За стеклом. Глава 7

Глава седьмая.

«...И нет здоровья спорить с музой
 Хватило б силы на «прилечь»
 Чтоб карма тяжкою обузой
 Сползла с уставших наших плеч...»


 Ближе к началу девятого часа, мы попрощались, и я направился в сторону транспортного терминала. На душе остался небольшой осадок разочарования, оттого что не удалось узнать ничего компрометирующего. Однако с другой стороны,  я был рад что не узнал ничего такого, чтобы омрачило мое первое впечатление.  А может я и сам похож на этого Бориса, который «сам обманываться рад»? Может я слишком сильно хочу верить в идеальность этого города? Может он так крепко меня впечатлил, что теперь я боюсь будто иллюзия, которую я себе вообразил — треснет как шарик от елочной игрушки. А вдруг все это подстроено? Ведь с учетом системы слежения, осуществить нечто подобное не представляет особого труда. И все эти люди, всего лишь нанятые Пружинкиным актеры? А может я просто превращаюсь в параноидального Виктора? Ведь куда проще нанять писаку, который напишет все что душе угодно по желанию заказчика да ещё приукрасит свою работу различными выдуманными примерами. Нет, что-то мне подсказывает, что масштаб описываемого мной события куда шире, чем я мог себе представить.
 
Скорей всего во мне говорит некая сопротивляемость всему новому. Куда бы ты не приехал, везде ты будешь испытывать легкий дискомфорт от разницы между тем местом где живешь, и тем куда прибыл. И чем выше уровень этой разницы, тем выше уровень дискомфорта. Все мы, в той или иной степени мечтатели, и наверняка каждый из нас хотя бы раз в жизни воображал себе возможность изменить мир к лучшему согласно собственным представлениям о совершенстве, справедливости и прочем. В фантазии это сделать очень легко, так как нет никаких противоречащих тебе голосов, которые могут иметь свое мнение по поводу происходящих в выдуманном мире изменений. Ты просто не задумываешься о том, что твои решения могут оказаться для кого-то роковыми.  Ведь сам ты, безусловно видишь свои решения правильными, хотя их основа лежит, как это часто бывает, далеко за пределами личного опыта. В конце-концов, всегда существует возможность стереть все что ты напридумывал, и переключить свое внимание на что-то иное. Но совершенно другая ситуация возникает тогда, когда ты лицом к лицу сталкиваешься с фантазией незнакомого тебе человека, особенно если она в отличии от твоей воплощена в жизнь. Ты не только можешь её увидеть но и пощупать лично, а также узнать о её влиянии на жизнь других людей. И конечно, оправившись от первого впечатления, когда стадия «широко раскрытых глаз» осталась немного позади, ты начинаешь придираться к отдельным деталям целостной картины, находя в них изъяны, или просто руководствуясь необычными ощущениями.

Ни с чем подобным ты прежде никогда не сталкивался кроме собственных фантазий, но и они чаще всего сильно отличаются от того что ты видишь наяву. Чем-то такой подход напоминает положение кинокритика, роль которого примеряет на себя каждый зритель во время очередной громкой премьеры. И хотя никто из зрителей не имеет ни соответствующего режиссерского образования, ни опыта, им все равно удается неведомым способом находить некоторые изъяны в постановке, которые сопровождаются фразами типа «я бы снял эту сцену несколько иначе» и т.д. Тоже самое можно сказать и о читателях, испытывающих недоумение по поводу неожиданного творческого хода автора. Мне уже больше сорока, и всю жизнь я прожил в обществе, имеющем совершенно иные, взгляды на жизнь, которые в корне отличаются от тех что принадлежат местным жителям. И чего я собственно взъелся на этого Виктора или Бориса? Ну нравится им думать в таком ключе, пусть думают. В конце-концов они не сидят просто так без дела. Ольга по всей видимости оказалась права насчет новых жителей с похожим мировоззрением.  Тот выбор, который они делают приезжая сюда, скорей всего бывает более серьезным и обдуманным, чем тот, который совершаем мы, желая изменить свою жизнь к лучшему. Да и к какому собственно лучшему? Неужели смена автомобиля или места проживания, что-то изменит в нас самих? Неужели от этих искусственных перемен, изменится и наше окружение? В первую очередь мы сами укрепляем эти негласные правила, вокруг которых и строятся наши взаимоотношения, ради которых мы гробим большую часть своей жизни на вещи, вызывающие одобрения у тех кого мы не знаем и не хотим знать. Станем ли мы от этих перемен лучше? Только в том случае, если все одновременно будут верить в одно и тоже. А эта вера в свою очередь будет гораздо сильнее чем любая вместе взятая религия. Вот и получается, что я осуждаю верующих, будучи ещё более верующим чем они, и именно эта вера определяет всю мою дальнейшую жизнь. Просто я оказался в обстановке совершенно чуждой мне религии, и поэтому испытываю такой дискомфорт. По ту сторону города, мы способны лишь мечтать об идеальном образе жизни, но попадая в него лично, тут же начинаем скучать по прежним условиям. Равноправие нас обескураживает. Мы не можем его переносить даже на физическом уровне, чего уж тогда говорить о духовном? С его наличием, все наши прежние догматы, рушатся словно карточные домики. А менять свои жизненные ориентиры к которым мы привыкли с детского возраста, слишком больно, словно они срослись с нашим телом, и их вырывание возможно лишь с кусками собственной плоти. Я ведь с самого начала не верил этой идее о будущем поколении человечества, и мой гонорар за работу, был лишь приятным дополнением к желанию узнать истинную правду, скрываемую ото всех остальных.

