Сват Иван, за которым сказка

    Одно из очень загадочных стихотворений А.С. Пушкина: "Сват Иван, как пить мы станем...". Напомню вам его целиком.

                * * *

Сват Иван, как пить мы станем,
Непременно уж помянем
Трех Матрен, Луку с Петром,
Да Пахомовну потом.
Мы живали с ними дружно,
Уж как хочешь — будь что будь —
Этих надо помянуть,
Помянуть нам этих нужно.
Поминать так поминать,
Начинать так начинать,
Лить так лить, разлив разливом.
Начинай-ка, сват, пора.
Трех Матрен, Луку, Петра
В первый раз помянем пивом,
А Пахомовну потом
Пирогами да вином,
Да еще ее помянем:
Сказки сказывать мы станем —
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины!..
Слушать, так душе отрадно.
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Стариков когда-нибудь
(Жаль, теперь нам не досужно)
Надо будет помянуть —
Помянуть и этих нужно...—
Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

Удивительно, что никто из тех, кто рассматривал вопрос пушкинского авторства "Конька-Горбунка", не обратил внимания на это стихотворение, в котором Пушкин даёт ключ ко всей сказке.* (Вероятно, потому, что в этом ключе сказку "Конёк-Горбунок" я одна и рассматриваю...)
Во- первых, кто такой "сват Иван"? Думаю, Иоанн Богослов. Именно  он ведь - покровитель писателей, поэтов, и всей печатающейся братии. Тем более, что здесь явно звучит евангельская тема: три Марии, Лука с Петром... Все они перед Его Крестом стояли. Но сюда включена и Пахомовна - Арина Родионовна, - сказки которой Пушкин слушал и записывал. Это её небылицы-былины, шутки, приговорки, прибаутки у Пушкина в творческом багаже. А двустишие:
 
И не пил бы и не ел,
Всё бы слушал да сидел.

    Это двустишие отсылает нас к Ветхому Завету, поскольку спорит с тем, как делал косматый Исав:  "И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство". /"Бытиё": 25; 34.
    У Пушкина - тоже первородство - в Русской Литературе, - и он им отнюдь не пренебрегает.

Стариков каких-то - видно, - Державина и Карамзина, - тоже надо помянуть...

Во-вторых, мы имеем загадочнейший конец:

Слушай, сват, начну первой,
Сказка будет за тобой.

То есть, Пушкин рассказывает апостолу Иоанну какую-то сказку, и она при этом окажется - за ним. То есть, потом уже апостол начнёт её рассказывать? Значит, это будет сказка-Евангелие? Думаю, да.  И что же это за сказка?
Сват Иван мог сосватать ведь за сказку, где главный герой - так же Иван; Иван-дурак, например. И этот Иван - как и его тёзка - проходит испытание кипящим котлом, и выходит оттуда преображённый. Поскольку так же было и с Иоанном Богословом: "Согласно «Золотой легенде», во время гонений на христиан в эпоху римского императора Домициана Иоанн был брошен в чан с кипящим маслом. Чудодейственным образом он вышел из него невредимым и даже помолодевшим. " У нас - целых три котла, - и из них Иван выходит невредимым и похорошевшим. (Опять же, эти три котла согласуются с тремя ключами из пушкинского стихотворения "Три ключа"!)

Началось всё с шуточного коллективного с Вяземским и Мятлевым стихотворения: "Надо помянуть, непременно надо...". И из этой невнятицы Пушкин создал своего "Свата Ивана,..", которым прямо говорит нам о том, что сочинит сказку, похожую на Евангелие - о самом себе, о Боге Слова, и о Боге, который - Слово.

И отцов наших, державшихся вина фряжского, - писали авторы шуточного стихотворения "Надо помянуть..."

Бочки с фряжским выставляют, - в конце сказки "Конёк-Горбунок", на свадебном пире. На самом деле, это уже - поминки, - смертный пир. В отличие от Иоанна Богослова, Иван-дурак не выжил после котлов. (А может, он мёртв уже раньше - когда едет по небу со своим Горбунком?) Душа его вынырнула из них, прекрасная душа в заветной лире. Заветная лира - это и есть гений-Конёк. И сочеталась прекрасная Душа Поэта с Душой России - Царь-Девицей.  За неё и сосватал Пушкина сват Иоанн Богослов.


*Уже после этого нашего замечания на Прозе.ру появилась статья С.Е. Шубина, в кот. он рассматривает данное стихотворение в связи с "Коньком-Горбунком".

               


Рецензии