Принципат Адриана

 АДРИАН, Элий. Римский император в 117 - 138 гг.  Родоначальник династии Антонинов. Род. 24 янв. 76 г. + 10 июля 138 г.

       Род Адриана был связан в более отдаленные времена с  Пиценом, а в более близкие - с Испанией. Сам он в книге о своей жизни упоминал о том, что его предки, происходившие из Адрии, поселились во времена Сципионов в испанском городе Италике. Отцом Адриана был Элий Адриан, по прозвищу Африканец, двоюродный брат императора Траяна. Лишившись отца на десятом году жизни, Адриан поступил под опеку своего двоюродного дяди - Ульпия Траяна. В детстве он так усиленно изучал греческую литературу и имел к ней такое пристрастие, что некоторые называли его «гречонком».

           В 91 г. Адриан вернулся в родной город и сейчас же поступил на военную службу. Увезенный из Италика императором Траяном, который относился к нему как с сыну, он стал вскоре децемвиром для решений судебных дел, а затем сделался трибуном Второго легиона. После этого, уже в последние годы правления Домициана, он был переведен в Нижнюю Мезию.
Когда Траян в 97 г. был усыновлен Нервой, Адриан, посланный для принесения поздравлений от имени войска, был переведен в Верхнюю Германию. Отсюда в начале 98 г. он поспешил к Траяну,  чтобы первым возвестить ему о кончине Нервы. Сервиан, муже его сестры (который возбудил против него неудовольствие Траяна сообщениями о его тратах и долгах), долго задерживал его и умышленно сломал его повозку, желая его опоздания. Однако Адриан совершил оставшийся путь пешком и все-таки опередил ординарца, посланного самим Сервианом. Благодаря этому, а также при содействии близкого друга императора Суры, Адриан в полной мере заслужил дружбу Траяна и получил в жены его племянницу.

           В 101 г. Адриан занимал должность квестора. Оглашая в это время в сенате обращение императора, он вызвал смех своим неправильным выговором. Тогда он принялся за изучение латинского языка и дошел до высшего совершенства и красноречия. После квестуры он ведал хранением сенатских протоколов и, став близким Траяну человеком, сопровождал его во время дакийской войны (http://www.proza.ru/2015/06/06/1846); в это время, по его словам, он пристрастился к вину, приспособившись к нравам Траяна, и за это был богато вознагражден им. В 105 г. Адриан был назначен народным трибуном. Во время второго похода на даков в 106 г. Траян поставил его во главе Первого легиона Минервы и взял его с собой, тогда он и прославился многими блестящими подвигами. Поэтому, получив в подарок от императора алмазный перстень (который сам Траян получил от Нервы) Адриан окрылился надеждой, что будет наследником. Он был сделан претором в 107 г., когда получил от Траяна на устройство игр два миллиона сестерциев. Затем он был отправлен в качестве легата в Нижнюю Паннонию; там он укротил сарматов, поддержал военную дисциплину, обуздал прокураторов, сильно превысивших свою власть. За это он в 108 г. был сделан консулом. Находясь в этой должности, он узнал от Суры, что будет усыновлен Траяном; с тех пор друзья Траяна перестали презирать его и выказывать пренебрежение. После смерти Суры он стал еще ближе к Траяну, главным образом благодаря речам, которые он составлял вместо императора.  Он пользовался и расположением его жены Плотины, стараниями которой Адриан во время парфянского похода был назначен легатом и консулом на 118 г.  Распространенная молва утверждала, что он подкупил вольноотпущенников Траяна и часто вступал с ними в связь, благодаря чему стал своим человеком при дворе. В 117 г. Адриан, будучи в то время легатом Сирии, получил письмо о своем усыновлении,  а сразу вслед за тем известие о кончине Траяна. Было распространено мнение, что Траян хотел оставить своим преемником Нератия Приска, а не Адриана. Имеется также сообщение о том, что Адриан был признан усыновленным уже после смерти Траяна  интригами Плотины, причем вместо Траяна слабым голосом говорило подставное лицо.

           Достигнув власти, Адриан объявил, что он будет действовать согласно заветам первого Августа, который завещал своим преемникам не стремиться к расширению империи, а лишь охранять уже завоеванное. Все свои усилия он направил к тому, чтобы установить мир по всему кругу земель. Помимо  войны с парфянами и армянами, необходимо было отражать нападение мавров и сарматов, бунтовали британцы, был охвачен мятежами Египет, наконец - проявили непокорный дух Ливия и Палестина. Поэтому все земли за Евфратом и Тигром, завоеванные Траяном, Адриан тотчас покинул и провозгласил их свободными. Беспорядки же в Иудее  и Мавритании он распорядился подавить вооруженной рукой.  Вслед затем он выехал из Антиохии, чтобы встретить останки Траяна и прибыл с ними в Рим.