Я ворвался в жизнь этих людей не имея никакого права нарушать личную гармонию их внутренних отношений между собой. Делая вид будто хочу докопаться до истины, я задавал им провокационные вопросы, с надеждой всковырнуть как можно глубже все незажившие душевные раны, радуясь каждому удачному попаданию в цель. А тем временем я просто завидовал их простоте и свободе суждений. Им не нужно прятать свои души за потоками умных и совершенно пустых слов. Они нашли свое счастье и покой в семейной простоте, дружбе и вере. Ещё ни один из встреченных мной людей, не сказал ничего худого в мой адрес. Для них я посланник из иного мира, чья миссия поведать остальным, о местном образе жизни. Наверняка там найдутся единомышленники, которые увидят в возможности поселиться здесь, шанс на ту жизнь, о которой они мечтали так долго.  Теперь я понимаю весь этот неподдельный энтузиазм в работе и отношениях друг с другом. Это своего рода заповедник для человеческой гуманности, которую уже давно пора записать в красную книгу по причине её вымирания. Что поделать, если спрос на неё оказался на нуле? Остается лишь собрать со всего мира остававшихся в живых энтузиастов, и сохранить их в своем прибежище.   

Погруженный в свои мысли, я совершенно забыл об Анне и её просьбе позвонить как только я освобожусь.
- Привет, я только что освободился. Еду в центр города.
- Привет, не теряй времени, подходи к подножию главного информационного центра. Встретимся возле северных входа.
- Напомни как он выглядит?
- Это самое высокое здание в городе. Ты не сможешь его не заметить. До встречи.

Честно говоря, я немного устал после всех этих разговоров. Если этот сюрприз будет связан с очередной демонстрацией местных технических или ещё каких-нибудь возможностей, то лучше не сегодня. Но делать нечего, я уже пообещал прийти на встречу. Найти информационный центр оказалось довольно легко. Он был виден отовсюду как «Эйфелева башня» в Париже. Всего то и нужно было пройти через северную площадь и очутится на большой просторной территории, посередине которой возвышался величественный монумент главного  здания города.

Судя по внушительному количеству посетителей здания, входящих и выходящих из дверей, в нём кипела жизнь, хотя на часах было уже около девяти и солнце клонилось к закату. Окна фасада горели разнообразными цветами, которые по всей видимости зависели от тематики того или иного помещения. На первый взгляд было сложно определить какую функцию выполняли те или иные этажи. Чем-то оно напоминало гигантский торговый комплекс, и так бы оно скорей всего и было, если бы здание стояло где-то в ином городе. Но здесь, сама идея торгового комплекса была бессмысленной.  Я встал рядом с основным входом в здание, ожидая что Анна вот-вот появится. Но прошло около 15 минут, а её все ещё не было. Очень хотелось набрать её номер и узнать причину её задержки, но я постоянно себя отговаривал от этой не самой лучшей привычки, врываться во внутренний мир человека через средство мгновенной связи. Не стоило портить её впечатление своей нетерпеливостью, хотя о каком впечатлении можно говорить? Мы познакомились лишь вчера, а её своеобразная исповедь прошлой ночью, может запросто расцениваться как  разговор двух попутчиков в ночном поезде. Обычно такие откровения, оправданы только тем, что утром каждый отправится в свою сторону, а следовательно можно излить свою душу первому встречному. Так гораздо легче, чем обсуждать тоже самое с близкими, которые при любой возможности могут использовать твои откровения против тебя самого. Такова цена за близость. Чем жирнее плюсы от близкого общения, тем жирнее и минусы в том случае если отношения из положительных превратились в отрицательные. Гораздо проще расстаться с друзьями, чем с теми к кому ты привязался всей душой. Поэтому друзей всегда больше чем близких.

