Репутация. Нравственность. Мораль

. Репутация. Нравственность. Мораль.

Раньше в обществе большое значение  придавалось понятию «репутация».
  Репутация считалась главенствующей характеристикой человека, особенно когда женили или отдавали замуж дочь, принимали на работу. Только люди с безукоризненной и безупречной репутацией были вхожи в советское общество, клубы, общественные заведения.
  Так важно было общественное мнение о достоинствах или недостатках какого-либо человека, то есть о его репутации.
 Даже имелось выражение «он человек с подмоченной репутацией» и этого было достаточно, чтобы все двери были наглухо  закрыты для него.
  Потому люди так дорожили своей репутацией.
Боялись лишний раз даже подумать о предосудительном,  чтобы не   замарать   своё   честь и достоинство.
  Как говориться и общественный климат был здоровее, чище и было много высоко порядочных, светских, культурных и интеллигентных людей, дорожащих своей репутацией.
  Вот как было замечательно. Сейчас и нравы не те и людей с подмоченной репутацией, побольше. Вот бы нам достигнуть тех высот осмысления, просветления и проделать хотя бы первые шаги к возврату в тот замечательный период в жизни человечества.
 И во все времена мораль была главным критерием общества. Антиморальное – было осуждаемо, не допускалось и порицалось.
«Вопросы строго контроля по недопущению сексуального произвола, ведущего к серьезным последствиям в жизни человека, самым прямым образом связаны с аспектом духовного состояния личности, которое в свою очередь, определяет морально - нравственное состояние общества в целом, ответственное за все звенья цепи, именуемой жизненной стезей.» ( Валерия  Порохова).
Одной из причин, приведших  к трагическому концу героини романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» было то, что все двери светского общества оказались для неё закрытыми, её отношения с Алексеем Вронским не принимали и не признавали нигде! По тем представлениям, которые как мне кажется, должны быть во все времена и строе и относиться ко всем женщинам, независимо от её звания и положения, это считалось в высшей степени аморальным. Вообще чем выше положение женщины в обществе, тем ответственнее её задача. Она должна поддерживать статус добропорядочной, высокоморальной женщины и быть таковой.
Как тут не вспомнить героиню фильма Н.Михалкова «Жестокий романс», где двое мужчин  во время ее грехопадения уже оспаривают между собой право на падшую по, тем меркам,  женщину.
А  вспомните милую Катеньку Маслову из произведения Л.Н.Толстого «Воскресение»
 История этой арестантки Масловой самая обыкновенная. Она была дочь, прижитая от проезжего цыгана незамужней дворовой женщиной в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Катюше было три года, когда мать заболела и умерла. Старые барышни взяли Катюшу к себе, и она стала полувоспитанница-полугорничная. Когда ей минуло шестнадцать лет, к ее барышням приехал их племянник-студент, богатый князь, невинный еще юноша, и Катюша, не смея ни ему, ни даже себе признаться в этом, влюбилась в него. Однажды, играя после завтрака в горелки, разгорячённые, красивые и счастливые от обстановки,  поймав её, он сжал её руку и сам того не зная, как это случилось, поцеловал в губы. 
А вот отрывок из романа:   «С тех пор отношения между Нехлюдовым и Катюшей изменились и установились те особенные, которые бывают между невинным молодым человеком и такой же невинной девушкой, влекомыми друг к другу.
Как только Катюша входила в комнату или даже издалека Нехлюдов видел её фартук, так всё для него как бы освещалось солнцем, всё становилось интереснее, веселее, значительнее; жизнь становилась радостнее. То же испытывала и она…
Катюше было много дел по дому, но она успевала всё переделать и в свободные минуты читала. Нехлюдов давал ей Достоевского и Тургенева, которые он сам только что прочёл. Больше всего ей нравилось «Затишье» Тургенева… Разговаривать, когда они были одни, было хуже. Тотчас же глаза начинали говорить что-то совсем другое, гораздо более важное, чем то, что говорили уста, губы морщились, и становилось что-то жутко, и они поспешно расходились…
Если бы Нехлюдов тогда ясно сознал  свою любовь к Катюше,  а главное, если  тогда его  стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с этой девушкой, то очень легко могло бы случиться так,  что он  своей прямолинейностью во всём, решил бы,  что нет никаких причин, препятствующих для  женитьбы  на девушке, которую он любит её,  кто бы она не была.  Но тетушки не говорили ему про свои опасения, и он так и уехал, не сознав своей любви к этой девушке…
Через несколько лет этот же племянник, только что произведенный в офицеры и уже развращенный военной службой, заехал по дороге на войну к тетушкам, пробыл у них четыре дня и накануне своего отъезда соблазнил Катюшу и, сунув ей в последний день сторублевую бумажку, уехал. Через пять месяцев после его отъезда она узнала наверняка, что беременна.  Она поселилась у деревенской вдовы-повитухи, торговавшей вином. Роды были легкие. Но повитуха, принимавшая в деревне роды у больной женщины, заразила Катюшу родильной горячкой, и ребенка, мальчика, отправили в воспитательный дом, где он тотчас по приезде умер. Через некоторое время Маслову, уже сменившую нескольких покровителей, разыскала сыщица, поставляющая девушек для дома терпимости, и с Катюшиного согласия отвезла ее в знаменитый дом Китаевой. На седьмом году ее пребывания в доме терпимости ее посадили в острог и теперь вели на суд вместе с убийцами и воровками.
В это самое время князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, тот самый племянник тех самых тетушек-помещиц, лежа утром в постели, вспоминал вчерашний вечер у богатых и знаменитых Корчагиных, на дочери которых, как предполагалось всеми, он должен жениться. А чуть позже,  лихо подкатывает к подъезду суда, и уже в качестве присяжного заседателя, надев пенсне, разглядывает подсудимых, обвиняющихся в отравлении купца с целью похищения бывших при нем денег. «Не может быть», — говорит себе Нехлюдов. Эти два черные женские глаза, смотревшие на него, напоминают ему что-то черное и страшное. Да, это она, Катюша, которую он впервые увидел тогда, когда на третьем курсе университета, готовя свое сочинение о земельной собственности, прожил лето у своих тетушек. Без всякого сомнения, это та самая девушка, воспитанница-горничная, в которую он был влюблен, а потом в каком-то безумном чаду соблазнил и бросил и о которой потом никогда не вспоминал, потому что воспоминание слишком обличало его, столь гордящегося своей порядочностью.   В результате судебной ошибки Катюшу приговаривают к каторжным работам.
Стыдно и гадко Нехлюдову, когда он возвращается домой. Женитьба на Мисси, казавшаяся недавно столь близкой и неизбежной, представляется ему теперь совершенно невозможной. Он молится, просит Бога помочь, и Бог, живший в нем, просыпается в его сознании. Все самое лучшее, что только способен сделать человек, он чувствует себя способным сделать, а мысль, чтобы ради нравственного удовлетворения пожертвовать всем и даже жениться на Кате  Масловой, особенно умиляет его. Нехлюдов добивается свидания с Катюшей. «Я пришел затем, чтобы просить у тебя прощения, — выпаливает он без интонации, как заученный урок. — Я хоть теперь хочу искупить свой грех». «Нечего искупать; что было, то прошло», — удивляется Катюша. Нехлюдов ожидает, что, увидав его, узнав его намерение служить ей и его раскаяние, Катюша обрадуется и умилится, но, к ужасу своему, он видит, что Катюши нет, а есть одна проститутка Маслова. Его удивляет и ужасает, что Маслова  не стыдится своего положения проститутки (положение арестантки как раз кажется ей постыдным).
 Нехлюдов объявляет ей, что, вопреки всему, чувствует себя обязанным перед Богом жениться на ней, чтобы искупить свою вину не только словами, а делом.
«Вот вы бы тогда помнили Бога, — кричит Катюша…  Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! …»
Я это привожу к тому, что раньше , лишение невинности девушки  , считали тяжким грехом и путь у них был один – стать проституткой.
Сейчас – это в порядке вещей, она переходит из рук в руки и никто её не считает «таковой» и в добавок её балуют, добиваются. Абсурд и полное падение нравов!
В ряде случаев модной похвалой одаривают тех, вид и поведение, которых оставляет желать лучшего во всех его проявлениях.
 
  Вседозволенность позволяет  говорить, писать что вздумается, создавать и снимать низкопробные, бездуховные художественные произведения с идеологией, чуждой нормам морали, чести и порядочности.
  Со сцены звучат пародии на тех или иных политических деятелей - это неуважительно.  А ещё главное – существуют морально-этические и культурные  нормы, которыми нельзя пренебрегать.
 Во всём должно быть чувство меры, никогда ни в чём, ни в повседневной жизни, ни в средствах массовой информации нельзя переходить дозволенные границы. Это просто  некультурно и отсутствие должного воспитания!
Это не возврат к прошлым идеологическим ограничениям, а это – единственное условие построения высококультурного и высокогуманного демократического государства, где нет места пошлости, разврату, жестокости и насилию, резкому падению нравов.
«Господь мой наложил запрет
На всё постыдное, чем тешитесь вы явно или тайно.
На грех и злодеяния без права.»
Этика – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в общественной среде. Раньше в школах изучение этики было отдельным предметом преподавания. А сейчас даже если введут этот предмет в школьную программу, кто и как будет это преподносить учащимся?
      


Рецензии
10+ ставлю вам я.

Хрушкова Екатерина   05.02.2021 13:29     Заявить о нарушении
Благодарю за целый цикл рецензий. Приболела. Как прийжу в себя зайду на Вашу страницу. Обещаю. Напишите 0 что важнее для вас. Пвру ссылок. Не более! С почтением сария Маммадова

Сария Мамадова   04.03.2021 18:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.