            В письме к сенаторам он просил извинения за то, что не дал сенату высказать суждение по поводу перехода к нему императорской власти, - потому что спешно был провозглашен воинами, так как государство не могло оставаться без императора. Поднесенное ему сенатом имя отца отечества Адриан отложил на более поздние времена. Похоронив Траяна, он отправился в Мезию против сарматов и роксоланов (http://www.proza.ru/2015/05/20/1827) и успешно заключил с ними мир. Возвратившись в Рим, он обратился к текущим делам, в частности занялся устройством казенной почты, нужда в которой давно назрела.  Он простил недоимки и частным должникам и провинциям, долговые расписки велел сжечь на форуме. Пособия, введенные Нервой на воспитание детей бедняков, он удвоил, многим сенаторам выдал крупные денежные суммы и вообще поднял значение и престиж сенаторского звания на огромную высоту. В Риме он часто присутствовал при исполнении преторами и консулами их служебных обязанностей, принимал участие в пирах друзей, посещал больных по два и по три раза в день, в том числе некоторых всадников и вольноотпущенников, утешал их, поддерживал своими советами, всегда приглашал на свои пиры. В сущности, он во всем поступал как частный человек. Своей теще он оказывал исключительный почет.   

           Отправившись после этого в Галлию, он облегчил положение всех общин, даровав им разные льготы. Оттуда он перешел в Германию и сделал смотр легионам. При посещении лагерей, он питался на глазах у всех обычной солдатской пищей.  Подобно Августу, которому он старался во всем подражать, Адриан с большой тщательностью вникал в армейские дела. Он точно определил служебные обязанности и расходы, строго спрашивал с провинившихся и щедро награждал достойных. Таким образом ему удалось восстановить воинскую дисциплину, пошатнувшуюся при прежних принцепсах. В своих поездках он носил самую простую одежду, встречался и общался с людьми самыми незнатными и держал себя с ними просто без всякой кичливости. Затем он поехал в Британию, где провел много полезных улучшений, в том числе распорядился построить стену на протяжении восьмидесяти миль, чтобы она отделяла владения римлян от варваров.  На обратном пути он заехал в свою родную Испанию и провел здесь зиму. В Тарраконе его едва не убил какой-то сумасшедший раб, бросившийся на него с мечом. Адриан сумел его обезоружить и передал подбежавшим слугам. Потом он по очереди посетил и многие другие провинции. Пожалуй, ни один император не объехал столько земель с такой быстротой. Вторая поездка его была в Ахайю и Сицилию, третья - в Африку. Потом он поехал в Азию, в Каппадокии встретился с парфянским царем Орозом, вернул ему дочь, захваченную в плен Траяном и вообще постарался заручиться его дружбой. Повсюду он разбирал жалобы на прокураторов и наместников и сурово карал их, если обвинения оказывались справедливы. По пути в Египет он посетил Аравию, а затем совершил плаванье вверх по Нилу.

          В жизни Адриан бывал всяким: и строгим и веселым, и приветливым и грозным, и необузданным и осмотрительным, и скупым и щедрым, и простодушным и притворщиком, и жестоким и милостивым. С женой он не ладил и поэтому имел много связей на стороне с замужними женщинами и юношами. Из последних более всего он любил Антиноя, и когда тот погиб  во время путешествия по Египту, император оплакал его словно женщина. К друзьям он был очень щедр, но со многими  из них впоследствии рассорился, так как охотно слушал наговоры. Некоторых он даже разорил или довел до самоубийства. В науках, в поэзии, литературе он был очень сведущ, прекрасно рисовал, играл на цитре и пел. После осталось множество стихов о предметах его страсти. Но столь же прекрасно владел он и оружием, причем самым разным. К холоду и жаре он был привычен настолько, что никогда не покрывал головы. Он отличался огромными ораторскими способностями и необыкновенной памятью. Многих людей он называл по именам без помощи номенклаторов, хотя слышал их имена только раз, а книги, раз им прочитанные, затем свободно цитировал по памяти. Некоторые даже сообщают, что он мог одновременно  писать, диктовать и разговаривать с друзьями. Всю государственную отчетность он знал досконально.   В его правление  бывали голод, эпидемии, землетрясения; во всех этих несчастьях он проявлял заботливость и многим городам, опустошенным этими бедствиями, он пришел на помощь.

           Под конец жизни Адриан стал страдать от болезней и тогда задумался о своем преемнике. Между тем характер его под влиянием немочей стал гораздо хуже. Многих своих друзей, которых прежде очень отличал, а теперь заподозрил в претензиях на власть, он подверг опале, либо умертвил. Наконец в 136 г.  он усыновил Элия Вера, но тот умер два года спустя. Тогда, незадолго до смерти, он объявил сыном Аррия Антонина, который и наследовал ему. (Спартиан: “Адриан”; 1-7,9-10-15,17,20-21,23-24).

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239


Рецензии
Что ж, видимо римские императоры поняли наконец - будешь бесчинствовать, тебя либо зарежут, либо отравят. Адриан вами нарисован в выгодном свете по сравнению со многими предшественниками.

Оксана Куправа   17.07.2016 09:28     Заявить о нарушении
Это Спартиан его расхваливал. А других подробных свидетельств не осталось.

Константин Рыжов   17.07.2016 06:22   Заявить о нарушении
Тогда возможно они просто научились приручать историков. Это первые по демократической республиканской привычке писали все, что видели.

Оксана Куправа   17.07.2016 09:29   Заявить о нарушении