Петров Михаил Сидорович

Родился  15  ноября  1909  года  в  деревне  Пахомовка  ныне  Кингисеппского  района   Ленинградской  области  (Россия).  Ижор*.  Окончил  5  классов  школы  в  1926  году.
В  РККА  с  15  октября  1931  года,  был  призван  Кингисеппским  районным  военкоматом. 
Служил  в  пехотной  части  Ленинградского  военного  округа  до  сентября  1932  года. 
Окончил  Луганскую  Военную  авиационную  школу  летчиков,  в  1934  году  –  курсы  командиров  звеньев.
В  звании  лейтенанта  служил  в  качестве  старшего  лётчика  в  34-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  13  мая  по  29  сентября  1937  года  в  качестве  пилота  1-й  эскадрильи  истребителей  И-15.
Имел  псевдоним  «Михио».
Всего  в  Испании  произвел  около  170  боевых  вылетов,  сбил  2  истребителя  (1  лично  и  1  в  составе  группы).
25  июля  1937  года  был  ранен  и  сильно  обожжен  в  воздушном  бою,  совершил  вынужденную  посадку. 

     «…В  первые  минуты  боя  в  двигателе  И-15  Михаила  Петрова  начало  падать  давление  масла.  Но,  увлеченный  схваткой,  он  не  придал  этому  значения:  мотор  тянул  хорошо.  Над  Королевским  театром  Михаил  сбил  «фиата».  Это  был  первый  уничтоженный  им  фашистский  самолет.  Но  сразу  же  два  «фиата»  атаковали  его  машину,  густая  паутина  огненных  трасс  окутала  «чато».  Михаил  рванулся  в  сторону.  И  тут  мотор  его  истребителя  остановился.  Огромный  город  распластался  внизу…  Что  делать?
     «Нужно  пикированием  выходить  из  боя»,  -  решил  летчик.  Отдав  на  себя  ручку  управления,  он  бросил  истребитель  вниз.  «Фиаты»  устремились  за  ним.  Над  тюрьмой  Модело  пули  крупнокалиберных  пулеметов  прошили  бензобак.  Струя  горящего  бензина  плеснула  в  кабину,  на  летчике  вспыхнула  одежда.  Пламя  уже  охватило  левое  крыло.  Задыхаясь  в  дыму,  Михаил  планировал  к  северной  окраине  Мадрида.
     Пестрой  лентой  набегала  земля,  какие-то  белые  развалины  маячили  впереди.  «Неужели  конец?»  Михаил  машинально  закрыл  левой  рукой  глаза,  которые  предохраняли  раскалившиеся  летные  очки
     Раздался  удар,  треск.  Пылающий  истребитель  сел  на  изрытом  воронками  поле  между  позициями  республиканских  и  фашистских  войск.
     К  самолету  бросились  марокканцы.  Они  уже  были  от  него  в  полусотне  шагов,  когда  им  навстречу  со  штыками  наперевес  устремились  республиканские  солдаты.  На  глазах  теряющего  сознание  Петрова  завязалась  рукопашная  схватка. 
     К  счастью,  пожар  прекратился.  Но  у  тяжело  обожженного  летчика  уже  не  было  сил  покинуть  истребитель.
     И  тут  на  крыло  дымящегося  «чато»  вскочил  кто-то,  одетый  в  серый  комбинезон.  Черные  длинные  волосы  были  видны  из-под  берета,  и  Михаил  понял,  что  это  девушка-испанка.  Острым  ножом  она  ловко  перерезала  привязные  ремни.  Михаилу  стало  легче  дышать.  Ухватив  его  за  лямки  парашюта,  девушка  с  помощью  подоспевшего  солдата  вытащила  летчика  из  кабины.  Уложив  Михаила  на  одеяло,  они,  не  обращая  внимания  на  обстрел,  потащили  его  к  своим  окопам.  Вслед  за  ними,  неся  на  руках  товарищей,  раненных  в  рукопашной  схватке,  медленно  стали  отходить  солдаты,  отбросившие  марокканцев…
     (Из  книги  С.  И.  Шингарева  «Чатос»  идут  в  атаку»)   

После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  на  родину  и  продолжал  службу  в  строевых  частях   ВВС  Киевского  военного  округа,  был  командиров  авиационного  полка.
С  апреля  1941  году  по  май  1949  года  служил  лётчик-испытатель  военной  приёмки  авиазавода   № 21  в  Горьком.  Испытывал  серийные  истребители  И-16  (1941),  ЛаГГ-3  (1941-1942),  Ла-5  (1942-1944),  Ла-7  (1944-1946),  Ла-9  (1946-1948),  Ла-11  (1947-1949)  и  их  модификации.
В  1943  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
К  началу  апреля  1944  года  имел  общий  налет  2.012  часов,  испытал  1.252  самолета.
С  мая  1949  по  август  1950  года  был  лётчиком-испытателем  военной  приёмки  авиазавода  № 473  в  Киеве.  Испытывал  серийные  самолеты  Ан-2  и  их  модификации.
С  1950  года  по  1951 год  командовал  авиационным  звеном  связи  Управления  105-й  истребительной   авиационной  дивизии  Киевского  военного  округа.
9  июля  1951  года  в  звании  подполковника  вышел  в  запас.
Проживал  в  городе  Горький  (ныне – Нижний  Новгород,  Россия).
Умер  между  1971  и  1985  годами.

Список  известных  воздушных  побед  М.  С.  Петрова:
08.07.1937     1/гр.     Фиат-32          Кихорна                в  составе  группы
25.07.1937     1           Фиат-32          Мадрид                лично

Награждён  двумя  орденами  Красного  Знамени  (22.10.1937,**  02.03.1938),  орденом  Отечественной  войны  1-й  степени  (18.08.1945),  орденом  Отечественной войны  2-й  степени  (19.08.1944),  орденом  Трудового  Красного  Знамени  (11.06.1971),  орденом  Красной  Звезды  (05.11.1946),  медалями  «За боевые заслуги»  (03.11.1944),  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими.

Примечания:
*     Ижора  (ижорцы,  самоназвание  ижора,  инкеройн,  ижоралайн,  карьялайн,  ижор,  inkeroin,  i;ora,  i;oralain)  —  малочисленный  финно-угорский  народ.
**     Орден  имел  порядковый  №  1249. 


Рецензии