Волшебные яблоки

Григорий Иосифович Тер-Азарян

Сказка посвящается моему нежному другу Элиане Долинной (Надежде В.)

Никто не знал, почему её за спиной ласково называли Старушкой, хотя она была молода и очень красива. Улыбка постоянно играла на её губах, и это была необычная улыбка. В ней таилось что-то волшебное и притягивающее. Ни у кого не было сомнений, что Старушка и на самом деле была доброй волшебницей. А почему именно доброй? Да потому, что злые колдуньи не могут так по-доброму и ласково улыбаться, да к тому же быть такими красивыми.
Когда волшебница шла по улице, казалось, что даже листья на деревьях, как-то по-особенному шелестят: очень тихо и нежно. А птички, радостно перекликаясь, перелетали с дерева на дерево и повсюду сопровождали Старушку.
Вот и сегодня, в это ясное солнечное утро, волшебница, как обычно, шла куда-то по своим делам. Было заметно, что она очень торопится. Дойдя до конца улицы, Старушка внимательно оглянулась по сторонам. Никого не было видно, и только птицы, сидя на деревьях, наблюдали за ней. они явно чего-то ждали.
- Кажется, никого нет, - как бы про себя, проговорила Старушка.
Она взмахнула рукой, и превратилась в голубку, которая, взлетев, направилась в сторону яблоневого сада, окружающего весь город. Кто ухаживал за этими деревьями, никто не знал. Но каждую осень весь город заполнялся чудесными, ароматными яблоками, и никто не требовал платы за них.
Не прошло и несколько минут, как голубка долетела до сада. Была весна, и все яблони стояли в пышном цвету. Усевшись на ветку одного из деревьев, птица оглядывалась по сторонам.
- Ну, как вы, мои хорошие? – шёпотом спросила она у яблонь. Вижу, что сегодня вы стали ещё краше, ещё наряднее. Вон, сколько новых цветов распустилось за ночь. И, как много в этом году пчёл! Кажется, будто это сам воздух жужжит.
А яблони, слушая голубку, склонили ветви и приветливо зашелестели листвой. Они очень любили волшебницу и всегда были рады её видеть. В это время налетел лёгкий ветерок, заиграл с ветвями и в саду от лепестков цветов, будто началась снежная метель.
- Ты будь немного осторожнее, - обратилась к ветерку голубка. – Сейчас яблоням необходимо цвести, так что обращайся ласково с цветами.
Услышав это, ветерок стал совсем слабым, а вскоре и вовсе спрятался среди ветвей. Лишь лёгкое подрагивание концов веточек показывало, что он ещё здесь.
- А теперь мне тоже надо заняться своими делами, - проворковала голубка. - Надо успеть ещё много, чего сделать.
Птица полетела дальше и, добравшись до конца сада, приземлилась на сочную траву. Здесь, среди зелени, прятались тысячи фиалок и незабудок. Увидев голубку, цветы заулыбались, а последние капельки утренней росы заискрились и засверкали на их лепестках. Было видно, что все тут хорошо знают добрую волшебницу и очень рады её прилёту. Голубка опять взмахнула крыльями, как-то по-особенному заворковала, и вместо птицы, появилась яблоня, вся усыпанная яблоками. Ах, какими красивыми и сочными были эти плоды! Жёлто-красные, они казались совсем прозрачными. Сразу можно было понять, что это не простые, а волшебные яблоки. И под их тяжестью ветви дерева склонились почти до земли и коснулись вершинок травы.
- Ну, кажется, всё в порядке, - прошелестели листья яблони.
Вскоре к дереву подошёл старичок. Он был очень маленького роста с длинной седой бородой, а в его глазах искрились и играли ласковые огоньки. На его голове была красивая, остроконечная шапочка, из-за чего незнакомец походил на большого гнома.
