит. Если что - куснет и даст выволочку. Молодым особенно. Очень красивый. Белый. Остальные ребята - хаски молодые и самоеды. Хаски бегут лучше. Самоедам мешает вес. Они крупные. Джек всех строит. Удивительно, что хаски подчиняются маламуту. Эскимосы тщательно подбирают упряжки, но мне кажется, наша слабее: собаки тяжелые. Я знаю, что поджарые собаки легче и быстрее тянут упряжку, но! Если упряжка провалилась в полынью, то собаки с бОльшим весом вероятней её вытащат.
Я вырастила и воспитала(выдрессировала) двух служебных собак - ротвейлеров. С ездовыми никогда дел не имела. А вот!
Но самые надежные, считаю, лайки. Проверено из семьи, от дяди-охотника.

В той упряжке поджарые лайки, они бегут лучше. Но Нагуйя сказал их, собак,  нельзя мешать пока. Они не привыкли друг к другу. Ну, так, надо было привыкать! Упряжки не равноценны! Даже я это понимаю.
Вот мы и получили.
 
В той упряжке две сибирские лайки. Шикарные.
И в той же упряжке роскошная Марта, всем нравится, молодая хаска, крутит попой, повизгивает, носится на привалах. Джек на нее запал. Алеуты говорят: добегается, сучка, волкИ сожрут.
Во второй упряжке вожак Того, хаски. Очень серьезный. Ко мне пока никак. Но я  завоюю его любовь. Не с такими справлялись.
На третью ночь случилась неприятность. Одна из собак, хаски, Джемма, стоптала ногу. Кровила. Пока заметили пошла по следу стая. Волчья.
Собаку, конечно, полечили, сняли из упряжки, взяли в обоз.
 
Скорость упала. Джемма хорошо тянула. Ладно, сократим стоянки.

Волки донимают. Воют и воют. Я поняла выражение: "леденящий кровь ужас" - это про  волчий вой. Эскимосы держат винчестеры наготове. Да и мы не спим. Я сук заготовила, Сережа  - факел. Будем оборонять лагерь.
Ну-ка!
И ведь сожрали они эту Марту. Довихлялась. Искала приключений - нашла. 500 м от нашего лагеря. Видно, ей кобеля захотелось дикого. Мало наших?
У наших ЗАПРЕЩЕНО.  На гонке - ни-ни.

Поскольку Марту сожрали, Джемма в обозе -  пришлось делать замену и перегруппировку в упряжках. Волки держатся на расстоянии и держат нас в напряжении. Если они за ночь будут жрать у нас по собаке, нам до канадской границы живьем не доскакать. Эскимосы оба молчат: потеря такой собаки... Теперь глаз да глаз.
Того и Джек безутешны. Оба ощущают вину. Хвосты опущены, в глаза не смотрят. Кавалеры, Ё!

Видели след росомахи да и её саму, собаки заерзали. Серьезный противник. Видели лосей. Точнее, лосиху с лосенком. Утопают по грудь в снегу.
Апальюк добыл глухаря. Богатый ужин. Пытаюсь помогать. Но с меня здесь помогайло, как из собачьего хвоста сито. Сережа хоть дрова рубит.

А потом налетела пурга. И наши две упряжки раскидало. Мы неслись по длинному озеру, как наше Кончозеро, и рассыпались.
Причалили к берегу под комли огромных сосен. Собаки скулят - корм в той упряжке. А где они? Даю им наш хлеб и всё, что было у меня в рюкзаке. Много ли? На 5 собак.
Перегруппировка: впереди Джек, за ним - по двое, 4 собаки, хаски, самоеды. Самоеды заметно сдают. Джек их подгоняет, покусывает. Лучше всего бегут лайки. Они в сережиной упряжке.Самые терпеливые и выносливые. И хаски, само собой.  Они и ценятся выше. Если можно так сказать о живой душе.
Мы с Нагуйей. Сережа с Апальюком. Где? Как? Тьма кромешная, такая пурга, руки не видно.
Нагуйя разводит нодью. Чем могу помогаю. Мысли только о Сереже. Хочется выть. Волки отстали. Где мой родной? Эскимос мой утешает меня: всё, мол, будет хорошо. Иду к собакам. Обнимаю самого моего, Джека. Плачу. Понимает.