Но тут подошла Анна, и мои мысли словно ветром унесло прочь.
- Привет, - сказала она улыбаясь. Я немного задержалась, но все равно успела вовремя. Пошли быстрей.
- Куда?
- Иди за мной я все покажу.

Она схватила меня за руку, и мы направились в холл центра, в сторону лифтов. Система лифтов напоминала мне конструкцию большого органа, по прозрачным трубкам которого, то и дело сновали быстрые кабинки. Скорость подъема наверх оказалась неожиданно высокой, и у меня от непривычки захватило дух. Поднявшись на последний этаж, мы вышли из кабины, прошли по светлому коридору вперед, и начали пешком подниматься по лестнице ведущей на крышу здания. Поднявшись на несколько лестничных пролетов, мы открыли дверь, и мои глаза резанул яркий свет вечернего заката. Солнце ещё не скрылось за горизонтом, и его ярко-красные цвета неспешно заливали все окружающее его пространство.

- Смотри, вот это и есть мой сюрприз.

Оказывается мы вышли на смотровую площадку здания, и перед моим взором оказалась огромная панорама города, который лежал перед нами словно на ладони. Верхушки деревьев обозначающих границы городских колец, были окрашены в золотистый цвет заката, и сияли словно свечи на праздничном торте. Вдалеке сверкала зеркальной поверхностью река, словно она была отлита из жидкого золота. Идеальная симметрия городских построек, рождала в душе неописуемый восторг. Расположенная по середине автострады северная транспортная линия, была похожа на пульсирующую артерию, берущую свое начало от солнечного диска, и переносящую по себе частички солнечного света. Я видел множество городских закатов, в том числе находясь на вершине самых знаменитых небоскребов мира, но такой красоты ещё не видел никогда.

- Ну как нравится? - спросила Анна улыбаясь.
- Это великолепно — ответил я, - нигде не видел ничего подобного.
- Это одно из самых любимых мест в городе. Я стараюсь приходить сюда как можно чаще. Здесь свободный круглосуточный доступ к площадке, а для любителей звезд, имеется отдельная территория, оборудованная телескопами...как раз для таких как ты.

Я слушал её слова, но они пролетали мимо меня. Солнечный диск ярко-алого оттенка, медленно и величественно опускался за линию горизонта. Каждый день эта неутомимая звезда, сгорает ради нашего благополучия. Во всяком случае большинству из нас приятно думать об этом, именно в таком ключе. По всей видимости, подобные глупые мысли могли возникнуть только в человеческом сознании. С другой стороны, не было бы солнца, не было бы и тех кто мог подумать о нём, пусть даже и в такой нелепой форме. В этом городе ощущался какой-то немыслимый покой и благополучие. На минуту я вдруг четко ощутил себя в будущем, когда такие города станут привычным местом жительства для большинства землян. Неужели, мы научимся жить в гармонии с природой? Неужели мы будем способны преодолеть собственные предрассудки и невежество? Вместе с этими мыслями, я вдруг ощутил в районе сердца какую-то теплую волну, которая быстро перерастала в любовь ко всему что меня окружает. Похожее ощущение я испытывал в далеком детстве, когда бежал по траве летним деньком на встречу к маме. В этот миг я был словно переполнен внутренним счастьем, и благодарностью окружающему миру, за то что он существует и существую я сам.

