Гостеприимный Пушкинский Кишинёв

 ***
Начало цикла о Молдове:
«Любимый город Кишинёв» http://www.proza.ru/2015/04/09/774
Продолжение:
«Белые Ворота города и Ботанический сад Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/04/13/703
«Академия наук Молдовы» http://www.proza.ru/2015/04/16/368
«Театр оперы и балета им. Марии Биешу в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/19/1072
«Мария Биешу» http://www.proza.ru/2015/04/25/950
«Национальный дворец в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/04/28/776
«Моя ностальгия... Филармония в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/03/994
«Освобождение Кишинёва» http://www.proza.ru/2015/05/06/715
«Русский драматический театр им. Чехова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/16/5
«Органный зал в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/18/865
«Собор Рождества Христова в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/21/1623
«Триумфальная Арка Победы в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/24/37
«Чуфлинская церковь в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/05/31/19
«Мазаракиевская церковь в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/06/02/3
«Пушкинские увлечения в Кишинёве» http://www.proza.ru/2015/06/04/11

   ***


Ко дню рождения любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина



Группа Патмос - Путь
http://www.youtube.com/watch?v=GZFOWB8KigM (http://www.proza.ru/)



Встречай, далёкий южный город,
Гостеприимный Кишинёв!
Печать поставит царский норов,
Что ж, к путешествиям готов
Поэт, он дерзкий и опальный,
В любви со славою скандальной,
Дуэль? Легко! Без лишних слов,
Причина – пара пустяков.
С ума сведёт поочерёдно
Всех – зрелых дам, младых девиц,
(В рисунках много разных лиц),
Непринуждённо и свободно.
Но загоревшись, вдруг остыл,
(Она уходит в монастырь)…

Его охотно приглашали,
Во все богатые дома,
Купец Наумов, Инзов, Ралли,
О, “Бессарабская весна”!
В пылу горячих увлечений
И всевозможных развлечений
Слагалось множество поэм,
В гостях гостеприимных стен
Крупенского и Михалаки.
Поэт был в ложу посвящён,
Он – новоявленный масон,
(Коль доверяем мы бумаге).
“Овидий-25” – венок,
Масонская перчатка в гроб.

Пройдут века, любовь к поэту
У кишинёвцев на устах.
Мы день рожденья в это лето
Отметим в пушкинских местах.
Манит прохладным садом Долна,
Здесь отдыхаем мы по полной,
Вокруг – поляны и леса.
Земфиры чёрные глаза –
Слепок мгновения навечно,
О, импульс творчества любви!
Поэт, признания лови!
Тебя люблю я бесконечно.
(На strada Пушкина живу),
Гостей с открытым сердцем жду.
 

6.06.2015

strada  - улица (рум.)

Сонеты написаны онегинской строфой.

На коллаже:

Памятник А. С. Пушкину
Замысел соорудить в Кишинёве памятник Пушкину возник ещё в 60-х годах XIX века, однако тогда осуществить его не удалось, хотя пожертвования были собраны. В 1880 году кишинёвцы обратились к выдающемуся русскому скульптору Александру Михайловичу Опекушину с просьбой изваять для города памятник Пушкину. В это время скульптор как раз работал над его памятником для Москвы. Вот строки из ответа скульптора: «Позвольте предложить Вам бюст колоссальный, то есть голова в ту же величину и с той же модели, что и на Московской Пушкинской статуе».
В 1881 году выполненный Опекушиным бюст поэта доставили в Кишинёв по железной дороге. Позже под наблюдением скульптора была высечена гранитная колонна с пьедесталом. Сооружением памятника в 1881–1885 гг. занималась специальная комиссия. 26 мая 1885 года, в день рождения поэта при огромном стечении народа памятник был открыт в одной из боковых аллей парка. Как свидетельствуют фотографии и гравюры того времени, памятник сначала был окружен цепями. В середине 50-х годов XX века памятник был перенесен в центр парка и установлен на оси Аллеи Классиков. Это был один из первых памятников Пушкину, являющийся точной копией верхней части статуи, установленной в центре Москвы.