Утро. Искристый снег. Небеса чисты. Буря прошла. Спокойствие. Сережа! Где мой любимый? Искать немедленно!

Нагуйя сворачивает лагерь. Выходим на простор озера. Никого. Снег слепит глаза. Где они?  Я реву, не стесняясь. Эскимос утешает меня как может. Где Сережа? Всё валится из рук. Обнимаю Джека - он понимает. Облизывает моё лицо. А-а-а...
Помчались. Мат-мат-мат!
Через десяток километров  нашли их лагерь. Догоним. Спокойствие.

Догнали. Мой дорогой Сережа. Милый мой друг. Жив.
Собаки писались. Они все, шесть человек, кинулись на меня, повалили в снег, облизали с ног до головы - никогда такого счастья не испытывала. 
Я, я, я... говорить не могла.

Алеуты были счастливы, что прогулка закончилась почти без потерь. Мы расплатились.
Когда примчались на границу с Канадой, мы были все черные, обугленные.
Границу прошли легко. Дальше было нетрудно и беспроблемно. Неслись по одному из притоков Юкона до Доусона практически за сутки. Там нас уже ждали.
Путешествие прошло нормально, никто не поморозился, снаряжение себя оправдало. Спальники, непальские, до -20, себя оправдали, не подвели. Да чего там, при таких-то малахаях - да под звездами!
Удивило: аляскинская железная дорога, до Фэрбанкса, может, с тыщу км, и на ней поезд можно остановить автостопом. Помахал ручкой - дизель тормозит!

Мы с Сережей обняли всех собак. Я долго лежала в снегу с Того и Джеком. Остальные не так запомнились. Ну, Джемма. Марту жалко. Хотя тоже все визжали, когда мы их с Нагуйей после пурги нашли.
Мы долго обнимались с Апальюком и Нагуйей.
Они спели нам протяжную песню на своем языке.
Выпить не удалось - жаль. Мы уехали, они возвратились на Аляску.
Сказочную. Фантастическую. Бывшую русскую. Моя любовь и мечта. Мечта...

Вот такое приключение.


Рецензии
Вечная боль - Аляска. Эти сукины дети - политики, пользуясь своим положением, легко отдают освоенные простыми людьми территории ("Кемьские волости") другим государствам. Перечислять не буду - чтобы не создавать ненужную волну.
Аляска, действительно, сказочный край. Она омывается тёплым течением и там климат гораздо мягче, чем на Чукотке, которую холодит возвратное течение из Ледовитого океана. Поэтому она голая, тундряная, в отличие от лесистой Аляски, хотя находятся на одних широтах.
У меня есть три лайки - якутские. Они универсальные. Могут на охоту, могут в упряжь, а то и скотину пасти (оленегонная закваска). По сугробам не покатаешься, но по накатанной дороге тянут.


Рияд Рязанов   01.01.2018 18:09     Заявить о нарушении
Аляска - моя вечная любовь и мечта. Как и Анабар.

Лидия Нилова   06.01.2018 21:45   Заявить о нарушении
Хорошо написано, Лидия.
Ярко, картинно. Аж снег на зубах хрустит.
Впечатлился.
Я не собачник. Всё на снегоходах гонял.
Но собак и собачников уважаю. За труд, за терпение. И за ваааще...
Спасибо за кино из давних времён.
С уважением,
В.

Владимир Эйснер   19.01.2018 15:27   Заявить о нарушении
Неужели уважение?

Лидия Нилова   19.01.2018 16:09   Заявить о нарушении
Еще раз перечитала - и снова захотелось туда. С удовольствием смотрю фильмы об Аляске - хоть художественные, хоть документальные. Мечта!

Лидия Нилова   08.03.2019 23:16   Заявить о нарушении
Стало быть, ты Дочь Снегов! (см. Полное собр. соч. Дж.Лондона)
Будь такой же сильной, прекрасной и неутомимой. Поздравляю с Днём рождения!

Рияд Рязанов   09.03.2019 03:47   Заявить о нарушении
Спасибо, голубчик! Ты меня переоцениваешь. Но лесть всегда приятна. Даже такому суровому сердцу.

Лидия Нилова   09.03.2019 04:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.