Сэмюэл Хейворд. Самоанализ

САМОАНАЛИЗ
Сэмюэл Хейворд (1755)

Письмо: "Сэр, я посетил Ваши вечерние лекции в среду, и слышал, что Вы часто увещеваете людей к обязанности самоанализа. Я признаю его как очень важный долг, и я не сомневаюсь, что это часто очень полезно, но я знаю, что мне очень трудно пройти через это с какой-либо пользой для моей души. Мое сердце шарахается прочь от всего, что столь серьезно, особенно от обязанностей хотя и необходимых и важных, но таких, что мне трудно даже подступиться к ним. Я должен быть рад поэтому, чтобы мне представили в правильном свете дело, которое я должен выполнить, и то, что для него подобает, ибо я должен осмотреться в нем и узнать, какую пользу я из него вынесу; и таким образом, Вы меня очень обяжете, но принесете великую пользу".

То, что  самоанализ является нашей обязанностью, очевидно из слов Писания: "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор.13.5). И даже с первого взгляда легко убедиться, насколько большое значение для нас имеет необходимость открыть наше сердце и прийти к познанию нашего состояния по отношению к Богу. Необходимо и будет делом благоразумия, если купец сверит свои счета, чтобы увидеть, каково состояние его мирских дел, и убедиться, не обманывает ли он сам себя и не вредит ли другим; и конечно же,  гораздо больше необходимо для нас изучить состояние наших душ, если речь идет о делах бесконечной важности, ибо все мы спешим к вечности, и, когда смерть исполнит свое дело, ошибка здесь уже никогда не сможет быть исправлена.
Итак, тема, которую я должен рассмотреть, является действительно весомой. Она касается всех нас, и, следовательно, я прошу и умоляю уделить мне  серьезное внимание, в то время как я попытаюсь ответить на следующие вопросы:
I. Что мы должны изучить?
II. Каким образом мы должны это сделать?
III. Каковы наиболее значимые причины для этого?
IV. В каком свете мы должны рассматривать эту обязанность и какие выводы и пользу можем из этого извлечь?
Возможно, ответ на эти вопросы нанесет удар по нашим умам, но именно поэтому обязанность, о которой идет речь, следует практиковать усердно и часто, так как это может быть на пользу наших душ.
I. Что именно мы должны изучить? Будет легко определить, что должно быть предметом нашего исследования, а именно. состояние наших душ, или вещи, связанные с нашим опытом, как христиан, в котором явлена слава Бога, и мир и благополучие наших душ. В частности, когда мы выделили время для этой обязанности, мы должны прежде всего озаботиться тем, чтобы узнать одну или обе из этих вещей: являемся ли мы настоящими христианами или нет, и растем ли мы как христиане.
1. Мы должны узнать, являемся ли мы настоящими христианами или нет. Это вопрос величайшей важности. Если мы действительно христиане, то с нами все будет хорошо, в жизни и в смерти, во времени и в вечности. Но если у нас есть только имя христиан, то даже если бы мы могли жить в земной радости, нам предстоит ужасное умирание. "Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан.3.36). Сколько людей было, и до сих пор остается в состоянии неразумных дев, которые имеют вид благочестия, но ничего не знают о его силе?  Мы читаем о надежде лицемера, который погибнет (Иов 8.13). Что станет с его надеждой и с ним самим, когда Бог заберет его душу (Иов 27.8)? Если это так, то я уверен, что мы все должны быть обеспокоены тем, чтобы задать себе строгий и торжественный вопрос: каков наш характер и в каком состоянии мы находимся? Неужели мы не хотим знать, перешли ли мы из смерти в жизнь, оглянуться назад, чтобы попытаться понять, произошла ли в нас решающая перемена, и исследовать обстоятельства, которые ее сопровождали? Как мы рассматриваем себя, грех и Христа? Видим ли мы свое потерянное, жалкое и убогое состояние; готовы ли отказаться от всего, что может составить конкуренцию Искупителю, и получить все дары Его посредничества? Многие не могут вспомнить, когда совершилось это изменение; мы должны спросить поэтому, что свидетельствует о наличии Божией благодати в нас. Есть ли у нас грех? Есть ли у нас желание, и притом возрастающее, избавиться от него? Обременяет ли он нас? Становится ли небо для нас особенно притягательным, потому что там больше не будет греха?
