Харедим, сругим и русские баалей тшува

Часть первая
Вернувшись к вере и прибившись к харедим, новоиспеченный бааль тшува обнаруживает, что попал в мир, четко поделенный на кланы, и чтоб хоть на что то рассчитывать - шидух или школа для детей - ему необходимо куда то примкнуть, и дорого за это заплатить, заслужив всего лишь самую низшую ступень в клане. При этом он еще должен считать (или прикидываться, что считает) свой клан наилучшим в наилучшем из миров (ну, "Кандида" все читали). Подняться можно, имея ламданут или ихус. Поскольку второе, как правило, у него по определению отсутствует, остается ламданут - и здесь ему предстоит постигать с нуля то, что любой ученик хедера знает уже в 5 лет. Но это полбеды - возникает вопрос, "где деньги, Зин"? Погруженный в изучение Торы, он не имеет времени на какую то профессиональную адаптацию и довольствуется нерегулярными и малооплачиваемыми подработками. А если он молод и добросовестно выполняет заповедь пру у-рву, то ситуация может стать вполне плачевной - проделав нехитрые калькуляции, жена обнаруживает, что даже пособие матери - одиночки намного превосходит их семейный бюджет, который таковым можно назвать только из жалости.
Небольшое отступление. В духовном плане (в рамках Этого Мира) человек может занимать ступень ДОМЕМ (что внушили - то и воспринимается как неоспоримая истина, никакие изменения невозможны, как не может земля сойти с орбиты. С одной стороны, им легче всего: а я что? Я как все! Прочтет в Гмаре, что деньги надо прятать в земле - и действительно, пойдет и закопает их в землю. Это не шутка, живой пример. С другой... они просто вымирают, как вид. Потому что...
Еще лет 200 назад барьеры между евреями и неевреями начали давать трещины. А малое всегда подчиняется большому - это закон природы. И вот тогда, в 80 хх гг 19 века, появились харедим, решившие окружить свои общины стенами добровольного гетто, а для верности еще надеть скафандры.
Однако еще немного ранее классический иудаизм (ничуть не являвшийся харедимным) раскололся на два течения: литовское и хасидское, а потом и хасиды стали дробиться на сотни "дворов", а "литовские" равы, после долгого периода херемов и проклятий, стали выстраивать свои собственные "дворы", подобно хасидским адморам. В идейном плане, хасидуту противопоставили мусар.
О чем это говорит? Те, что все таки сохранили свое еврейство, перешли на следующий "этаж" - ЦАМЕАХ. В отличие от неживой природы (ДОМЕМ), тут имеется возможность роста, но - группового. Все растения одного вида, выросшие в одинаковых природных условиях, реагируют тоже одинаково - подсолнечники поворачиваются вслед за солнцем, и т.д.
У этих групп есть общий знаменатель - необходимость внешней санкции своей позиции. Общей или групповой. Необходимо одобрение общества. За что, как писалось выше, приходится платить.
Но ситуация еще сложнее, чем кажется. Пока хасиды боролись с литваками, многие евреи - в первую очередь именно светские - перешли на следующий уровень - ХАЙ. Стали кошками, гуляющими сами по себе. Не нуждающимися во внешнем одобрении своей позиции. У кошки (поскольку она одушевленное существо) есть личная индивидуальность. У растений и минералов ее нет.
Даже не стоит добавлять, что значительная часть из нынешних баалей тшува, которые наплевали с останкинской телебашни на мировоззрение миллиардов гоев, стоят на ступени ХАЙ. Приходя к харедим, они получают совет - сломать себя и построить заново... но не в состоянии кошка, трахнувшись об землю, оборотиться золотящимся колоском. ХАЙ принципиально несовсестим с ЦАМЕАХ. И все его попытки обречены на провал заранее - а если он станет упорствовать в своем стремлении сойти на нижний этаж, его очень жестко поправят, так, что и вправду останется трясти кружкой на перекрестках...


