История одной совести

При распределении нас посадили за одну парту. Первое, что попало в глаза – аккуратно расставленные школьные принадлежности на левой половине стола. Светлый верх, тёмный низ – всё по правилам школьного устава. Длинная коса пшеничного цвета(долго вспоминал её цвет волос), в заколке(не помню какая заколка была). Сидела прямо, скованно и не обращала на меня никакого внимания. Можно было предположить, что она  - ярый сторонник строгих приличий и этикета. Но не так всё просто. Это же дети, легко поддаются воле взрослых(до поры до времени). Я пытался с ней заговорить, но ей было интереснее слушать учителя. Кстати, правильно сделала. Потом поступил так же я. На перемене вовсе ушла к своим новым подружкам. Она без труда вливалась в коллективы. Дружила, общалась, иногда была заводилой какого-нибудь предприятия. При этом проявляла неимоверную тягу к знаниям. ( Что-то я забыл. Ах да , зовут её Светлана). После дневного обучения нас выводили на прогулку в парк. Это место , как и школа , тоже было лишено права на заботу. Про стадион, граничивший с парком, лучше помолчать, потому что, зрелище заслуживает только сострадания и унылого беспокойства за его судьбу. Лишь единицы спортсменов вселяли надежду. Их можно было увидеть из окон коридора, ведущего в столовую. Свету интересовали не они, а то, какие уроки будут завтра, что подадут на завтрак ,полдник, обед и ужин. Что покажут воспитатели на 3 этаже, где ночуют все учащиеся.( Вечером могли устроить «школьный кинотеатр» или спектакль). В целом, она была простой весёлой девочкой, какие есть во всех начальных школах. Её дневник блистал четвёрками и пятёрками(пятёрками чаще). С удовольствием выходила к доске, выдавала потрясающий ответ. Учебники , кажется, только и ждали, когда Света откроет их. Учитель и воспитатель ценили её.
Время самоподготовки. Для нашего чудака это было не больше, чем акт испытания нервной системы. Что угодно могли натворить одноклассники. Дело доходило до разного рода конфликта , в котором часто страдала чья-то неокрепшая душа, такая наивная, что хочется его не жалеть, а прогнать – таков вердикт некоторых его знакомых. В этот отрезок времени она чувствовала себя лучше всего, и наверно, лучше всех. Домашнее задание давалось с лёгкостью. Света первой выполняла все уроки и спешила занять место во второй части класса, чтобы практиковаться в подвижных играх на скакалке. Плохо помню их названия, но в зависимости от названия, движения немного отличаются. Иногда нас выводили на школьный двор, если времени оставалось. Тут развивалась масштабная игра , которая начинается словами : «Мы кованы , закованы – раскуйте нас!..Кем из нас?» Мы с удовольствием играли, кто-то хорошо понимал принцип игры, кто-то не очень. Кому-то просто не дали проявить себя… У Светы всё получалось. Казалось, что её деятельность – это не только отличная учёба и поведение по уставу, но гордость начальных классов.
Спустя несколько лет, классе в четвертом, учитель вместе с нами подводила итоги успеваемости. Это была немного пёстрая картина : среди смирения с тройками и четвёрками блистали приятные возгласы. Кто-то неодобрительно, как бы самому себе задал очевидный вопрос : «Да почему у меня одни тройки?» На этот риторический вопрос всех неучей учитель знал старую , проверенную формулу. Поступил достойный ответ : «Могло быть и хуже. 3 пишем , а 2 запоминаем – теперь подумай, какая твоя оценка на самом деле?!» Примерно ,после всех обсуждений, Света открыла последнюю страницу своего дневника – не сдерживая эмоций, провопила на весь на всю классную комнату : «Ура! Все пятёрки!» Что ж, мы порадовались, учитель сдержанно улыбнулся.
Небольшая идиллия, растянувшаяся на четыре года. Когда-нибудь она прервётся. Тогда можно поговорить о девиантном поведении. Обычно оно проявляется после чего-нибудь хорошего, настолько хорошего, что можно данный случай назвать «Апогей учебного процесса». Так случилось со Светой. Проходит лето. Опять моё ненавистное 1 сентября. Как всегда, новые ученики, знакомства, расписание и другие новшества школьной жизни. Всё как обычно. Вот только ходить стала через день, часто опаздывала, но при этом ещё успевала по всем предметам. Не всегда её внешность соответствовала норме школьного устава.
К тому времени мы как-то поддерживали контакт общения, хотя таких  случаев было немного. Хватило сил и дерзости её спросить:
-Ты почему куришь и пьёшь?
-Хочу так.
-Ты же будешь хуже учиться.
-А вот и нет. Видишь, всё круто, мозги на месте. Какие проблемы?!
-По тебе видно, ты изменилась.
-Да. И что?!
-Нет. Ничего…