- С тобой все в порядке — услышал я голос из ниоткуда.
Словно очнувшись, я тут же вспомнил где нахожусь и рядом с кем.
- Да, я просто давно уже не видел такой красоты.
- Долг платежом красен — ответила она весело.
- Каким платежом? - спросил я не понимающе.
- Ну как же, ты мне вчера подарил похожие ощущения когда показывал звезды. Я решила отплатить тебе чем-то равноценным по силе впечатлений.
- Ну о чем ты говоришь, какие долги. Впрочем большое тебе спасибо. Мне как раз этого сегодня и не хватало.
- Тяжелый день?
- Не то чтобы тяжелый, просто и от разговоров иногда можно устать, а тут ещё все эти мысли. У меня такое ощущение что город медленно но верно, сводит меня с ума.
- О, не ты один такой. Это обычная психологическая ломка. Такое бывает у всех кто сюда приезжает. У меня было тоже самое и я долго не могла привыкнуть.
- Я как-то об этом не подумал.
- А ты в следующий раз, не стесняйся и спрашивай меня.
- Договорились. Ну что, ты не против легкого ужина?
- Но мне казалось ты уже ужинал, на встрече?
- Одними словами сыт не будешь — усмехнулся я.
- Хорошо, тогда предлагаю спуститься в местный ресторан. Он располагается тремя этажами ниже.
- А как он называется? Я просто хочу сделать заказ.
- Слушай, давай обойдемся без планшетов, ок? Удобства удобствами, но ведь в ресторан ходят не только для того чтобы поесть верно?
- Согласен. Сделаем заказ на месте.

Спустившись в зал ресторана, меня посетило чувство «дежавю». Помещение было идентичным тому, в котором мы ужинали вчера. Одинаковая мебель и интерьер. Одинаковое расположение столиков. Разве что изменился вид за окном. Видимо в такой однотипности имелся свой скрытый смысл, ратующий за пользу домашней кухни. Обычно мы приходим в ресторан в первую очередь для того чтобы отдохнуть и насладится новой атмосферой. Но здесь все было несколько иначе. Я не мог назвать это помещение столовой, но все его внутренне содержание говорило об обратном. Сюда обычно приходили есть, да и то исключительно по необходимости, чтобы ничто не отвлекало посетителей от пополнения запасов энергии и других важных для организма веществ. Совершенно не удивлюсь, если в обычный будний день, сюда приходят целыми стройными очередями как в армии, с ограниченным лимитом времени на питание. Если вчера мое внимание было занято Анной и новизной обстановки, то сегодня эти повторы невольно бросаются в глаза. Недолго думая я выбрал привычный пункт меню с  рекомендованным питанием и принялся внимательно разглядывать свою спутницу. Она была одета в то же самое что и вчера. Я вообще начал подозревать, что большинство жителей города, уже привыкло относится к одежде как к обычной необходимости, удобной в носке, но не выражающей никакую индивидуальность. На лицо борьба с любыми привычками, на которые обычный человек тратит лишние ресурсы и время. С точки зрения данного общества, лишнее время можно использовать более продуктивно. С точки зрения обычного человека, время и ресурсы для того и нужны, чтобы их на что-то тратить, иначе чем ещё можно оправдать свои усилия на работе? Получается что в обычном мире, мы только тем и занимаемся что тратим свою жизнь на то, что в данном обществе является излишним и нерациональным.

- Ты все время молчишь, что-то случилось? Как прошла твоя встреча с верующими?
- Довольно утомительно.
- Узнал что-то полезное?   
- И да и нет. Мне похоже вообще не следовало встречаться с ними.
- Почему? У вас произошел конфликт?
- Не то чтобы конфликт, просто я себя чувствовал себя довольно не комфортно.
- Никогда не поверю, чтобы кто-то из них повел себя  отношении к тебе агрессивно.
- В том то и дело что главным агрессором оказался я сам.
- Ты? - и она удивленно посмотрела на меня, словно я оказался её дальним родственником.
- Прошу тебя, не бросай на меня такой странный взгляд. Не произошло ничего такого. Только знаешь, я ощутил себя чужаком среди них. Они в целом очень интересные и мирные люди, и у каждого из них вполне понятные идеалы, которые должны вызывать уважение у любого из нас. А я вместо того чтобы как следует расспросить их о жизни в городе, стал задавать провоцирующие их вопросы, пытаясь таким образом узнать скрытую правду. Понимаешь я не верил в то что они говорят, не верил изначально. Да и до сих пор... - тут я замолчал.