В чем наша вера? "Кто будет веровать, спасен будет" (Мтф.16.16). Является ли предметом нашей веры Христос, как Он изображен в Евангелии? Обращаемся ли мы к Его праведности, чтобы она оправдала нас; к Его Духу, чтобы Он освятил нас, и все спасение Христово было даровано нам? В чем наше смирение? Стали ли мы мерзкими в своих глазах? Исполнены ли отвращения к себе? Правда ли, что мы ничего не видим в себе, никаких дел и заслуг, и  готовы получить спасение, как дар Божий, и любоваться богатством Его отличительной благодати? Ищем ли мы даров Его провидения, не диктуя бесконечной мудрости и не пытаясь судить ее, но, поразмыслив честно обо всех своих путях, готовы ли мы сказать: не моя воля, но Твоя да будет! В чем наша надежда? Означает ли она для нас затишье и безопасность, и желание думать, что все хорошо? Или она подвигает нас к служению Богу, оживляет нас в нем, примиряет со скорбями, воодушевляет усердием и заставляет искать чистоты сердца и жизни? В чем наша любовь? Можем ли мы сказать: "кто мне на небе, и с Тобою ничего не хочу на земле"? Радуемся ли мы, когда с нами присутствует Христос? Опечалены ли наши души, когда Ему не воздается честь или Он отходит от нас? Есть ли у нас сколько-нибудь ясное видение Христа и наслаждение Им? Эти и тому подобные вопросы мы должны задать себе, если нас всерьез интересует состояние нашей души.
2. Предметом нашего исследования является, растем ли мы как христиане или нет. Видим ли мы все больше одиозность греха? Растем ли в осознании той великой истины, что мы ничто? Осознаем ли все яснее нашу слабость и бедность, а также славу и превосходство Христа и Евангелия? Являются ли наши падения все более  для нас нестерпимыми? Подавляются ли постепенно наши привязанности к миру сему? Распирает ли нас в меньшей степени гордость? Вскипают ли в нас страсти меньше, чем прежде? Труднее ли вожделению запутать нас, и легче ли оно побеждается? Обретаем ли мы победы над грехом, есть ли шаги вперед в нашем странствии, или мы так и не прибавили ни дюйма к нашему духовному росту? Уподобляемся ли мы хоть в какой-то мере нашему Господу? Приближаемся ли к Его Божественному нраву? Стали ли мы, следовательно, более кротки и смиренны сердцем, более терпеливы и покорны воле нашего Отца, более активны и прилежны в продвижении Его славы, более озабочены пользой для Его Царства? В каком состоянии находится наша вера? Больше ли стало ее влияние? Стремимся ли мы к Иисусу и Его людям больше, чем прежде? Больше ли мы боимся обидеть нашего Искупителя, больше ли желаем почтить Его, смиренно осознавая, как мало мы для этого делаем; больше ли тоскуем по лучшему миру, где мы сможем любить и прославлять Его вечно? Наконец, стали ли мы более духовными и небесными в нашем настрое, в наших обязанностях, словах и делах, более осмотрительными в нашем хождении, более озабоченными тем, чтобы все наши отношения и характер были управлены таким образом, чтобы мы во всем стали украшением учению нашего Спасителя и Бога?
Таким образом, исследуем эти два важнейших вопроса, являемся ли мы настоящими христианами или нет, и растем ли мы как христиане. Есть ли у вас основания сказать: да, это произошло со мной в последние годы и месяцы, или же я осуждаю себя за падения? И есть ли у вас основания восхищаться отличительной благодатью, дарующей любые достижения святости, любой рост в нашем опыте?
II. Каким образом мы можем проверить себя, и как мы должны выполнить эту обязанность? Если мы не будем исполнять ее в надлежащем порядке, она не принесет нам никакой пользы; поэтому давайте отметим ее цели.
1. Обратимся за помощью к Духу молитвы. Если мы выделили некоторое время для обязанности самоанализа, начнем с молитвы. Мы не обретем даже малого удовлетворения, если Дух не пребудет с нами. Мы начнем рисовать тень работы Божьей в своем сердце, и так от обязанности придем к разочарованию, ибо непременно примем за реальный спасительный опыт то, что им не является, и начнем исходить из этого себе во вред. Поэтому пусть Утешитель будет с нами; пусть Он произведет на нас впечатление великого значения той обязанности, которую мы исполняем, ибо нельзя шутить с Богом и со своей собственной душой; пусть Он даст нам тщательно изучить свое сердце в Его присутствии; и если Он уже дал нам опыт спасительной благодати, то пусть Он будет также освещать Свою работу, чтобы нам были действительно явлены доказательства того, что мы христиане; или же, если мы обманываем себя ложными надеждами, пусть Он убедит нас в этом. Будем стремиться к Божию присутствию, и мы должны добиться успеха. 
