15. Светильники и свечи

Символическое значение имеет употребление в храме светильников. Они являют собой символ радости, возжигаемые и днем. И верно, светом мира, светом в просвещении языков именуется в Евангелии Христос, светом, просвещающим нас от тьмы. Тепло же от огня означает любовь к нам Христа, желающего от нас любви же.

На Престоле возжигаются трехсвещники во имя Бога Троицы. Пред иконами – поликандила – многосвещники. Кроме того, возжигается в храме паникадило – всесвещник. При архиерейском служении возжигаются дикирий, означающий Сына Божия в двух естествах Его – Божеском и человеческом и трикирий, напоминающий Троицу, от Которой наше освящение.

Свечи ставим мы, дабы сгорели греховные навыки наши и ум наш был просвещен познанием закона Божия, а сердце – любовью Его. Но не бывает нам пользы от зажженной свечи или лампады, если сердце не участвует в Богопочитании. Должно же исперва возжечь в сердце своем пламень святой молитвы ко Богу.

Как знамение благоговейного духовного чествования христианами Господа славы, Его Преславной Матери и Его прославленных святых во время службы Божией нередко бывает каждение фимиамом. Христиане же окаждаются в ознаменование освящения их благодатию Божией и для возбуждения в них особого молитвенного настроения. Они должны смиренно склонить голову перед окаждающим их священнослужителем. И да будут молитвы их хороши и благоуханны, от душ, пламенеющих ревностью о Боге, не оскверненных нечистотою, подобно чистому и святому фимиаму, по слову псалмопевца Давида: "Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздаяние руку моею, жертва вечерняя" (Пс. 141, 2).


Рецензии