Поэт - великий Паруйр Севак

    Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени
    и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
                \Бэкон Френсис\

  В нашей семье к книге всегда было особое отношение. Тогда ещё не было  таких богатых книжных магазинов: книги - и даже учебники - покупали из - под полы, привозили из Москвы и Ленинграда. Получить в подарок книгу было счастьем.Чтобы стать владельцем сочинений русских и западноевропейских классиков, надо было у магазина подписных изданий внести свою фамилию в список, ходить на перекличку и волноваться. Дело в том, что тиражи произведений были не так велики, чтобы обеспечить всех желающих.

   И было так лет 25. Мой муж из командировок всегда привозил книги. Наши соседи беззлобно шутили: - "Люди привозят из Москвы одежду, обувь, даже майонез и конфеты, а Гарри привозит два чемодана книг."

   Зато у нас прекрасная библиотека, которая всегда радовала не только нас, но и друзей наших детей и всех наших знакомых.

   Нередко, уже в 90-е годы, в некоторых домах с евроремонтом, шикарной мебелью, коврами, картинами, изысканной посудой, я чувствовала какой - то  дискомфорт, не понимая причины. Но очень скоро становилось ясно: в доме нет книг.

   Бывала и другая крайность: в одной из комнат - библиотека. Стены, от пола до потолка заняты книжными стеллажами. Прекрасные собрания сочинений, отдельные, в подарочном оформлении, сочинения современников - модных авторов детективной литературы. Но хозяева владеют всем этим богатством, как евнухи: с гордостью смотрят, любуются, докупают, но не прикасаются даже.

   Книга для моего народа во все времена была святыней. Книгу читали, хранили, оберегали, как детей, от уничтожения. Многие прятали под одеждой книгу даже  на тяжёлых дорогах вынужденного скитания по миру.

   Малочисленные народы особенно чутки к книге, к тому, чтобы поведать миру свою историю, познакомить со своей культурой. Придёт ли в голову англичанину кому - то доказывать величие Шекспира, французу  - рассказывать о Великой французской  революции или о Викторе Гюго? Достоевский, Толстой, Чехов, Тургенев  давно покорили сердца читателей всех стран. А мы всё ещё не так хорошо знакомы миру, как хотелось бы.

   В Нью - Йорке есть сеть книжных магазинов - "Barns and Noblеs" - царство литературы на многих языках мира. В Хельсинки находится универсальный книжный магазин, который, как считают финны, самый крупный в  Европе. Но не  в американском городе "большого яблока", ни  у финнов среди множества разноязычных книг  нет ни одной, имеющей хоть какое - то отношение к многовековой армянской литературе.

   А посмотрите, как писал об армянской культуре Валерий Брюсов:
 - Средневековая армянская лирика есть одна из замечательнейших побед человеческого духа, какие только знает летопись всего мира.
   
   Всё это пришло на ум, когда (в который раз!) взяла в руки "Несмолкающую колокольню" великого, гениального нашего поэта - самородка Паруйра Севака, жизнь которого нелепо оборвалась 17 июня 1971 года в автокатастрофе. ПОЭТУ был 47 лет.
   Уроженец армянского села Чанахчи, юноша окончил филологический факультет Ереванского Государственного университета. Севак - уникальное явление не только в армянской литературе - перевёл на армянский Пушкина, Лермонтова, Есенина.

   На дороге, ведущей из Еревана в Аштарак,  в месте катастрофы  - каменная глыба, на которой высечено:
               ДА  БУДЕТ  СВЕТ, НО  НАСТАЛА  ТЬМА

   День этой катастрофы потряс всю Армению подобно замлетрясению. В Армении поэтов знают, читают и почитают.

   Каждый год, с самого утра 17 июня,  по этой дороге едут люди, многочисленные гости, чтобы навестить ПОЭТА. Они не плачут, а молча, благоговейно слушают песни, звон колоколов, которые наполняют воздух...

   Севак - ПОЭТ и ЧЕЛОВЕК -  из тех, кого помнят каждую минуту, всегда, и нет силы, которая  смягчила бы боль утраты, невероятную трагичность её.

   Через 10 дней, дорога, ведущая к дому ПОЭТА оживёт -  сотни и сотни машин привезут к дому ПОЭТА тех, для кого он  всегда живой.

   Вспомним и мы  этого великого ГРАЖДАНИНА И ПОЭТА -  ПАРУЙРА СЕВАКА и одно из его многочисленных творений:

          Слушай меня.
          Могут подумать:
          "С ума сошёл",
          А я отвечу:
          "Да, я сошёл с ума,
          Отчего бы не сойти!"
          Разве не сходя с ума, любят или ненавидят?
          А дрова при горении с ума не сходят?
          Без сумасшествия - не одержать победы.
          Без сумасшествия - не родить ребёнка.
          Пока не сойдёт с ума - вода не закипит,
          Семена пока изрядно  не сойдут  с ума -
          В урожай не превратятся.
          Лапы пока по - настоящему с ума не сойдут -
          В руки не превратятся.
          Слова тоже пока по - настоящему с ума не сойдут -
          В песню не превратятся...

          Ах, пусть я был бы вечно с ума сошедшим...


Рецензии
Вмои школьные годы в нашей местечковой библиотеке были все книги русских,советских и зарубежных классиков.Я помню те полки с огромными буквами
по алфавиту.И помню счастье,какое я испытывал по ночам,читая эти книги.
Читать в интернете - не люблю. Книгу держишь в руках,как ребенка.У обоих ВСЁ впереди.
Здравствуйте,Магда!


Ромуальд Наумчик   26.06.2020 20:32     Заявить о нарушении
Здравствуйте, я Вам рада! И как Вы правы! Я тоже не люблю читать с экрана или с планшета. Я всю жизнь читаю с карандашом в руках: наши книги испещрены галочками, восклицательными и вопросительными знаками, волнистыми и прямыми линиями, так понятными мне. И, возвращаясь порой к прочитанному, я уже читаю те места, которые когда - то тронули. У меня несколько очень любимых книг, которые периодически снова и снова оказываются в руках. Одна из них -"Конец сказки" Джека Лондона. В ней ТАКАЯ любовь, от которой невероятно сильная женщина готова даже отказаться во имя жизни любимого мужчины. Всех Вам благ!

Магда Кешишева   26.06.2020 21:27   Заявить о нарушении
Вы, Магда,вспоминаете у Джека Лондона про огромную любовь,как божий дар,а я помню про «яичницу»,простите за каламбур.Сейчас поясню. Не помню рассказ , но суть – на всю жизнь.
На прииске севера человек купил замороженные яйца,которые,оттаяв,оказались тухлыми. Он пришел к продавцу и :
-Простите,но ваши яйца испорчены,а нет ли у вас свежих?
Я , мальчишка лет 12-ти, был поражен вежливостью покупателя в этой ситуации.
И сегодня, когда соседи снизу пришли ко мне с жалобой, что у меня ванной комнате гудит вентилятор по ночам, я им ответил:
Простите! Но по ночам кто то курит в санузлах (я то знаю,что они же) и дым проникает во все мои комнаты. Но я постараюсь сократить период вентиляции. Мне очень жаль,что я доставил вам неудобства.
Они очень хорошие люди.
Магда! И это только маленький пример из того,что дает человеку К Н И Г А .

Ромуальд Наумчик   27.06.2020 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.