- Ты уже здесь, Старушка, - погладив ствол и ветви, улыбнулся старичок. - Сегодня ты ещё красивее, чем обычно, а яблоки на тебе такие большие и сочные, что сами просятся в рот.
Как бы ему в ответ, солнечные зайчики побежали по яблокам.
- Я тоже очень рада тебя видеть, мой добрый Садовник, - прошелестела яблоня. - Что у нас нового?
- Лучше и не спрашивай, - вздохнул Садовник. - Если бы не ты, что бы я делал... Ведь твои волшебные яблоки уже совершили столько чудес. Скольких больных они вылечили, а ведь люди даже и не знают, что всё это – лишь благодаря тебе. Ты не разрешаешь мне ничего рассказывать жителям города. Кто в прошлом году приказала урагану стороной обойти город и сад, чтобы никто не пострадал от его ударов?
- А зачем им это знать? - продолжала шелестеть яблоня. - Главное, что все здоровы, а благодарностей мне не надо. Вполне достаточно радостных улыбок и добрых слов. Вот только скажи мне, Садовник, откуда люди знают, что ты ласково называешь меня Старушкой, и что я – волшебница. Ведь наши разговоры слышим только мы.
- Ты ошибаешься, - улыбнулся Садовник. - Наши беседы понятны и деревьям, и цветам, и птицам. Видимо, они говорили между собой про тебя, какая ты добрая, а кто-то услышал их разговор.
- Но кто может понять, о чём говорят птицы или цветы? – Удивилась яблоня. - Мне казалось, что люди давно разучились понимать их язык.
- Ты неправа, Старушка, погладил листики Садовник. – Поверь, что есть люди, которые душой понимают, о чём шепчутся цветы. Правда, их очень мало, но они есть. Вот, видимо, кто-то из них и подслушал разговоры про тебя, про твои волшебные яблоки, и рассказал другим. Как бы мир ни менялся, всегда будут люди, у которых душа настолько светла и чиста, что для них понятны и язык природы, и тайны доброго волшебства. Но мне надо спешить.
- А я ещё погреюсь под весенним солнышком, - продолжила яблоня. - Оно так приятно согревает мои яблоки.
– Однако мне пора идти, - вздохнул Садовник. – И, если появится злая волшебница, как это уже было однажды, когда ты осталась одна, я не смогу тебя защитить от неё. Знай, что тебе нельзя долго оставаться яблоней. Помнишь, как прошлый раз колдунья пришла, забрала все твои яблоки, и сколько бед они принесли людям! Она заколдовала яблоки, и они, потеряв свою волшебную силу доброты, стали ядовитыми, неся с собой одни лишь беды тем, кто их отведал. Мне сегодня надо три яблока. Вот я сорву эти самые большие и прозрачные. Сразу видно, что они помогут людям. Ты только наклони ветви, чтобы я смог до них дотянуться.
В ответ яблоня ласково зашелестела, и её ветви коснулись земли. Садовник осторожно сорвал три яблока и аккуратно положил их в маленькую, плетёную корзину.
- Мне теперь надо спешить, - заволновался Садовник. - Солнце уже так высоко поднялось, а яблоки нужно успеть донести до того, как оно достигнет зенита.
Яблоня встряхнула ветвями и превратилась опять в голубку, полетев в сторону города. На окраине она присела на землю и вновь превратилась в женщину. Старушка шла по улицам, и опять улыбка играла на ее лице. Завидев её, люди приветливо ей улыбались в ответ и тихо говорили друг другу: «Вон идет наша Старушка. Посмотрите, какая хорошая у неё улыбка. Видимо, сегодня в нашем городе опять какие-то добрые чудеса произойдут».

***
Маленький мальчик давно лежал больной. Он с каждым днём всё больше и больше слабел, и никакие врачи уже не в силах были ему помочь. Они приходили, смотрели на ребёнка, грустно вздыхали и уходили. Это был очень добрый мальчик, и его болезнь стала большим горем для всех тех, кто его знал.
Однако дни шли за днями, никто не мог ребёнку помочь, но никто и не хотел верить, что он может умереть.
В дверь дома, где он жил, осторожно постучались, и её отворила маленькая девочка, сестрёнка больного. На пороге стоял какой-то странный, незнакомый старичок. Сразу было видно, что он настоящий волшебник. Особенно интересными были его длинная, седая бородка и забавная шапочка на голове.
- Это твой брат болен? – раздался голос старичка.
- Да, – тихо проговорила девочка и заплакала. - Ему сегодня совсем плохо.
- Можно я зайду? – и старичок погладил по голове малышку. - У меня, кажется, есть лекарство от его болезни.
– Неужели мой братик поправится? – восторженно воскликнула девочка. - Конечно, проходите. Дома только мы с ним вдвоём.
Старичок прошёл к мальчику, внимательно посмотрел на него и пробормотал себе под нос: – Кажется, я успел вовремя.
- Вот скушай это яблочко, - уже громко продолжил он. - Я уверен, что оно непременно поможет тебе.
- Ой, какое красивое яблоко, - и от радости девочка захлопала в ладоши. - Я никогда таких не видела.
- А вот это яблоко тебе, - улыбнулся старичок и достал второе яблоко. - Кушайте на здоровье.
Мальчик откусил яблоко, и было видно, что это ему даётся с трудом, так он ослаб. Но стоило ему проглотить первый кусочек, как лёгкий румянец начал разливаться по его бледному и очень худому лицу. К больному стали возвращаться силы. Не прошло и пяти минут, как он уже смог встать с постели, улыбаться и смеяться.
- Он выздоровел, мой братик выздоровел! - закричала девочка. – Он - здоров!
И малышка бросилась и начала целовать то брата, то старичка.
- Вы - волшебник, вы - добрый волшебник! - продолжала восклицать она. - Я это сразу поняла, как только увидела вас.
В это время открылась дверь, и в комнату вошли родители мальчика. Они привели доктора. Увидев, что сын стоит на ногах и смеётся, они замерли и не верили своим глазам.
- Папа, мама, милый доктор, он поправился, совсем поправился, - подбежала к ним девочка. - Вот этот добрый волшебник его спас, - и указала на старичка.
Родители продолжали смотреть и не верили, что произошло чудо, и их сын здоров.
- Кто вы? - подойдя к старичку, спросил отец мальчика. - Как мы можем вас отблагодарить?
- Я простой садовник, - улыбнулся в ответ старичок. - И меня не надо благодарить.- Ваш мальчик очень хороший, и не помочь ему я не мог. А чудо свершили вот эти волшебные яблоки и та добрая волшебница, которая их мне дала. Вот это третье яблоко я принёс для вас, - и он достал из корзины последнее яблоко. – Поделите его пополам и скушайте. Злая волшебница заколдовала всю вашу семью за то, что вы все очень добрые. И, в первую очередь заболел мальчик, так как он в вашей семье самый добрый. Потом заболела бы девочка, а потом уже вы. Но сейчас всё уже позади, так как и мальчик, и девочка уже съели по одному волшебному яблоку. Так что и вы поторопитесь, пока солнце не достигнет зенита. Как только это произойдет, яблоки начнут терять свою волшебную силу.
- Но всё же кто вы? – продолжал расспрашивать Садовника отец мальчика. – Наш городок небольшой, все люди знают друг друга, однако я вас вижу впервые. Вы спасли нашу семью от неминуемой смерти.
- Вы лучше съешьте это яблоко, - заторопился Садовник. - А мне уже надо идти. - У меня сегодня ещё много дел. Сейчас яблони в самом цвету, и за ними надо ухаживать.
Промолвив это, старичок начал растворяться в воздухе и исчез.
- Я уверен, что это дело рук нашей доброй волшебницы, нашей Старушки. - Помните, когда шли домой, мы повстречали её по дороге, и как приветливо она нам улыбнулась.
Доктор, который до этого молчал и только слушал, тихо проговорил:
– Она добрая, очень добрая волшебница. Я не раз уже в этом убеждался.
- А я всё-все про неё знаю, - засмеялся мальчик. - И знаю, откуда появились эти волшебные яблоки. Но это будет моим секретом, который я никому никогда не расскажу.
И он, продолжая радоваться, выбежал на улицу, чтобы опять увидеть весеннее, тёплое солнышко.


Рецензии