Дом-музей А.С.Пушкина – литературный музей в бывшем заезжем доме купца И. Н. Наумова.

Правнук А. С. Пушкина Григорий Григорьевич Пушкин и профессор Б. А. Трубецкой у Дома-музея А. С. Пушкина в Кишиневе в июне 1988 г.

=========================

http://rusmir-usm.md/?p=958

Русский след в Кишинёве

В 1812 году Бессарабия вошла в состав России, а Кишинёв стал столицей губернии. Именно в этот период появляются различные описания Кишинёва, написанные известными русскими писателями, поэтами и участниками русско-турецкой войны, посетивших город. В 1820-х годах в Кишинёве жил герой войны 1812 года Н.Н. Раевский. О его пребывании в нашем городе свидетельствует написанная им статья «Вечер в Кишинёве». Описания Кишинёва того времени можно также найти в письмах Л.Н. Толстого, который остановился здесь в 1854 году. Но самый яркий русский след оставил в Кишинёве А.С. Пушкин- солнце русской поэзии. В Кишинёве он писал не только письма, в которых описывал молдавское общество, но и создал поэмы «Гавриилиада» и «Братья разбойники». Тут же был начат роман в стихах «Евгений Онегин». В Молдове есть множество архитектурных памятников, свидетельствующих о пребывании здесь великого поэта.  В 1948 году в Кишинёве был открыт дом-музей А.С.Пушкина, где поэт жил в 1820 году. В музее хранятся вещи, принадлежавшие А.С. Пушкину, а также издания произведений, написанных в Молдове. Филиал музея есть в селе Долна. Это  усадьба боярина Замфира Ралли, в которой часто гостил  поэт. О пребывании А.С. Пушкина на этой земле местные жители помнили всегда, поэтому  кишинёвцы решили установить ему памятник. Средства на установление собирали всем городом. Так в  центральном парке Кишинёва появился первый памятник Пушкину. Кроме литераторов и декабристов, в Кишинёве побывали известные русские архитекторы, создавшие исторический центр города таким, каким мы его знаем сегодня. Строительством и благоустройством нашего города в то время занимался Александр Бернардацци – уроженец  Пятигорска,  ставший первым городским архитектором Кишинева. По его проектам в Кишиневе было сооружено более тридцати зданий, среди которых:  здание окружного суда, здание городской Думы, церкви и пожарная каланча, до сих пор украшающих  город. Мемориальная доска в честь А. Бернардации, почетного гражданина Кишинёва, висит на капелле женской гимназии, построенной им же.
Взаимодействие русских и молдавских  культур продолжалось и в советское время. В Молдове родился и вырос Алексей Щусев – заслуженный архитектор СССР.  Знаменитый архитектор занимался восстановлением Кишинёва после Великой Отечественной войны. Музей располагается в центре города, в доме, где родился А. В. Щусев. Также как и в музее А.С.Пушкина, там хранятся личные вещи, фотографии и документы архитектора.
В  1899 году в  культурной жизни Кишинёва произошло большое событие: с концертом приехал известный на весь мир Федор Иванович Шаляпин с труппой  московского Большого театра. После успешного концерта  знаменитый певец не бывал в Молдове почти тридцать лет. Второй раз он приехал с концертом в наш город в 1933 году. Тогда концерт затмил все остальные события, происходившие в городе. Именно в Кишинёве  Ф.И.Шаляпин подружился со знаменитым борцом Заикиным. В книге Руфина Гордина «Рассказы о Заикине» рассказывается о том, как певец говорил своему собеседнику, что «город остался российским. Он такой же, как 30 лет назад, когда я впервые здесь побывал. Извозчики, улочки… Все напоминает прошлое… — Кишинёв навсегда останется со мной. Именно здесь сложилось мое, если можно так выразиться, артистическое миросозерцание. Первый раз я сюда приехал на взлете карьеры, второй – на пике.» Концерт Шаляпина состоялся в помещении театра «Одеон». Пробиться к театру было практически невозможно. В центре города сохранился дом, в котором он останавливался. Это очень красивое трехэтажное здание с памятной доской в честь пребывания в Кишинёве Ф.И.Шаляпина.
Пребывание в Кишинёве русских писателей и поэтов внесло огромный вклад в развитие культуры Молдовы. Интерес к их творчеству, к тому, что они делали, не угасает до сих пор. Целые поколения воспитывались на  романах Л.Н. Толстого и на поэзии А.С.Пушкина. Здания, построенные талантливейшими русскими архитекторами в те далекие времена, сегодня являются памятниками архитектуры, вызывающими восхищение, мимо которых нельзя пройти и не полюбоваться. Наш долг – помнить об этом и передать этот клад  следующим поколениям, чтобы русский след в Молдове не исчез никогда.