- А мне ты веришь? Или...?
- Тебе? Конечно верю! О чем ты говоришь?
- Но почему? Чем я отличаюсь от них?
- Ну ты... - и вдруг я понял, что она поймала меня с поличным. Она действительно ничем не отличалась от моих недавних собеседников. Я верил её словам потому что она мне понравилась, и я даже не знаю в качестве кого, женщины, друга или потенциальной любовницы? Просто понравилась, и все её слова я тут же счел откровенными. А там я повел себя слишком цинично, как исследователь, интересующийся жизнью аборигенов. Они приняли меня как равного, и мало того, ничем не высказали свое возмущение когда я начал спорить с Борисом.
- Я даже не знаю Анна. Видимо я ещё не привык к этому месту. По идее мне должны нравится все, и ко всем я должен относится одинаково. Но я не могу себя вот так сразу перестроить.
- Я понимаю. И знаешь, может быть именно поэтому я обратила на тебя внимание вчера. Я тут уже не первый раз, и мне кажется сложным знакомство с кем-то даже просто так, ради дружбы.
- Почему?
- Сама не знаю. Любой к кому бы я не обратилась, готов тут же мне помочь. Но они тут в некотором роде стерильные что ли? Когда сознательно или бессознательно подавляешь в себе самые сильные чувства, которые часто приводят к ошибкам, то вместе с ними исчезают и другие, которые мы можем назвать положительными.

- А как ты это поняла?
- Во время вчерашней встречи. Понимаешь,  никто бы не затащил меня в чащу парка любоваться на звезды, вместо этого мне бы сказали — хочешь, поднимемся на крышу информационного центра, и посмотрим на звезды в телескоп?  Возможно на фоне всех этих новшеств, жители других городов могут казаться дикарями. Но они возможно более живые чем местные.
- А как к этому месту относятся твои подопечные? 
- Они в восторге от местных нравов. Да это и не удивительно, по сравнению с теми условиями в которых им приходилось жить, город и правда может показаться раем. Однако в моих коммунах, жизнь детей проходит несколько живее и ярче. Мне сложно объяснить это словами. Знаешь, тут полно интересных мест, куча положительных инноваций и много другого о чем тебе ещё предстоит узнать. Но меня иногда терзает такая скука.

- Такая же как навевает этот ресторан?
- Да, что-то в этом роде — и здесь она вновь улыбнулась. И свет этой улыбки словно озарил меня изнутри.
- Есть такая наука — Этология. Она объясняет поведение мужчин и женщин с точки зрения влияния животных инстинктов. Смысл такого поведения в том, что изначально инстинкты служили человеку в качестве пособников для размножения, поиска пропитания и защиты от врагов. В общем они стимулировали его к активной жизни, целью которой было выживание. Все это продолжалось довольно длительное время, сотни тысяч а возможно и миллионы лет. И передаваясь из поколения в поколение, они прочно закрепились в нашем сознании. И лишь несколько тысяч лет назад, когда человечество изменило свой образ жизни в сторону зарождающейся цивилизации, во многих из этих инстинктов отпала необходимость. А в последние две сотни лет мы только и делали что подстраивались под окружающие нас изменения,  и все эти новоприобретенные привычки ничто, по сравнению с влиянием тех привычек, которые сопровождали человека так долго. Таким образом получается что каждый из нас, вынужден чуть ли не с самого момента рождения противостоять собственной природе, подстраиваясь под условия окружающей среды. И ладно, если бы эта среда имла в некотором роде признаки стабильности бытия.  Совершенно другое происходит когда тебя из одной среды, кидают в другую. И мы ещё от себя ждем какой-то быстрой адаптации?
 
- Да, в этом смысле ты прав. Я как-то об этом не подумала. Хотя если говорить о русских, то за последние пятьдесят лет, мы пережили сразу несколько таких изменений.
- Ты имеешь в виду падение СССР, демократический курс и т.д.?
- Да, именно это. Говорят что находясь в стрессовой ситуации, человеческое сознание способно на генерацию необычных решений, отличающихся своей прогрессивностью. А мы буквально жили в таких условиях много лет, совершенно не понимая о том что нас ждет в завтрашнем дне, война или мир, голод или изобилие, разруха или прогресс? Поэтому нет ничего удивительно в том, что в нашей стране появились такие люди, которые не только готовы жить в условиях благополучия, но и поддерживать его своими усилиями.