2. Не будем много смотреть на себя, но испытаем себя тем, что Бог дал нам в Своем Слове. Некоторые пытаются искать в себе знаки христианина, и фантазии приводят их к тому, что они либо обманывают сами себя, либо приходят к крайне неутешительным выводам о своем состоянии. Лицемер думает, что для него достаточно участвовать в таинствах и выполнять некоторые другие обязанности, и так строит на песчаном основании. Христианин бывает готов найти в себе утешительное расположение, живые чувства, доброе сердце или иные знаки благодати, но именно поэтому он часто смотрит на себя как на лицемера. Посмотрим же в Писании на то, что Бог рассматривает как признаки христианина, и не позволяйте фантазии вести вас в делах такого значения. Будем различать признаки благодати и признаки роста в благодати, и применим то и другое к собственной личности и запросам. Например, если вы не знаете, являетесь ли вы христианином, не следует искать у себя ту или иную степень веры, любви и т.д., но только само наличие их.  Слабая вера дает христианину ту же безопасность, что и сильная, и даже искра истинной любви является свидетельством истинного изменения, хотя это и не полыхающее пламя.
3. Будем беспристрастны в этой обязанности самоанализа. И христианин, и лицемер готовы быть не слишком объективными; последний толкует все в свою пользу, первый же - все против себя. Лицемер может видеть все, что обнадеживает; он не сомневается, что с ним все хорошо, в то время как христианин может не видеть в себе ничего такого, что действительно хорошо. Как женщина из Ханаана восприняла отказ Христа как аргумент и была права, так христианин, с другой стороны, слишком часто через силу неверия обращает всякого рода благодать в повод для возражений. Обратим на все это должное внимание. Нельзя останавливаться, как мы часто готовы сделать, видя свое несовершенство. Нельзя даже думать, что нет нужды идти дальше, ибо одно это будет достаточным доказательством лицемерия; должно идти вперед и вперед и беспристрастно оценивать, чего мы достигли, как христиане.
4. Если мы можем найти хотя бы один хороший признак, мы вправе сделать из него положительные выводы. Реальный знак благодати говорит о наличии благодати стойкой и растущей, и поэтому всякий раз, когда мы можем видеть хотя бы один такой знак, мы можем с утешением заключить, что Бог начал доброе дело в нашем сердце. Если у нас есть основания заключить, что мы любим братьев, любим именно за образ Христа в них, то мы не должны стесняться этого состояния; эта любовь исходит из благодати, которую вложил в нас Бог. Иногда мы видим одни, а иногда другие знаки. Но если у нас есть хотя бы что-то, мы должны быть и за это благодарными и воздать Богу всю славу. Я мог бы добавить некоторые другие наставления, но я перехожу к третьему вопросу.
III. Каковы наиболее значимые причины для  самоанализа? Это долг, который мы должны исполнять серьезно и часто. Каждый день мы должны искать внутри себя и испытывать наши сердца. В конце каждого дня мы должны быть обеспокоены, чтобы задать своей душе вопросы: как я провел этот день? В каком расположении? В какие грехи я впал? Какие преимущества я получил на моем пути к Сиону? Когда мы читаем, что для нас уместно испытывать самих себя, мы должны понимать это так, что мы должны оценивать свой опыт, и как мы можем улучшить его. После молитвы мы можем узнать о нашем расположении и взглядах, и о нашем опыте в молитве. Эти и многие другие возможности, которые Бог дает нам в Своем провидении, позволяют нам заглянуть в себя. Но есть время, которое мы должны выделить отдельно для самопроверки, когда мы должны оглянуться назад на много лет, сравнить расположение и опыт одного года с другим, увидеть, как Бог имеет дело с нами, так что мы можем прийти к некоторым выводам относительно нашего состояния. Упомяну лишь три подсказки, ибо они дают некоторое направление для нас в этом деле.
1. Когда у нас есть больше всего времени, чтобы пройти через этот долг? Это не должно быть делом поспешным, но заслуживает наибольшего внимания, потому что это относится к состоянию наших душ. Поэтому мы должны стремиться выделить на него столько времени, сколько мы можем, чтобы наши умы привыкли к тому, что шутить с Богом и с судьбой наших душ нельзя, но прониклись самой большой серьезностью, которая здесь требуется, и обрели наиболее тщательный взгляд на вещи. Пусть это не приведет нас к постоянному пренебрежению обязанностями, когда мы будем искать для этого тот предлог, что время не настало, но лучше упорядочим свои дела так, чтобы иметь возможность чаще возвращаться к этой великой обязанности.
