Петров Михаил Сидорович
В РККА с 15 октября 1931 года, был призван Кингисеппским районным военкоматом.
Служил в пехотной части Ленинградского военного округа до сентября 1932 года.
Окончил Луганскую Военную авиационную школу летчиков, в 1934 году – курсы командиров звеньев.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 34-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 13 мая по 29 сентября 1937 года в качестве пилота 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Михио».
Всего в Испании произвел около 170 боевых вылетов, сбил 2 истребителя (1 лично и 1 в составе группы).
25 июля 1937 года был ранен и сильно обожжен в воздушном бою, совершил вынужденную посадку.
«…В первые минуты боя в двигателе И-15 Михаила Петрова начало падать давление масла. Но, увлеченный схваткой, он не придал этому значения: мотор тянул хорошо. Над Королевским театром Михаил сбил «фиата». Это был первый уничтоженный им фашистский самолет. Но сразу же два «фиата» атаковали его машину, густая паутина огненных трасс окутала «чато». Михаил рванулся в сторону. И тут мотор его истребителя остановился. Огромный город распластался внизу… Что делать?
«Нужно пикированием выходить из боя», - решил летчик. Отдав на себя ручку управления, он бросил истребитель вниз. «Фиаты» устремились за ним. Над тюрьмой Модело пули крупнокалиберных пулеметов прошили бензобак. Струя горящего бензина плеснула в кабину, на летчике вспыхнула одежда. Пламя уже охватило левое крыло. Задыхаясь в дыму, Михаил планировал к северной окраине Мадрида.
Пестрой лентой набегала земля, какие-то белые развалины маячили впереди. «Неужели конец?» Михаил машинально закрыл левой рукой глаза, которые предохраняли раскалившиеся летные очки
Раздался удар, треск. Пылающий истребитель сел на изрытом воронками поле между позициями республиканских и фашистских войск.
К самолету бросились марокканцы. Они уже были от него в полусотне шагов, когда им навстречу со штыками наперевес устремились республиканские солдаты. На глазах теряющего сознание Петрова завязалась рукопашная схватка.
К счастью, пожар прекратился. Но у тяжело обожженного летчика уже не было сил покинуть истребитель.
И тут на крыло дымящегося «чато» вскочил кто-то, одетый в серый комбинезон. Черные длинные волосы были видны из-под берета, и Михаил понял, что это девушка-испанка. Острым ножом она ловко перерезала привязные ремни. Михаилу стало легче дышать. Ухватив его за лямки парашюта, девушка с помощью подоспевшего солдата вытащила летчика из кабины. Уложив Михаила на одеяло, они, не обращая внимания на обстрел, потащили его к своим окопам. Вслед за ними, неся на руках товарищей, раненных в рукопашной схватке, медленно стали отходить солдаты, отбросившие марокканцев…
(Из книги С. И. Шингарева «Чатос» идут в атаку»)
После лечения в госпитале был отправлен на родину и продолжал службу в строевых частях ВВС Киевского военного округа, был командиров авиационного полка.
С апреля 1941 году по май 1949 года служил лётчик-испытатель военной приёмки авиазавода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16 (1941), ЛаГГ-3 (1941-1942), Ла-5 (1942-1944), Ла-7 (1944-1946), Ла-9 (1946-1948), Ла-11 (1947-1949) и их модификации.
В 1943 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
К началу апреля 1944 года имел общий налет 2.012 часов, испытал 1.252 самолета.
С мая 1949 по август 1950 года был лётчиком-испытателем военной приёмки авиазавода № 473 в Киеве. Испытывал серийные самолеты Ан-2 и их модификации.
С 1950 года по 1951 год командовал авиационным звеном связи Управления 105-й истребительной авиационной дивизии Киевского военного округа.
9 июля 1951 года в звании подполковника вышел в запас.
Проживал в городе Горький (ныне – Нижний Новгород, Россия).
Умер между 1971 и 1985 годами.
Список известных воздушных побед М. С. Петрова:
08.07.1937 1/гр. Фиат-32 Кихорна в составе группы
25.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
Награждён двумя орденами Красного Знамени (22.10.1937,** 02.03.1938), орденом Отечественной войны 1-й степени (18.08.1945), орденом Отечественной войны 2-й степени (19.08.1944), орденом Трудового Красного Знамени (11.06.1971), орденом Красной Звезды (05.11.1946), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечания:
* Ижора (ижорцы, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн, ижор, inkeroin, i;ora, i;oralain) — малочисленный финно-угорский народ.
** Орден имел порядковый № 1249.
Свидетельство о публикации №215060700446