- Ты права. Но удивительно не только наличие таких желающих, но и появление того, кто захотел эту подсознательную мечту общества реализовать. Причем довольно умело.
- Видимо мы с тобой до сих пор переживаем эту ломку, только на разных стадиях. Для меня например, многое кажется вполне разумным. Здесь и правда есть многое, о чем обычный человек может только мечтать.
- Все это похоже на какой-то странный сон, не правда ли? Мне все время кажется что пройдет ещё немного времени, и я проснусь. А вместе с этим исчезнешь и ты, и этот город. И главное...
- Что главное?
- Главное что мне уже не хочется просыпаться. 
- А кто сказал тебе что это сон?
- Никто, просто уж слишком все вокруг нереальное. Разум говорит что всего этого не должно быть. Возможно в будущем, где-то очень далеко, когда мы сможем наконец преодолеть в себе все прежние привычки и успешно заменить их на новые, способствующие нашему нравственному прогрессу.
- Тогда может мне необходимо тебя разбудить? - сказала она.
- Разбудить?
- Да. Как в сказке, помнишь такую? - и с этими словами она встала из-за стола и поцеловала меня. Это было так неожиданно, что я буквально оторопел.
- Извини, я наверно не должна была так поступать. Но мне нужно было тебя как-то встряхнуть.

- Тебе не за что извинятся. Наоборот, мне стало намного легче, хотя в сказке роли были несколько противоположные. Ведь это именно царевич целует спящую красавицу, разве не так?
- У тебя будет ещё шанс исправить положение — сказала она, и я было потянулся к ней в обратную, но она тут же добавила — но только потом, не сегодня...А сейчас я предлагаю сменить тему, если ты не против.
- Нет конечно.
- Вот и славно. Я хотела спросить насчет твоей основной работы.
- Конечно, спрашивай что угодно.
- Как я понимаю, сейчас ты работаешь над книгой о городе по заказу Пружинкина?
- Все верно.
- Ну а что ты пишешь для души?

- То есть как это для души?
- Ну то, что нравится именно тебе. Я понимаю, все эти заказы, сценарии для документальных фильмов, разнообразные поездки, все это твоя работа. Я сегодня заходила на твою страничку в сети и видела все опубликованные тобой книги. Но все они слишком специфичные, а как насчет творчества?
 
- А разве это не творчество?
- Я не об этом творчестве.
- А о каком тогда?
- О том что дарит читателю новые ощущения, вдохновляет его, будит его воображение.
- Ах вот ты о чем. Не знаю, никогда особо на этим не задумывался. У меня интересная работа, которая дарит мне немало впечатлений. Мне кажется это уже неплохо, для такого человека как я. 
- Но что мешает тебе стать великим писателем? — спросила меня Анна.
- Что значит великим? - переспросил я с любопытством.
- Таким, каким стал к примеру Достоевский. Ведь у тебя есть все возможности чтобы навсегда запечатлеть свое имя в истории Русской а может быть и мировой литературы. Есть талант, писательский опыт, хорошие связи и возможность публикации. Неужели, тебе не жаль своего времени которое вы тратишь на ту работу, которую за тебя мог бы сделать любой пятикурсник «филфака»?

- Вот ты о чем? Знаешь, сам термин «великий писатель», вызывает у меня улыбку. Только пожалуйста не обижайся на мои слова. Сейчас я постараюсь тебе объяснить свою точку зрения относительно моего личного видения данной ситуации. Да, Достоевский безусловно велик, и оспаривать его талант лично я не собираюсь, так как это тоже самое что пытаться остановить движение поезда на ходу. Вопрос несколько в другом. Само величие его таланта, в свою очередь определяется кругом тех людей, которые составляют такое мнение. А они в свою очередь делятся как минимум на две различных категории, тех кто просто знает о том как он велик благодаря авторитетным мнениям других, и тех кто действительно об этом знает, найдя время и силы не только на чтение большинства его книг, но и на понимание того о чем он писал. И потом, я очень люблю читать биографии таких личностей. Как сказал один мудрый человек «читайте биографии, они суть жизненной практики».