Этим всё и кончилось. Больше с ней не разговаривал. Тогда для меня это было большой загадкой. Почему некоторые люди так меняются? Что или кто  влияет, что меняются  ценностные ориентиры? Так можно гадать до бесконечности. Всё когда-нибудь меняется. Человек, которым ты гордился , можешь возненавидеть до глубины души. А в раннем школьном возрасте – это похоже на травму внутреннего мира. Сначала мы злимся, потом на смену злобе приходит разочарование, а может быть, уныние. Здесь трудно прийти в себя и не забыться.
Проходит несколько недель…Всё как обычно. Ждём учителя около класса. Ещё 5 минут и , вроде , весь состав. «Светланы нет», - промелькнуло в мыслях учителя. Начался урок математики. Мдаа, без Светы , точно, пропаду. Вдруг, раздаётся стук в дверь – это была она. Мне было удивительно наблюдать, как Света вернулась в себя.(Я так думал, совсем наивно, совсем.) В форме, в полной готовности. После предстоял разговор с учителем, но Света молчала. Мне показалось, что она пережила свои неприятности и последствия за них. Вопрос состоит в том, сколько продержится эта строгость, вложенная родителями, в Светлане. Ответ был очевиден – не больше недели, а там всё по сценарию: гулянья до утра, сигареты, алкоголь, речь(я бы это назвал словесным упадком), от которой уши в трубочку завязываются. Дни и ночи кажутся такими похожими, однообразными, привыкаешь к своему положению, словно течение реки – не важно, куда она приведёт, просто хочется плыть и получать удовольствие. Это проблема молодёжи(немного касается детей), которую подметил в своих литературных проповедях Ф.М.Достоевский. Его тезис краток и не требует глубокого ответа. И так всё ясно – всем всё равно. Но в то время были для этого зла свои «проклятые вопросы». Сейчас всё изменилось, а проблемы трансформировались, усложнились, приобрели принцип «бомбы медленного действия». Что-то заставляет нас меняться не в лучшую сторону. А те ,кто остаётся на «своей волне», подвергаются осмеянию(наш странный человек подвергся избиению). Корни этого низкого изменения, как мне кажется, лежат дальше , чем в сознании учеников. Родителям было всё равно, чем занят их ребёнок, всё равно, как он развивается, какую пользу для себя извлекает. Окружающая среда и школьное общество – вообще вне их интересов. Так было почти с каждым ребёнком. Причины , следствия просты, но непонятны механизмы противодействия. Опять же, вернёмся к нашему гению –реалисту(Достоевский Ф.М.). Его мысли к теме семьи заставили задуматься многие поколения. Записи из дневника дают такую информацию, что сейчас её нужно хотя бы прочитать и усвоить. Это похоже на маленькую очерковую заметку о любой скромной семье, где процветает своё, маленькое счастье. Основа такого благосостояния является папа или мама, а может быть, оба родителя. Стоит только одному из них сломиться , отступиться, смириться , упасть духом, то сразу фиксируется детьми. Они, как правило, воспринимают семейный упадок тяжелее. Тогда логично вспомнить такое явление, когда детский , ещё чувствительный разум, предпринимает попытку бегства от проблем. Это происходит по-разному. Следующие события, связанные со Светой, вынужден опустить. Они были последние в памяти очевидца. Разве что, можно немного добавить случаев появления на самоподготовку в нетрезвом виде. Это невозможно передать словами, так как представляет живую динамику неточных движений и нелогичных матов. А ситуация была такова, что Свете с подругой просто повезло – воспитателя в классе не было. Есть время, чтобы протрезветь и привести себя в порядок. Как они ни старались – всё впустую. Одноклассники говорили, что вода и жвачка не перебьёт запах перегара и табака. Верхняя одежда выдавала те признаки, которые свидетельствовали о наличии «Пира во время чумы». Если же Светлана напилась от души не в 1 раз, то у Леры (подруги) были первые проблемы. Через 10 минут они пошли к врачу. Примерно, через такой же промежуток времени в класс заходит воспитатель , медик и наши «героини школы». Опущу настояния и прочие нравоучения. Полезной считается фраза врача: «Чтобы это было в 1 и в последний раз!»
Зима подходила к концу, уступая свои права весне. Всё же очень холодно. Занят какими-то посторонними мыслями, ничего  и  никого не замечаю. На носу ,в первую очередь, маленький морозный налёт и ответственность за себя, как подготовлюсь к сессии. Мимо остановки вижу знакомую фигуру. Поравнялся с ней. Моё удивление превзошло все ожидания.(Лучше б не узнал Свету – во что она превратилась!) Светлана тоже меня узнала, хотя и не сразу, судя по моей небритости. Поздоровались, обнялись. Вопросы про житьё-бытьё. Зря тогда припомнил ей некоторые моменты прошлого – теперь меня презирает, по-белому. Что может быть, это было справедливо в данной ситуации. Однако её нынешняя жизнь немного не устраивает. Мы ровесники. Кто-то сам взял судьбу в свои руки и сейчас учится в вузе, а кто-то просто окончил школу. В подробности вдаваться не хочется, только можно сказать , что происходит сейчас. А сейчас у Светы началась своя личная жизнь, наверно, ребёнок есть, работа и т.д. Но в одном фрагменте уловил мысль, мысль праведную, искреннюю. Чувствуя страшный стыд за прошлые годы, она только улыбнулась, толкнув меня в бок. Что это значило, отлично понимал. Оптимизм на лице, но в душе – разъедающая , как ржавчина, совесть.
Обменявшись номерами телефонов, Света осталась ждать кого-то на остановке. Погружённый в свои мысли, пошёл дальше, не замечая ничего и никого.


Рецензии