От Пушкина до музея – кто владел домиком на ул. Антоновской в Кишиневе?

http://www.puls.md/ru/content/от-караван-сарая-до-«палас-отеля»
От караван-сарая до «Палас-отеля»

История пансионов, ханов, постоялых дворов и гостиниц бессарабского Кишинёва

Вместе с развитием инфраструктуры и экономики юга Российской империи в XVIII, XIX и в начале XX века кишинёвский сервис прошёл путь от провинциальных грязных ночлежек до целой сети европейских гостиниц, с уровнем которых современный Кишинёв, пожалуй, не может тягаться до сих пор.

У Гольды и Исаевны
 
В документах, картах и свидетельствах путешественников XVIII века Кишинёв предстаёт в качестве небольшого торгового городка, с численностью домов не более пятисот. Дороги и торговые пути связывали его с Яссами, Романом, Бельцами, Бендерами, Хотином, Измаилом и другими городами. Естественно, учитывая, что в то время все расстояния обычно покрывались с помощью лошадей, в Кишинёве существовали и постоялые дворы (ханы), где приезжие торговцы могли провести ночь, выпить кувшин вина, накормить и дать отдохнуть лошадям.
Точных сведений о постоялых дворах Кишинёва для этого времени у нас нет, однако можно предположить, что они походили на сотни и тысячи других подобных заведений в соседних землях, с погребами, складами, комнатами для отдыха, трактирами, стойлами и обширным двором, где оставлялись на ночь повозки с товарами. Нередко в этих ханах заключались и тут же отмечались торговые сделки, рассказывались последние новости, играли в кости. Тут же особо торопящиеся путешественники могли сменить лошадей. Наконец, тут происходили преступления, чаще всего — кражи.

Гостиница «Бристоль». Не сохранилась.

Первые точные данные о постоялых дворах Кишинёва восходят к первой четверти XIX столетия, а имен-но — к времени пребывания здесь
А. С. Пушкина. Доподлинно известно о существовании заезжих домов евреек Гольды, Исаевны, армянина Антония, купца Наумова и о женских пансионах — Мийе и Этнер. Эти заведения различались как по убранству и чистоте, так и по общественному положению останавливающихся и проживающих здесь людей.
Постоялые дворы Гольды, Исаевны и Антония использовались преимущественно небогатыми торговцами, и там было «невыносимо грязно» (по свидетельству Липранди). При этих домах находились трактиры и бильярдные, в которых иногда проводили время русские офицеры. Туда захаживал и Пушкин, однако никогда не останавливался. Дом Антония содержался на азиатский манер – караван-сараем.
Заезжий дом купца Наумова, русского переселенца, мещанина и «одетого, как говорится, в немецкое платье» (Липранди) был широко известен в Кишинёве. Сохранился флигель, в котором два месяца жил Пушкин, — сегодня это дом-музей поэта по адресу ул. Антона Панна, 19. Подобные дома содержались в чистоте и были меблированы по-европейски. Здесь останавливалась знать. Кстати, дом армянина Антония находился напротив дома Наумова, однако до наших дней не дошёл. О пансионах Мийе и Этнер ничего не известно, помимо собственно факта их существования. Хозяйки этих домов происходили из дворянства, поэтому можно предположить, что там жили представительницы того же сословия. Однако большинство заезжей знати гостило в домах местного дворянства. Практически у каждого дворянского дома находились флигели, где и останавливались гости.
Естественно, постоялых дворов и заезжих домов в Кишинёве было намного больше. Мы знаем лишь о тех, которые так или иначе были связаны с пребыванием здесь Пушкина. По свидетельству российского государственного деятеля и публициста А. Я. Стороженко, посетившего Кишинёв в 1829 году, город изобиловал корчмами и питейными домами для простолюдинов, а также трактирами и ханами.

