Символ веры. Вторая глава. Божий Сын

Никео-Цареградский символ веры был сформирован на вселенских соборах церкви в Никее (325 г.) и Константинополе (378 г.) Поводом для его сложения послужила необходимость обозначить основные тезисы  христианского учения с целью предупредить его неверные толкования и защитить от ереси.

Символ веры являет собой краткое изложение того главного, во что верят христиане. Он состоит из 12-ти пунктов содержащих основные христианские доктрины.

В этой серии каждому пункту или члену, как принято говорить, посвящена отдельная глава. Учитывая, что смысл сказанного в каждом члене будет подробно изложен в главах, я использую не современный перевод Символа веры, а церковный, т.е. употребляемый в Православии, т.к. именно этот текст чаще всего встречается в практике и именно его употребляют как молитвословие.

…  их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
(Рим.9:5)

ГЛАВА НОМЕР ДВА
«БОЖИЙ СЫН»

Второй член (так в церковной практике принято называть части Символа веры) Никео-Цереградского исповедания звучит следующим образом:
«Верую… во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша».

Это очень важная часть исповедания. Хотя для многих уже сама по себе мысль о том, что Иисус Христос не Бог кажется странной и антихристианской, тем не менее, уже в IV веке разгорелся серьёзный богословский спор и разлад среди верующих, спровоцированный александрийским священником Арием. Он отрицал божественность Христа и учил, что Христос не одно существо с Отцом, а также, что Христос не только как человек, но и как Сын Божий ниже Отца. В ответ на это александрийский епископ Александр созвал церковный собор, осудивший учение Ария и отлучивший его от церкви. Это история.

Также история говорит нам, что философствование Ария получило, тем не менее, большую поддержку, так что для рассмотрения этого дела в 325 году по поручению императора Константина был созван в Никее первый вселенский церковный собор, на котором и были выработаны строки, которые мы сегодня рассматриваем.

В противовес ереси, символ веры утвердил, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, о Котором мы говорили в предыдущей главе. Он второе Лицо Святой Троицы.

Сторонники арианских взглядов существуют и ныне. Они любят пользоваться фактом того, что в Святом Писании нет слова «Троица». Это действительно так. Но означает ли это, что Бог не триедин? Противоречит ли  что-то в Писании учению о триедином Боге? Что мы видим в Библии?

Вот что говорит Евангелие от Матфея: "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф.28:18-19).

Христианское учение о Триедином Боге, берущее свое начало в Библии, основано, в частности, и на этих словах Спасителя, сказанных ученикам. Заметим, что Христос не сказал: "Во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа", но Он объединил под одним именем все три ипостаси Единого Бога. Т.е. Иисус Христос тот же Бог, что и Отец.

Интересно само значение имени Иисус. Мы знаем, что древние еврейские имена были составляемы из каких-либо характеристик Бога или человека. Точно так же, как и остальные имена, имя Иисус (Иешуа - евр.) имеет свое значение - "Сущий (Иегова) спасает". Еще древние евреи верили, что Спасителем человечества будет сам Господь Иегова. Греческое же слово "Христос" - это перевод еврейского слова "Машиах" (Мессия) и означает "Помазанник". В Ветхом Завете так называли царей и пророков. Пророки учили о том, что замыслы Божьи в мире будут осуществлены высшим Помазанником, Христом. Слово "Помазанник" происходит от обряда посвящения на служение, который сопровождался помазанием специальным маслом - елеем, которое в древности символизировало сохранность, прочность. Пророки также учили, что с приходом Мессии Сам Бог явит Себя миру.
Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Книга пророка Исайи 9:6).

Это ветхозаветное пророчество говорит о том, что Сын и Отец одно. Иисус - Сын, и Он же Бог, как Отец.

Вот другой пример: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет" (Книга пророка Иеремии 31:31).
И еще одна цитата: "И, взяв хлеб и благодарив, (Иисус) преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается" (Лука 22:19,20).

Сопоставим эти два места Священного Писания. Первое сказанное за несколько столетий до рождества Христова обещало верующим, что придут дни, когда никто иной, как Сам Бог заключит с людьми Новый завет. Что это значит? Согласно Библии, Бог осуществляет Свою волю в человеческой истории при активном соучастии людей. Это участие запечатлено в Договоре или Союзе (слав. "Завет"), который Бог заключает с теми, кого Он избрал для воплощения Своих замыслов.

Мы знаем, что когда-то давно Бог заключил завет с Израилем через Моисея. И вот мы прочитали, как через пророка Бог обещает новый договор (завет).
Второе место Писания - отрывок Евангелия от Луки, рассказывает о тайной вечере Иисуса с учениками. И на этой вечере Господь Иисус объявляет ученикам, что именно Он заключает с ними этот Новый завет. Почему Он? Потому что Он – Тот самый Бог, который говорил через пророка.

Вообще Библия имеет огромное количество свидетельств и упоминаний того, что Иисус Христос - Бог. В конце концов, Евангелия, говоря о божественности Христа, приводят факт того, что именно это утверждение и было выставлено Ему в обвинение иудеями. По их мнению, Иисус богохульствовал, когда объявил Себя Богом. Это не вмещалось в рамки их религиозных представлений. Сам Иисус говорил о Себе, как о Боге, что засвидетельствовано даже его противниками.

Итак, Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было (см. первую главу).  Первая глава Евангелия от Иоанна говорит нам о том, что именно через Иисуса Христа Бог сотворил вселенную. Будучи рожденным, Иисус является Творцом вселенной и никак не может быть сотворенным, как ошибочно считают некоторые.

В наши дни широкое распространение получило учение Свидетелей Иеговы о том, что Иисус не Бог, а Архангел Михаил. Не желая отождествлять Иисуса с Иеговой, последователи общества Сторожевой Башни решили отождествлять Иисуса с ангелом.

Я не знаю досконально, какие именно были заблуждения в дни апостола Павла, но видимо некоторые евреи, готовые принять новое учение, так же не хотели считать Иисуса Христа Богом, но согласны были признать Его ангелом. И послание апостола Павла к Евреям начинается именно с доказательства того, что Иисус никак не может быть ангелом, потому что Он Сын Божий.

Вся первая глава послания к Евреям подробно разбирает доказательства в словах и определениях Самого Иеговы, что Его Сын никак не может быть ангелом. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.


Рецензии