Поэтому если представить себе положение Достоевского, лишенного всех этих трудностей включая и вынужденную ссылку, и заменить его на мое, только в рамках его жизненного периода, очень может быть что никаких произведений у него и не получилось бы. А зачем ему писать, страдая и вырывая из своей собственно души по кусочку, которые затем вплетались в общую канву всех произведений, когда есть более легкая альтернатива? И потом, основная слава пришла к нему уже после смерти. Не то чтобы я стремился к славе, но все же именно она, позволяет привлечь к своим текстам наибольшее количество читателей, а значит у тебя есть шанс, для того чтобы одной только силою слова врачевать множественные душевные раны, не так ли? Но это все оправдано только в том случае, если твои тексты читают. А если нет? А если твои тексты известны по всему миру, но лишь маленький процент читателей в мире, их действительно читают? Вспомни свои школьные годы. Как ты относилась к тем произведениям, которые не только заставляли нас читать, но и потом, вели к соответствующим последствиям, если мы были против чтения? Какое тут уж целительное слово? Мне вообще кажется что система образования построена таким образом, чтобы навсегда отбить у детей любовь не только к чтению в том возрасте когда они способны понять многое из того что прочитали, но и отбить способность к самостоятельному творчеству. Экзюпери в «Цитадели» как-то написал «Я видел, как исчезают народы, которые перестают писать собственные стихи и книги, довольствуясь чтением чужих». И еще он там же написал «Разве дерево приносящее плоды каждый год, использует их для своих нужд?». Мне кажется о данном вопросе лучше и не скажешь.

Чтобы писать как Достоевский нужно прежде всего стать им самому, но даже если ты им станешь, то в этот самым момент, ты перестанешь быть самим собой. Мне кажется что своевременность, главная мудрость природы дарующей жизнь каждому живому существу. Мы не смогли бы ничего узнать о Достоевском или его таланте, если бы природа не подарила ему жизнь, и судьба не поставила бы его в те условия, благодаря которым его талант словно цветок распустился у всех на глазах. А главное достоинство цветов, как и большинства даров природы, заключается в их способности расти в самых неожиданных местах. Умение искусно жонглировать словами на публике, ещё не является искусством, так как оно служит другой цели — развлекать толпу. А разве Федор Михайлович стремился к этому?

И потом, если бы твои слова звучали для меня как вызов, и я убедил бы сам себя в том что этого непременно нужно будет достичь, чтобы тем самым искусственно возвысится, тогда мои слова звучали бы как жалкое оправдание. Однако, у всего в этом мире существует свое место. И чем дольше я нахожусь в этом городе, чем больше узнаю о его подробностях, тем больше понимаю, что внимательное отношение к деталям повествования, в дальнейшем определит интерес его будущих жителей. Возвращаясь к славе Достоевского, я хотел бы обратить твое внимание, на особенности человеческого характера. Не имея желания творить самостоятельно, многие предпочитают отщипнуть кусочек той или иной славы себе и этим удовлетворится. Так чего же тогда стоит вся эта толпа поклонников, если самой заветной мечтой большинства из них, является фото со знаменитостью на память? Вот их вершина мечтаний, и такого внимания я должен не только требовать к себе но и нуждаться в нём? Каждая ситуация хороша только для тех условий, для которых она предназначена. Но скрещивать глупость с истиной, и ожидать от этого хороших результатов, было бы довольно странно. Даже для того кто думает о себе как об умном человеке.

- Извини, мне наверно не стоило поднимать эту тему. Со стороны все кажется проще, чем на самом деле.
- Ты права. То чем занимаешься ты, тоже отчасти выглядит просто, особенно когда ты знаешь что коммуны уже построены, и в них уже вполне налажена жизнь детей.
- Конфликты между детьми тем не менее продолжают случаться. Особенно когда они проходят первый подготовительный этап. Опыт воспитателей, работающих в коммунах конечно огромный, но не каждый способен выдержать повторения всех изначальных этапов. Доброта это вообще огромный труд. Гораздо проще говорить о доброте чем пытаться использовать её по назначению. Есть такое выражение: «...все что нас не убивает, делает нас сильнее». Поэтому дети, приходящие к нам, будучи изначально мягкими и податливыми как глина, многократно обжигаясь на жизненном пути, становятся твердыми как камень, оставаясь при этом такими же мягкими и податливыми внутри. И достучаться до этой мягкости очень нелегко. Они привыкли встречать трудности лицом к лицу, и по-началу им довольно не просто, привыкнуть к совершенно противоположной обстановке. Требуется много терпения, и очень осторожный подход в плане требований. Стоит чуть сильнее надавить, и появится трещина, что только сильнее озлобит ребенка. И потом, не стоит забывать какие обстоятельства заставляют детей попадать в детские дома или на улицу. Все эти неблагополучные семьи, это всего лишь поверхностный тип проблем. Большинство же проблем кроется в соответствующей генетике. Конечно при желании из ребенка можно вылепить все что угодно, но это в том случае, если он находится в податливом для этого возрасте. Что-то мы совсем уже загрустили.

- Я и сам об этом подумал. Удивительно, находясь в таком городе мы умудряемся говорить на невеселые темы.
- Возможно это просто из-за усталости. Мы привыкли жаловаться на постоянную нехватку времени, а ведь на самом деле, её наличие позволяет нам больше отдыхать.
- Как это?
- Мы просто откладываем свои дела на потом, вот и все. А это «потом» может длится очень долго. Но когда сроки начинают поджимать, мы собираем всю свою волю в кулак и начинаем наверстывать упущенное, чтобы потом ощутить гораздо большую сладость отдыха. А здесь у тебя очень много времени. Дорога до работы и обратно занимает совсем мало. Ты не тратишь его на разные пустяки, на привычки. Тут даже рабочий день не нормированный, и в любой момент ты можешь сделать перерыв или взять отпуск. Звучит как сказка не правда ли?
- Да уж. Действительно сказка. А сказки имеют свойство заканчиваться. Кстати у тебя нет знакомых в местных школах? Я хотел бы побольше узнать о системе местного образования. Все таки во многом, образование определяет будущий курс жизни нового поколения. Очень любопытно, насколько данная система отличается от обычной.
- Ты ещё спрашиваешь, конечно есть. Я могу познакомить тебя с директором «Южной школы». Если хочешь, могу набрать его прямо сейчас?
- А будет ли удобно? Все таки время позднее.
- Не волнуйся, если будет неудобно, он просто отклонит звонок. Ведь его никто не обязывает отвечать на него.

Она набрала номер, и услышав ответ, повела неспешный разговор. Судя по всему, её знакомый работал директором школы, и был вовсе не против встречи со мной. Мало того, он проявил к ней особый интерес. Встреча была назначена на двенадцать часов дня. Пока она общалась, я внимательно рассматривал её лицо, мимику, жесты, как рассматривают картину в галерее, пытаясь найти в ней что-то новое. Для меня женщины всегда были образцом природной красоты. Я откровенно не понимал, как можно восхищаться женскими скульптурами, запечатленными в мраморе. Ведь суть истинной красоты в её мимолетности, а следовательно наслаждаться ей необходимо пока есть такая возможность. Уже сам факт непостоянности, делает женскую красоту более ценной, как и все остальное в природе. Каждая женщина неповторима, каждая является удивительным и при чудным сочетанием генов, которым повезло сохранить свое наследие из глубины веков. Они словно цветы, которые распускаются лишь в определенном возрасте. Многих женщин красит молодость, но очень не многих зрелость. И последние обладают удивительной редкой способностью, притягивать к себе взгляды мужчин всех возрастов. Очень может быть что Анна принадлежала как раз к этому типу женщин.

- Вот видишь. Все получилось. Антон будет ждать тебя к двенадцати в своем кабинете. Надеюсь что после посещения школы у тебя будет более бодрое настроение.
- Извини, я сегодня и правда очень скучен.
- Ничего это бывает с любым. Скука в данном месте не более чем «морская болезнь». От непривычки тебя начинает укачивать вот и все. Тебе нужно просто немного развеется. Если хочешь, мы можем завтра отправиться на велопрогулку.
- А это интересная мысль.
- Тогда, как только будешь свободен звони. Сам велосипед можешь заказать в меню спортивного инвентаря.

Поужинав, мы спустились на основную площадь и неспешно прошлись до здания гостиницы. Получив «дежурный поцелуй» в щеку, я отправился в свой номер. Открыв меню планшета, я зашел на раздел медицинских услуг, и записался на прием к стоматологу в свободное окно. Решив что два часа будет вполне достаточно, чтобы решить все вопросы с дантистом, я поставил галочку на десять утра. Также я заказал себе спортивный велосипед, который автоматически был подобран под мои параметры. Его должны были доставить утром прямо к зданию гостиницы. На четыре часа дня, у меня на выбор были либо массажные процедуры, либо посещение бассейна. Я выбрал бассейн и на этом мой распорядок дня на завтра был закончен.


Рецензии