http://www.pushkin.md/people/n.html

Александр Сергеевич Пушкин прожил в Молдавии около трех лет. Мало что сохранилось от обстановки тех времен. Поэтому это малое имеет еще большее значение для нас.
В Кишиневе находится один из двух сохранившихся до нашего времени домов, в котором жил Пушкин – дом купца И. Н. Наумова. Сохранилось и несколько домов знакомых Пушкина, некоторые из которых он посещал. В бывшем Кишиневском городском саду стоят деревья – свидетели той эпохи. В Долне после многих лет реставрации и ремонта вновь открылся музей Пушкина.
Есть такие места, в которых не жил Пушкин, лишь посетил, но которые имели важное для формирования личности и поэтического таланта значение: Измаил, Кагул.
Природа Молдавии, в отличие от памятников той эпохи, сохранилась в большей степени: извилистые реки, крутые холмы. Недалеко от Долны, усадьбы семейства Ралли, до сегодняшнего дня оберегается поляна Земфиры.
Все это имеет для нас значение, поскольку с помощью свидетелей прошлого мы можем легче представить себе время Пушкина, лучше понимать его произведения. К сожалению, этих свидетелей с каждым годом становится все меньше. Летом 2003 года еще существовали развалины домашнего театра Крупенского. Сегодня уже и их нет. На их месте сейчас развернута стройка. Банально, но поступь времени неумолима. Скорее всего, та же судьба ждет дома И. К. Прункула и Петра Маврогени…

Наумов Иван Николаевич (р.?-1850) -Купец, член т. н. квартирной комиссии, в доме у которого жил Пушкин по приезде в Кишинев(теперь здесь музей).
Негруци Костаке (1800-1868) - Молдавский писатель, классик молдавской литературы XIX в. Пушкин встречался с Негруци в Кишиневе в 1822 году. Об этом Негруци оставил воспоминания в своей новелле "Калипсо".
Недоба Федор Иванович (1770-1846) - Действительный статский советник, член областного Верховного суда и председатель гражданского суда. Принимал активное участие в сербском национально-освободительном движении, содействовал побегу Георгия Черного из Сербии в Австрию. Пушкина с Недобой и, видимо, его женой познакомил Липранди.
Недович (Ненадович) - Сербский воевода-эмигрант, от которого Пушкин записывал рассказы о Карагеоргии, сербские песни и сказания.
Непенин Андрей Григорьевич (1787-1845) - Полковник, декабрист, командир 32-го Егерского полка в Аккермане, в котором произошли солдатские волненияв конце 1821 года. Пушкин проездом останавливался с Липранди в доме у Непенина в Аккермане.
Нестерович Ириней (р. ок. 1785-1844) - Архимандрит, с 1820 года ректор кишиневской семинарии, с которым у Пушкина было столкновение на религиозной почве.
Николетти - Ресторатор в Кишиневе. В его ресторане бывал Пушкин, где любил играть в бильярд.
Маврогени Петраки (р.?-1861) - Бессарабский помещик, связанный с гетеристами. Пушкин бывал в доме Маврогени, где встречался с П. Маврогени, его женой и членами его семьи.
Маврогени Роксанда Георгиевна (урожд. Стурдза) - Жена Маврогени П.
Маврогени Ирена Петровна - Дочь Маврогени П.
Маврогени Елена Петровна - Дочь Маврогени П., впоследствии жена Кортаци, английского консула в Одессе.
Майе - Содержательница девичьего пансиона в Одессе, а затем в Кишиневе, куда заходил Пушкин.
Майглер - Аптекарь в Кишиневе. Член масонской ложи «Овидий», №25.
Македонские - Братья, сербские воеводы эмигранты. Пушкин встречался с ними у Липранди, слушал их рассказы о Карагеоргии, записывал от них сербские песни.
Малевинский (1-й) Сергей Николаевич - Майор, адъютант ген. Инзова. Затем попечитель задунайских переселенцев, управляющий болгарскими колониями в Болграде. В апреле 1822 г. произведен в подполковники. 21 декабря 1821 г. Пушкин с Липранди останавливался у Малевинского проездом.
Малевинский (2-й) Владимир Николаевич - Майор Камчатского полка. С 10 октября 1821 года назначен адъютантом к ген. Инзову.
Мано (урожд. Резо) - Пушкин встречался с ней в Кишиневе.
Манега Петр Васильевич (1782-1841) - Грек, доктор прав, присланный в 1820 году для составления законов для Бессарабии. Пушкин мог встречаться с ним у Инзова.
Манчини Марко - Содержатель кондитерской, которую посещал Пушкин.
Манчини - Дочь Манчини М.
Мандель Антон Антонович - Титулярный советник. Правитель канцелярии Попечительного комитета. 9 марта 1821 года Мандель вместе с Долгоруковым, Худобашевым и Стойковичем заходили к Пушкину, когда он был под домашним арестом.
Метлеркампф (1797-ум.?) - Барон, капитан Селенгинского полка, помощник начальника военно-топографической съемки в Бессарабии. 17 мая 1822 года Метлеркампф знакомит Пушкина с офицером Ф. М. Лугининым, а 17 июня 1822 Пушкин, зайдя к Ралли, встречается с Метверкампфом.



Дом-музей А. С. Пушкина

«Летя в пыли на почтовых», путники миновали Бендерский тракт, остановившись у рогатки - дорожного поста со шлагбаумом и колодцем. Справа речка - «лужица города Кишинева, именуемая Быком», как назовет ее в письме в Петербург своим друзьям-арзамасцам пару дней спустя один из путников – курчавый юноша с детскими чертами лица – в 21 год от роду уже известный поэт, успевший не на шутку разгневать царских особ.
Слева и впереди раскинулся сам город – причудливо разбросанные дома и лачужки, семь церквей на холмах. Дальнейший путь лежал по кривым ухабистым улочкам немытого городка к лучшей гостинице Кишинева. Не к гранд-отелю, но к каменному, а не саманному, к тому же – вполне опрятному пристанищу.
Там, в заезжем дворе купца Наумова, члена областной квартирной комиссии, на улице Антоновской, как было всем известно, останавливались «все высшие приезжающие лица».
Поверг ли маленький неприглядный городок в уныние и хандру молодого поэта, жившего досель в блистательной столице на Неве, где «в гранит одетые брега», и только что посетившего Одессу, в которой «все Европой дышит»?
Напротив! Кишинев, поразивший Пушкина многоязыкой пестрой толпой, смесью востока и запада, непривычными нравами и вольными настроениями, словно вовлек его в шумный карнавал, вдохновив на жизнь и творчество.
Тут он франтил не «по последней моде», а то в феске, то в молдавском костюме, то в наряде ортодоксального еврея. Танцевал – и на балах в высшем кишиневском свете, и в новом городском саду. Влюблялся – в местных аристократок, чужеземных беглянок, овеянных тайной, вольнолюбивых обитательниц табора. Вызывал на дуэли. Общался с поэтами, масонами, заговорщиками.
И во всем находил романтику, даже в том, чтобы не переезжать из руин разрушенного землетрясением дома Инзова, поутру в одиночестве стреляя в полуразрушенную стену из пистолета. Итогом для нас, потомков, стало творческое наследие – плодотворный период, названный нашими современниками и земляками «Бессарабской весной».
Особо лестных пушкинских слов о Кишиневе-городе не осталось, вот разве что эти трогательные строчки из письма: «Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их необъяснимо элегически — и, выехав оттуда навсегда, о Кишинёве я вздохнул». Но мудрые кишинёвцы не только не были в обиде на поэта, а и первыми в провинциальной России – сразу после москвичей, опередив петербуржцев, - на собственные средства установили ему монумент, и из поколения в поколение передавали память о местах, связанных с Пушкиным.
Благодаря этой памяти, филолог Борис Трубецкой, в 1944 году, отыскавший в монастырской библиотеке труд И. Халиппы, подготовленный в 1899 году к столетию Пушкина, "Город Кишинев времен жизни в нем Александра Сергеевича Пушкина, 1820 - 1823" со старым планом и комментариями к нему, отыскал в руинах улицы Антоновской домик, где остановился Пушкин по прибытию в Кишинев 21 сентября 1820 года, и жил в нем до зимы - до переезда к наместнику Инзову.
От дома самого купца Наумова в 1944 году не осталось и развалин. К счастью, флигель, в котором Наумов устраивал приезжающих, сохранился. Это небольшой приземистый домик, состоящий из сеней и двух горниц. Та, что побольше – для барина, поменьше – для слуги (Пушкин приехал в Кишинев со своим верным «дядькой» - приставленным к нему еще в детские годы крепостным Никитой Козловым). Этот домик, старые камни которого, как говорится, помнят Пушкина, - сердце музея, открытого в 1948 году.
После реставрации во флигеле была расположена мемориально-бытовая экспозиция, воспроизводящая обстановку заезжего дома той эпохи. Мебель двадцатых годов 19 столетия, молдавские ковры, утварь, книги. На стене «барской» комнаты - копия портрета Жуковского с дарственной надписью, портрета, с которым Пушкин не расставался до конца дней. Среди книг - сочинения Овидия, изданные в XIX веке. Известно, что произведения опального древнеримского поэта, участь которого Пушкин сравнивал со своей долей тех дней, он взял у Липранди в первые дни своего пребывания в Кишиневе.
Наряду с подсвечниками, чернильницей, пером – необходимые в быту кувшины для умывания, посуда, а также - набор для специй рубинного стекла, подобный тому, что Пушкин купил в Кишиневе, подарив затем его своей сестре Ольге (хранится в Петербурге).
В более поздней пристройке XIX века расположилась литературно-историческая экспозиция дома-музея, изначально состоящая из 53 экспонатов. С 1987 года в музейный комплекс вошло соседнее здание пушкинской эпохи, и сейчас музею принадлежит целый дворик, обнесенный высоким забором - характерным для этой, «азиатской», части Кишинева нач. 19 века. На его территории – особая атмосфера, огороженная от суеты современности. Не по возрасту развесистый дуб, посаженный всего лишь в 1948-м, в год открытия музея, кажется многовековым.
Наряду с экспозицией, рассказывающей о бессарабском периоде жизни поэта, людях с которыми он здесь встречался и исторических событиях, затронувших Бессарабию почти два века назад, в залах музея располагается фондовая выставка «А.С. Пушкин и его эпоха», а во время экскурсии можно услышать интереснейшие, нехрестоматийные рассказы о различных страницах жизни Пушкина.
Один из залов посвящен «Евгению Онегину». Ведь именно в Кишиневе родились первые строфы романа в стихах, да и письмо Татьяны написано здесь. В зале представлен «деревенский кабинет Татьяны» и онегинский кабинет. Подлинная мебель той эпохи и предметы дворянского быта приобретались музеем уже после его открытия. Разыскивали коллекционеров. Из Москвы, Петербурга, Одессы привозили часы, конторки, шкафы, зеркала. Кое-что - из Кишинева. Например, бронзовую статуэтку Музы Истории Клио французского скульптора Моро преподнесла музею кишиневская дарительница.
Эти немые свидетели минувшей эпохи помогают окунуться в ее атмосферу, включить воображение. Однако к наиболее ценным, вернее – бесценным - экспонатам в коллекции музея, к тем, что особенно дороги, сотрудники относят подаренные Всероссийским музеем Пушкина (Санкт-Петербург). Это прижизненные издания произведений Пушкина. Копии рукописей Пушкина, выполненные вручную на бумаге XIX века, точь-в-точь повторяющие автографы-оригиналы. Также – художественные произведения, изображающие Пушкина - бюст работы скульптора Витали, замечательные копии живописных портретов Пушкина, написанных Тропининым и Кипренским. При открытии была подарена и посмертная маска Поэта. На этом сотрудничество со старейшим пушкинским музеем не закончилось.
Тесные отношения завязались и с московским музеем (возникшим на 10 лет позже кишиневского). В на-стоящее время, с 2012 года, Дом-музей А. С. Пушкина в Кишиневе – равноправный член Сообщества пушкинских музеев, объединяющего литературно-мемориальные и историко-краеведческие музеи, музеи-заповедники Пушкина. Кишиневский музей вносит свой, и немалый, вклад в развитие пушкиноведения, свою лепту в сбережение истории. «У нас можно познакомиться с атмосферой начала XIX века в Бессарабии, многое понять о культуре и быте края, получив сведения, подтвержденные не измышлениями, а экспонатами. Музеи – хранители истины», - говорят сотрудники Домика Пушкина.
К числу уникальных предметов музейной коллекции относят работы молдавских художников на тему пребывания поэта в Бессарабии, даривших свои произведения музею, а нередко и создававших их специально с этой целью.
Бесценный экспонат - бюст работы Опекушина – тот самый гипсовый макет, с которого отливался в бронзе памятник Пушкину, установленный в Кишиневе в 1885 году, и сейчас украшающий столичный парк, более столетия носивший имя Пушкина.
Скульптор подарил гипсовое изваяние тогдашнему градоначальнику – Карлу Шмидту. Но достоянием публики он стал, попав в дом-музей, сто лет спустя – в 80-е гг. ХХ века. Его хранила экономка Карла Шмидта, с которой дружила Тамара Чебан. Когда экономка градоначальника умерла, народная артистка, знавшая о бюсте, обратилась в музей. Так он попал в фонды и занимает почетное место в одном из залов.
В Доме-музее наряду с постоянной экспозицией проводятся временные выставки из фондов музея. Как правило, их открытие совпадает с мероприятиями, ставшими традиционными. Это – встречи, приуроченные ко дню приезда Пушкина в Молдавию в сентябре; посвящение в лицеисты в октябре; январский праздник, связанный с днем рождения М. Эминеску; день памяти А. С. Пушкина в феврале, Всемирный день музеев в мае и т. д. 18 мая, в Ночь музеев-2014, открылась экспозиция, посвященная 125-летию издательства Брокгауза-Эфрона, выпустившего помимо знаменитого энциклопедического словаря, богато иллюстрированную серию «Библиотека великих писателей», включившую произведения Пушкина, Шекспира, Мольера, Байрона и Шиллера.
Традицией музея стало музыкальное обрамление событий, на которые приглашается публика. В числе постоянных участников такие известные музыканты, как, например, единственная органистка страны Анна Стрезева, ставшая другом музея.
Попасть на одно из мероприятий стоит лишь ради того, чтобы послушать под сводами XIX века инструментальную музыку и вокал высочайшего класса. Обязательными исполнителями на праздниках музея являются юные дарования – скрипачи, пианисты, хористы и т. д., - просто талантливые дети и лауреаты республиканских и международных конкурсов. Бардовские и поэтические вечера - тоже в традициях кишиневского Пушкинского Дома.
Отличительная черта музея - особая теплота и камерность, царящая как на праздниках, так и повседневно. Домашняя обстановка, такая, какую не найти, пожалуй, ни в одном другом музее Кишинева

http://tourizmik.ru/s-imenem-pushkina/

С именем Пушкина

Первым обиталищем А. С. Пушкина в Кишиневе стал дом купца И. Н. Наумова, в котором поэт поселился по приезде в Бессарабию, но прожил он там недолго, до середины ноября 1820 года. Затем Пушкин занял две комнаты в большом двухэтажном доме, где располагалась канцелярия и резиденция наместника Бессарабской области И. Н. Инзова, с уважением и доброжелательностью относившегося к местному населению. «Спасителем молдаван» называл его А. С. Пушкин. После землетрясения 1821 года верхние этажи дома рухнули и канцелярия была переведена в другое помещение, но А. С. Пушкин продолжал жить в полуразвалившемся доме. Здесь ему никто не мешал писать, и он не спешил переезжать в другое место.
Время не пощадило дом И. Н. Инзова. А вот дом купца И. Н. Наумова сохранился. 10 февраля 1948 года здесь был открыт Дом-музей А. С. Пушкина (ул. Антоновская, 19).
В самом центре столицы Молдавии в парке, который носит имя А. С. Пушкина и где, по свидетельству современников, он часто гулял, стоит памятник поэту. Открытый 26 мая 1885 года, в день 86-летия со дня рождения поэта, памятник был установлен на средства, собранные жителями Кишинева. На квадратном постаменте — колонна из полированного серого гранита, увенчанная бронзовым бюстом А. С. Пушкина. В нижней части колонны — надпись: «Пушкину, 26 мая 1885» и строки из стихотворения «К Овидию»: «Здесь, лирой северной пустыни оглашая, скитался я…» Чуть ниже — годы его пребывания в Бессарабии. Автор памятника — скульптор А. М. Опекушин.
Много памятных мест в городе связано с именем А. С. Пушкина. Вот дом титулярного советника Тудора Крупенского (ул. Фрунзе, 102), где в кругу высшего кишиневского света проводил вечера поэт, развлекаемый домашним театром. Вот дом Егора Варфоломея (ул. Фрунзе, 92), куда он приезжал слушать знаменитый на весь город домашний хор и оркестр цыган. Вот Благовещенская церковь (ул. Кошевого, 10), которую посещал опальный поэт. А рядом с ней известный нам дом Михалаки Кацики, где собирались кишиневские масоны и куда часто приходил А. С. Пушкин.
Много ездил поэт по Бессарабии. Бывал в Бендерах. Здесь его интересовали остатки лагеря шведского короля Карла XII, а также могила предателя Мазепы, умершего в шведском лагере.
А. С. Пушкин останавливался в Каушанах, где, видимо, искал следы столицы ногайских татар. Встречи с простыми людьми, беседы с ними, знакомство с молдавским фольклором — все это оставило глубокий след в творчестве поэта. Здесь им была написана великолепная поэма «Цыганы». Есть в ней такие строки:

Встречал я посреди степей
Над рубежами древних станов
Телеги мирные цыганов,
Смиренной вольности детей.
За их ленивыми толпами
В пустынях часто я бродил,
Простую пищу их делил
И засыпал пред их огнями.
В походах медленных любил
Их песен радостные гулы
И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил.
 
А. С. Пушкин описывает эпизод, происшедший с ним во время поездки в села Долна и Юрчены с одним из братьев Ралли. Встретив в лесу табор, поэт остался с цыганами и кочевал с ними около месяца.
С бессарабскими друзьями поэта Ралли связаны памятные пушкинские места в крае. Дом молдавского помещика Замфира Ралли в Кишиневе находился напротив дома Варфоломея. В семье Ралли А. С. Пушкин чувствовал себя непринужденно, дружески ухаживал за дочерьми помещика — Екатериной и Мариолой, с удовольствием проводил время в компании его сыновей, образованных молодых людей. В селе Долна находилось имение Ралли, и А. С. Пушкин подолгу гостил там. В помещичьей усадьбе Ралли, отреставрированной в наше время, открыт филиал Дома-музея А. С. Пушкина.
Село Долна (ныне село Пушкино Ниспоренского района) — одно из самых посещаемых туристами пушкинских мест. Здесь собираются почитатели таланта великого поэта, чтобы подышать воздухом, которым он дышал, увидеть землю, которую видел он. В старом парке, рядом с беседкой (также восстановленной), – памятник великому поэту работы скульптора О. К. Комова. Жизнь А. С. Пушкина в Бессарабии — одна из самых замечательных страниц его биографии. Здесь зрел его могучий, самобытный талант, здесь происходило политическое мужание поэта-гражданина.


Рецензии