2. Когда наши мысли наиболее отрешены от мира сего и мы свободны от того, чтобы постоянно отвлекаться? Если будние дни не дают нам много возможностей для этой обязанности, мы должны чаще использовать для нее День Господень. Когда мы свободны от мирских дел, и можем слушать Слово и участвовать в духовных обязанностях, мы должны отнестись ко всему этому максимально серьезно. Посетив дом Божий, мы должны во второй половине дня удалиться в молитвенную комнату и не только всерьез осмыслить Слово, которое слышали, но взяться за серьезную работу оглянуться назад, беспристрастно посмотреть на себя и вещи и попытаться прийти к знанию нашего состояния и опыта. В любой другой день, имея хоть малейшую возможность, если мы в серьезном расположении духа, следует выделить время для этой важнейшей цели.
3. Когда Провидение особым образом призывает нас к этой работе? Здесь я хотел бы упомянуть три ситуации, которые, как представляются, прямо приглашают нас к этой обязанности: 1) Когда мы собираемся встретиться со Христом на Его Вечере и имеем к тому призыв Святого Духа (1 Кор.11.28). Это публичное отдание себя Богу,  и поэтому мы должны узнать, являются ли наши души готовыми отказаться от себя полностью ради Христа. Это особое установление для народа Божия, и поэтому необходимо спросить себя, можем ли мы или не можем принимать то, что Бог предназначил для Своих детей. Другое время - это время скорби. Это обязанность, о которой мы в особенности должны вспомнить, когда рука Божия отяготела на нас.  Многие готовы думать, что скорби несовместимы с Божьей любовью. Спросим поэтому, христиане мы или нет; это может быть средством поддержки души, в то время как мы видим жезл в руках Отца. Возможно, мы тем самым увидим причину ваших бед и посмотрим на значение того, что должно смирить нас, а также уразумеем цели, которые Бог имеет в виду, допуская наши страдания, и пусть это направит нас на путь исполнения нашего долга. Наконец, есть еще одно должное время для этой обязанности - когда приближается вечность. Как старый добрый Иаков, мы должны оглянуться на дела Божия провидения к вам, и рассмотреть все, что появилось в нашей жизни как доказательство того, что мы христиане. Как счастливы мы будем, если по тщательном рассмотрении с Божией помощью сможем сказать: "Подвигом добрым я подвизался, терпение совершил, веру сохранил, и теперь готовится мне венец правды"!  Как приятно будет умереть тогда! Как возрадуется душа, слыша колесницу грядущего Искупителя! И с другой стороны, если вы не христианин, умереть в этом состоянии будет невообразимо ужасно. Как прекрасно знать, что мы избавлены от этого, и найти свою душу готовой лететь к Иисусу в последний час! Таким образом, вот времена, которые особенно подходят для исполнения этого важного долга.  Рассмотрим теперь последний вопрос.
IV. В каком свете мы должны рассматривать эту обязанность и какие выводы и пользу можем из этого извлечь? Некоторые представляют себе самоанализ как нечто законническое, а утешение, которое вытекает из его знаков и свидетельств - как на самом деле не евангельское. Однако возражения такого рода рухнут, если мы рассмотрим следующие моменты.
1.   Самоанализ не разработан для того, чтобы мы стали гордиться или восхищаться собой. Мы и не сможем использовать его таким образом. Если с исполнением этой обязанности появляются какие-либо знаки и свидетельства христианина, мы не должны возноситься, как если бы мы были чем-то, но быть смиренными, отдавая Богу всю славу. Вот единственный вывод, который христианин может сделать из исполнения этого долга; единственное расположение, к которому он приходит. Имеет он какие-либо причины сделать вывод, что он дитя Божье? Посмотрите, как тает его душа в видении благодати. "Почему Бог призрел на существо столь недостойное?  Разве я действительно христианин? Есть ли хоть какие-то изменения в моем сердце? О, какова, какова благодать, которую Бог явил мне, благодать, вырвавшая меня как головню из огня! Смотри на это, душа моя, и восхищайся!".
2. Самоанализ не усыпляет нас в безопасности, но оживляет.  Появляются ли в нас какие-либо знаки христианина? Мы не должны говорить: "Душа, покойся, ешь, пей, веселись. Ты дитя Божье, и ничто не может отлучить тебя от Его любви. Те, кто делают подобные выводы, никогда еще не получили благодать Божию. Но видение любви Божьей к нам должно оживлять наши души и оставлять нас в неоплатном долгу. Чем я воздам Господу за столь отличительную благодать? О, люби Господа, душа моя, и никогда не медли служить Тому, Кто так отличил тебя и возлюбил навсегда! Если же никакие знаки не появляются, и у нас есть основания заключить, что мы не христиане, это должно поднять нас и заставить искать познания жизни Божией.
