Десакрализация по прилепински

Как-то прочитал у Прилепина интересную мысль: Лимонов с Прохановым десакрализовали русскую литературу. Не знаю хорошо это или плохо, наверное, как всегда разумное где-то на средней полосе. Да и вряд ли это заслуга только Лимонова и Проханова. Скорее всего здесь поработало время. Оно вытолкнуло на поверхность столько всего, что на той же Прозе.ру нескольких жизней не , хватит, чтобы всё прочесть. Даже за вычетом графоманских писаний.
Но мысль верная. «Поэт в России – больше чем поэт»- уже не имеет той ранешной высокой планки. Выражение потускнело. Но как старая бронза ценности своей не потеряло. Футуристам не удалось сбросить Пушкина, Толстого и Достоевского с корабля современности. Попробовал это сделать в наши дни будучи в Иркутске Лимонов. Свой шевяк он бросил в Пушкина, но, кажется, получил в ответ молчаливое неодобрение. Не спешит народ расставаться с классиками как 19-го, так и 20 –го веков. Хочется верить, что Шолохов, Леонов, Солоневич, Распутин, Белов, Астафьев и даже Евтушенко с Вознесенским будут востребованы всегда.
Они не только обладали изяществом слова. Как говорила Б.Ахмадуллина, она не сочиняла стихи, она их слышала откуда-то извне, из сакрала и ей оставалась только записать их. Потом прочитать почти молитвенным, немножко искусственным голосом. Слог только высокий. Всё - в регламенте традиций.
А тут пришли некоторые и мать-перемать – нарушили традицию. Они стали говорить примерно так: Когда мы будем знать то, что мы должны знать, мы станем интерконтинентальны»? - Пойди туда – не знаю куда. Что первое пришло в голову, то и истина. Тогда первыми постмодернистами, видимо, следует признать степных кочевников: что вижу, то и пою. Говорят, так или примерно так выглядит поэзия постмодерна. Поди разбери. Слово вроде красивое, а постмодерн это, или по-простонародному херня, дело вкуса. Иди за чувствами, говорят. Любой возникший бред – это и есть искренность души, порыв. А если ты этого не понимаешь, то ты безнадёжно устарел, не можешь улавливать скрытые смыслы, подтекст и до интеллектуала  не дотягиваешь. При этом стремительно меняется и лексика. Слово говно сегодня – это уже почти признак хорошего тона. Заворачивают ребята и покруче. Покойный В.И.Белов называл таких матерщинниками.
Из того, что я прочёл о постмодерне, могу охарактеризовать одним его словом – хаос. Броуновское движение. Как если бросить охапку сухих листьев по ветру. Основные признаки российского постмодерна – «глумливое отношение к своему прошлому», стёб, использование ненормативной лексики и откровенное описание психопатологий. Не густо, но из песни слова не выкинешь. Но при этом обороты он набрал не шуточные. Сорокин, Акунин, Пьецух – долго возглавляли литературные рейтинги. И казалось, что это навсегда.   
Но что-то произошло. Литературоведы в этом разберутся, почему вдруг появился термин – «новый реализм». А он появился. Что это – кремлёвский проект или естественный ход вещей, время покажет. Но Шаргунов, Сенчин, Прилепин – живые представители этого течения. Причём талантливые представители. Но самое интересное наблюдать, как представители этого течения снимают позолоту с постмодерна… его же методами. По принципу: если постмодерн победить нельзя, его надо возглавить. Вот прилепинские стихострочки из его книги «Грех»:

Иногда я думаю: возможно всё случилось иначе и ныне происходящее
лишь клочья посттраваматического бреда
брызги разорвавшейся памяти
холостой ход остановленного разума

Чем не постмодерн?  Сконструированная в поэзию проза. Рефлексия. Отсутствие знаков препинания. Нет рифмы. Словно автор спрашивает: вы хотите новаторства – нате, возьмите. Мы тоже так можем. Хотите крепкого словца? Слушайте песенки Михаила Елизарова. Ах, он Окуджаву назвал гермафродитом? Тю-ю! А сколько раз постмодернисты стебались над народом, Россией.
Вот я тут сочинил на досуге. А вдруг постмодерн.   

Залунявилось небо
И мозги набекрень
Лезет в голову небыль
Словом всякая хрень


Рецензии