Электротехника

Вместо того чтобы каждый понедельник на протяжении двух семестров посещать лекции по электротехнике я, как и многие другие мог бы наслаждаться двумя драгоценными часами дополнительного сна. Я мог бы начинать день в хорошем настроении, всегда успевать позавтракать и помыться, мог бы не стыдиться перед однокурсницами из-за немытых волос и забыть о километровых очередях за резиновыми котлетами и холодными макаронами в институтской столовой.
Вместо того чтобы оставаться после пар и сдавать многократно переделанные лабораторные работы, наслаждаясь видом таяния собственной самооценки после очередных указаний на ошибки в формулах и невнимательность от преподавателя, я мог бы как и многие другие болтать, ковыряться в телефоне и сваливать пораньше.  Мог бы, как и многие другие прийти в конце года на кафедру и разом получить все подписи, обменяв их на бутылку коньяка и коробку Рафаэлло у молодой аспирантки, поразительно равнодушной к успеваемости студентов.
Вместо бессонных ночей, нервов и насилия над собственной волей я мог бы, как многие другие гулять с друзьями и подругами, наслаждаясь июньской погодой со стаканчиком мороженного или бутылкой холодного пива в руке. Мог бы съездить на залив пожарить шашлыки и поваляться на солнышке. Мог бы заработать денег или получить важный опыт работы на производстве, а если повезет – и то и другое.

Многие мои товарищи по учебе выше всего этого, они куда умнее таких, как я. Зачем истязать себя и тратить силы, нервы и время, если есть такое чудо техники, как микронаушники? Простейший, безопасный и надежный способ сдать любой экзамен, продавцы подобных гаджетов радуются наступлению сессии, как радуются сотрудники похоронных бюро приходу сезонной эпидемии гриппа, стахановскими темпами косящей пенсионеров. Изначально микронаушники использовались американской разведкой во время Холодной войны для внушения советским гражданам ложных ценностей и подмены идеалов. Сегодня, предпочитая приобретению знаний и служению науке обман, молодые люди сами встают в очередь за подобными гаджетами.

Прокатывает почти всегда, но только не в этот раз. Когда хитрецы сядут за подготовку и продиктуют доставшиеся вопросы сообщникам на другом конце провода, единственное, что они смогут услышать из динамиков – небезызвестный трек одного замечательного советского исполнителя – Эдуарда Хиля, повторяющийся снова и снова.
Все из-за специального устройства, глушащего передачу любых сигналов в небольшом радиусе вокруг себя, транслируя вместо них заданную частоту. Друг - радиолюбитель, узнав причину, по которой мне понадобилось подобное устройство, охотно согласился одолжить его на денек.
Предательство? Подлость? Справедливая конкуренция, равные условия для всех, честный труд и напоминание о ценности знаний, все это сводит на нет кажущуюся подлость поступка.

Надо сказать, что с преподавателем электротехники – пожилым интеллигентным дядечкой у нас сложились очень теплые отношения, не сразу конечно, сначала было непонимание. Он казался мне несправедливо требовательным и придирчивым, а я ему – ленивым и безолаберным, но со временем, отметив мое упорство и желание разбираться самому, он проникся ко мне уважением, а я, однажды попробовав поставить себя на его место, перестал считать дедулю бессердечным засранцем. Было обидно смотреть на то, как легко у студентов получалось выставить его дураком, он, конечно, задавал каверзные вопросы, требовал, чтобы отвечали его словами и мгновенно выгонял с экзамена, заметив шпаргалку, но против современных технологий был абсолютно бессилен.


Вот мы получаем билеты и садимся готовиться, по удивлению и переходящей в панику растерянности окружающих я понимаю, что устройство отлично справляется со своей задачей. Первой из аудитории вылетает представительница местной «золотой молодежи», любительница засорять ленту сотнями селфи и фотками с регулярных туров по жарким странам. Она очень любит, когда ей завидуют. Сейчас, слыша её плач и быстрое неритмичное цоканье шпилек по коридору, я не испытываю ни капли сочувствия. За ней пустоголовый сын физрука и гость из Кабардино-Балкарии, несколько месяцев не появлявшийся в институте. Едва успев покинуть аудиторию, он набирает номер и громко ругается на родном языке с примесью русского мата, судя по всему, с кем-то из родственников в администрации института. Областные «звезды» общаги с, больше подходящим не для экзамена, а для дискотеки в поселке из которого они приехали макияжем, сидят перед девственно чистыми листами, на грани истерики. Еще одна девушка, лишенная стипендии, пытается качать права и заявляет о том, что если не получит 4, то будет лично у ректора добиваться направления на пересдачу у другого преподавателя. Из её уха еле-заметно выпадает наушник из которого тихо доносится «Ла ла ла ла лала лаллаллала», мне едва удается сдерживать смех.
Шоу заканчивается, я получаю заслуженное «отлично» и с чувством выполненного долга отправляюсь домой, прихватив в магазине праздничный торт.

Спустя два месяца у деканата я встретил того самого экзаменатора, вид у Олега Дмитриевича был хмурый и я, решив, что вопрос о причинах его плохого настроения будет скорее принят за вежливость, чем за фамильярность, поинтересовался у него, что случилось? Вяло жестикулируя, он рассказал, что из-за какого-то недоброжелателя, почти двадцать человек не смогли воспользоваться наушниками и провалили экзамен, который он принимал, рассмотрев этот случай на заседании учебного совета, было принято решение – упразднить со следующего года его кафедру. Олег Дмитриевич сказал, что не намерен дожидаться увольнения и уже подыскал себе место ночного сторожа в гаражном кооперативе.
- Но ведь это не ваша вина? Это же они не смогли сдать, вы всё отлично объясняли! – негодующе вопрошал я.
- Какая им разница? Это для меня, ну может для тебя образование – это образование, для них –  это бизнес.

Олег Дмитриевич пожал мне руку и спешно попрощался. Впереди меня ожидало еще три года учебы, но проведя в раздумьях весь оставшийся день, на следующее утро я приехал в институт, забрал документы и, оставив студенческий билет и зачетку под дверью деканата, больше никогда не пересекал порог этого учебного заведения.


Рецензии