3. Мы не должны зависеть от этой обязанности в деле нашего оправдания, но использовать ее как средство возрастания нашего утешения и освящения. Если мы видим, что в нас восстанавливается образ Божий, у нас есть основания для радости. Если Дух приходит и позволяет нам видеть интерес нашей души к Искупителю, то мы можем радоваться радостью неизреченною и славною. И кто не возрадуется, сделав такое открытие? Поскольку это видение наполняет душу радостью, оно придает ей ненависть ко греху и печаль ради Бога, и так способствует борьбе с грехом и нашему освящению. Если мы ставим другие цели, исполняя эту обязанность, если мы думаем, что ее достаточно, чтобы оправдать нас перед Богом, и так зависим от нашей собственной праведности для вечной жизни, мы не имеем никаких доказательств, что мы испытали спасительную работу в наших душах.
4. Поэтому после всего этого мы должны непрестанно приближаться ко Христу, взирая на всю Его правду для оправдания, и черпая в Его благодати все силы для освящения. Если внутри нас все темно, и мы не видим ничего, что поощрило бы нас к выводу, что мы дети Божьи, будем не унывать, а взирать на Христа.  Не отчаивайтесь, это не основание для упования, но лишь средство нашего утешения. Если мы найдем то, к чему стремимся, а именно признаки христианина, то будем радоваться, что мы являемся наследниками Бога; но в любом случае будем полагаться только на Христа и Его праведность, которая оправдывает нас, и на всю Его благодать и силу, чтобы позволить нам стоять в вере и святости, пока мы не пришли к полному и вечному осуществлению их на небесах.
Таким образом мы должны воспринимать эту обязанность. Позвольте же мне еще раз спросить: есть ли кто-то среди нас, кто еще никогда не исследовал самого себя? Не укоряет ли совесть вас в халатности? Не краснеете ли вы от своего безумия? Вы можете льстить себе мыслью, что люди вас не видят, что ваши друзья не знают, как вы исполняете свои обязанности. Увы, какое это слабое утешение! Если Бог видит и знает ваше пренебрежение, вы сами осознаете, что ваши души голодают, вечность приближается, и все же вы не знаете, что с вами происходит. Вы можете заботиться о внешних вещах, преследуя удовольствие и богатство; но неужели вы никогда еще не сели и не спросили себя: готов ли я умереть? Что будет с моей душой? Поверьте, это разумный вопрос. Я говорю вам, желая вашего спасения: завтра вы можете быть в вечности. Вам потребуется многое, чтобы умереть; почему вы всерьез не думаете и не спрашиваете об этом? Пришло время проснуться. Неужели вы не видите, что спать до кончины не получится? Разве не достаточно для вас понять, что ваша бессмертная душа находится в опасности попасть в вечный огонь, чтобы хотя бы пожалеть себя и попытаться избежать такой участи? Проснись, душа, испытай и исследуй себя!  Некоторые из вас могут бояться смотреть в себя, боясь увидеть то, что есть. Вы подозреваете, что все плохо, и хотите бежать от себя; но вы этого сделать не сможете. Возможно, вы задушите совесть и заставите ее заснуть сейчас, но  придет время, когда вы больше не можете выдержать силу убеждения; когда совесть проснется, и наполнит вас вечной скорбью оттого, что вы найдете себя чуждыми Христу. О, узнайте состояние ваших душ!
Если Бог теперь привел нас к концу этой лекции, то будет вполне уместным для каждого из нас изучить расположение своей души, и как можно улучшить его. Дорогие братья, давайте узнаем, каковы наши цели; готовы ли мы позаботиться о своей душе со всей серьезностью, с искренней молитвой о помощи и успехе. Можем ли мы начать это сейчас? Хотели ли мы, придя сюда, только удовлетворить пустое любопытство, или встретиться с Иисусом, чтобы наши сомнения были разрешены, и наши души приблизились к Богу? Какую пользу мы получили? Смогли ли заглянуть лучше в свои сердца и больше увидеть славу Христа, и больше утвердиться и окрепнуть в вере? Давайте поэтому еще и еще раз рассмотрим состояние и расположение наших душ. Пусть это будет нашим частым занятием, и давайте радоваться,  что еще в этом мире мы можем обрести мир и покой совести, навсегда разогнать тьму, и однажды всякий наш страх исчезнет и наши души обретут полное и непрерывное счастье в вечном наслаждении Богом. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии