Да будет восходить молитва к Богу
Поскольку Богу угодно, чтобы в человеке не было зла, Бог вложил в души законы различения добра и зла.
«Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Чтобы помочь людям уклониться от зла и творить добро, повелела Пресвятая Богородица князю Андрею Юрьевичу в своём Откровении: «На месте сём воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам».
Слово «инок» происходит от «ин», древнеславянского – «один». По трактовке Николая Черногорца, «понеже беседует к Богу день и нощь».
Владимир Иванович Даль трактует: «Инок – монах, чернец, черноризец».
Не без воли Бога тайной Андрей Боголюбский стал ревностным покровителем монашества. Известна Истина Православия:
«Если будут молитвенники в Православной Церкви, если будут подвижники правды и благочестия – удерживающая сила, то будет восходить молитва к Богу, и Господь поставит и добрых правителей, и изобилие плодов земных, и времена мирные – будут сохраняемы и церковь, и весь мир».
Мы видим прямое указание Пресвятой Богородицы о распространении иночества, то есть монашества, в Святой Руси – Её Пресвятом Доме.
В «Букваре…» говорится: «И внушила ему Божия Матерь строить монастыри, храмы и города, как основу крепости, мощи, единства Руси». Андрей Боголюбский не только построил Спасский и Вознесенский монастыри во Владимире, а также и 30 храмов, он стал волею Божию покровителем монашества, ревностным подвижником Православия.
О себе он писал: «Я Белую Русь городами и сёлами застроил и многолюдною сделал». Заботами Андрея Боголюбского христианство быстро распространялось и крепло на севере и, сочетаясь с твёрдым, несгибаемым духом Русского народа, дарованным ему Самим Богом, становилось народной Государственной религией, превращаясь в единственную на Земле праведную, Православную веру. «Создать единую народность и могучую Русь и сплотить воедино разноплемённое население и пришельцев могла только Православная вера, Православная церковь».
Чтобы понять и оценить важность и своевременность деяний Андрея Боголюбского по распространению и развитию обителей на Русской Земле, как форпостов Православия, нужно, хотя бы кратко, обозреть эту самую летопись возникновения и утверждения монашества, возникшего, безусловно, не без воли Бога тайной, а если сказать точнее, по прямому Промыслу Божьему.
Монашество берёт своё начало в III веке, а в IV-м получает своё существенное развитие. Почему?
В «Полном Православном Богословском энциклопедическом словаре» находим такой ответ: «Ослабление строгости христианской жизни со вступлением в церковь таких иноверцев, которые и в христианстве заботились только о мирских интересах, побуждало ревнителей благочестия уходить из городов и селений в пустыни, чтобы там, вдали от мирских волнений, проводить жизнь самоотречения, молитве и размышлении о Боге».
Основателем монашества считается Антоний Великий. Он родился в 251 году в Египте в богатой семье. Получил от родителей истинно христианское воспитание. Когда родители умерли, он, в свои 18 лет, стал наследником значительного состояния. Но душа его не лежала к богатству, и однажды в храме во время проповеди он услышал евангельские слова, сразу вошедшие в его праведную душу:
«…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё, раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах; и приходи и следуй за Мною».
Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божье».
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так, кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Тогда Пётр, отвечая, сказал Ему: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле Славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах.
И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца или мать, или жену, или детей, или землю, ради Имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную;
Многие же будут «первые последними, и последние первыми» (Мф. 19, 21 – 30).
Всё, что он услышал в храме, было сказано словно бы о нём, и благочестивый юноша воспринял проповедь, как глас Божий. Он продал всё своё имущество, а деньги раздал бедным. Сам же удалился к старцу-отшельнику, но вскоре, оставив и старца, поселился сначала в пустой гробовой пещере, затем в развалинах старой крепости на берегу Нила, где в округе на много вёрст не было ни души.
За долгую и праведную подвижническую жизнь Антоний был удостоен Господом дара чудотворения и прозрения. И тогда потянулись к нему люди – и богатые, и бедные. Были и те, кто приходит с ним поспорить по вопросам веры, но Антоний, «глубоко изучивший человеческую природу и уединёнными размышлениями достигший полного христианского ведения, своими простыми и безыскусственными рассуждениями всегда одерживал над ними верх».
Святитель Игнатий Брянчанинов писал о монашестве: «Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы. Он – главный и первый между подвигом иноческим. Возлюбив подвиг молитвы, возлюби уединение в вещественной келии. Затворяй двери для себя и для других».
Святитель Игнатий Брянчанинов точно выразил суть подвига монашеского: «Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть то же мученичество в сущности своей».
«Подвиг всякого инока – сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжён с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося на падении принадлежностью каждого человека».
«Духовным благом, объемлющим и совмещающим в себе прочие блага, называют монашество».
«В Церкви Божией должно сохранять всевозможные благоговения и порядок, как для славы Божией, так для собственной душевной пользы и для душевной пользы предстоящего народа, который благоговением иноков назидается».
«Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям»
«Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою повреждённую волю, соединить её с волею Божией»
«Для преуспевших и призванных на то Богом иноков невещественная милостыня заключается в преподавании ближним слова Божия».
«Источником непоколебимости и силы да будет вера в Бога».
Первоначальником Русского монашества «Господь благоволил явить церкви своей святильника и мужа, преподобного и богоносного отца нашего Антония (Житие).
Мирское имя его точно не известно.
Известно лишь, что происходил он из города Любича, что на Черниговщине. Оттуда он, повинуясь гласу Божьему в душе, отправился на святую гору Афонскую.
«Обходя её монастыри, – говорится в «Житии…», – он удивлялся жизни в них святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, подражая в подвигах бесплотным ангелам».
Святая гора Афон представляет собою узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море).
Афон известен как центр иноческой жизни для греческого Востока. Для Русской церкви Афон имел всегда большое значение не только потому, что здесь постригся отец Русского монашества, но и потому что в библиотеках Афона получали наиболее глубокое по тому времени образование Русские иноки, такие даже, как преподобный Нил Сорский.
С именем Антония игумен одного из монастырей постриг любеческого юношу (по преданию Антипа), чтобы он, подобно святому Антонию – «отцу» восточного монашества – сделался «отцом» Русского монашества.
Преподобный Антоний пробыл на Афоне до тех пор, пока игумен не сказал ему: «Антоний! Иди обратно в Русскую землю, пусть и там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской; да будет с тобою благословение Святой горы».
На Владимиро-Суздальской земле дело преподобного Антония продолжили преподобный Никита Столпник, Переяславский чудотворец, преподобный Симон, епископ Владимирский и Суздальский, преподобная Евфросиния Суздальская и другие святые подвижники.
Трудно переоценить то великое значение, ту великую роль, которую сыграли монастыри в становлении Русской Державы. Они стали нравственными лечебницами для погрязших в усобицах и братоубийственных война Русских людей, в них ковалась победа над ордынским игом и над другими недругами. Покровительство монашеству, как и многие другие Державные свершения Андрея Боголюбского, не на шутку встревожили врагов Русской Земли
Свидетельство о публикации №215060700808