Часть вторая
Откуда вообще "ноги растут" у кеила ломедет, в рамках которой первым сортом считаются те, кто всю жизнь посвятил изучению Торы (талмидей хахамим), а второй сорт - балабосим - работают и занимаются Учением по возможности?
В среде сефардских харедим балабосим много и они фактически подпирают финансово свои общины и своих аврехов. Правда, часть из них - это месоратиим, то есть соблюдающие то, что хотят, а что не хотят - не соблюдают. В итоге сефардская религиозная община мало зависит от государства.
Например, лидер сефардской харедимной партии ША"С р. Арье Дери довольно равнодушно отнесся к последнему сокращению бюджета ешив и колелей, посоветовав им активней заниматься частным фаундрайзингом.
На другом полюсе мы видим литваков. Для родителей это общины сын - балабос может восприниматься как семейная трагедия. К тому же подходу примыкает ряд хасидских дворов, особенно иерусалимских, но не только.
Остальные хасидские течения - где то посредине между литваками и сефардами. Говоря об истоках хасидизма - он в том то и заключался, что даже простой, не обремененный знаниями Торы еврей может быть ближе к Творцу, чем талмид хахам в простом понимании этого слова - хотя само определение ТХ совершенно по разному трактуется Алахическими авторитетами, а Любавичский Ребе однажды заявил, что в нашем поколении талмидей хахамим попросту отсутствуют, и даже раввины и большие Поским - не более, чем амей hа-арец (простонародье, в смысле точного знания Торы - а в социальном плане они могут быть хоть мультимиллионерами, хоть министрами). Поскольку я не хабадник, точную ссылку дать не могу - не помню просто, но кто хочет знать - спросите Шолема Лугова, у него есть аккаунт на ФБ.
Отмотаем ленту на 300 с лишним лет назад. В 1700 году по гойскому летоисчислению в Эрец Исраэль прибыла огромная по тем временам группа религиозных олим - около 1000 человек сразу. В дальнейшем эти волны продолжались, и они и их потомки составили т.н. Старый Ишув - так это принято называть в израильской историографии в пику Новому, сионистскому Ишуву, начало которому было положено в 1882 году. На самом деле, это разделение было довольно искусственным, пока в результате русских революций сюда не прибыла масса евреев - социалистов, которые бежали от репрессий царизма и большевизма. В какой то момент они стали большинством Нового Ишува - и резко отмежевались от Старого. Как, впрочем, и он от них. Дошло до того, что Старый Ишув добивался отдельного представительства перед британскими мандаторными властями, наряду с Новым Ишувом и арабами.
Старый Ишув видел себя как эрец - исраэльское представительство всего еврейского народа, задача которого - учиться и молиться на Святой Земле, не отрываясь на будничные дела. Тем не менее, сефарды и тут стояли особняком - у многих были ремесла или бизнесы.
Возникает вопрос, на что же они жили (кроме работавших)? Ответ простой - халука. Посланники Ишува собирали деньги в странах Галута. Как правило, при наличии весомых рекомендательных писем им давали щедрой рукой - а поскольку Старый Ишув был не слишком многочисленным - в роскоши они отнюдь не купались, но на хлеб хватало. Их жены НЕ работали, а занимались домашним хозяйством.
Первая Мировая жестко ударила по ашкеназским харедим, большинство из которых были подданными государств, противостоящих державам Оси (куда входила и Турция). Впрочем, в связи с войной разорились и многие сефарды. Сбор халуки был крайне затруднен. Старый Ишув оказался в кризисном положении.
В 1933 году в Эрец Исраэль прибыл Гдоль а-дор р. Хазон Иш. Он был литваком и приложил все усилия для создания Хеврат а-Ломдим (Общества Учения). Его по справедливости называют "отцом израильских ешив". Его выдающийся авторитет привел к тому, что не только литваки, но и часть хасидов (а на сегодня явное большинство) приняли на вооружение его идеал: еврейский мужчина должен посвятить себя только изучению Торы.
Но... Старый Ишув вырос (демография + алия), чего не скажешь о денежных сборах в его пользу - часть евреев была отрезана железным занавесом СССР, а другая, западная, все более ассимилировалась и не имела никакого интереса, чтоб кто то за них молился и учился в Эрец Исраэль. Старый Ишув (как надеялся Бен Гурион со товарищи) был просто обязан исчезнуть в вихре времен, хотя бы по чисто экономическим причинам.
Но этого не произошло.

Часть третья
Именно в этот момент - 30 ее гг прошлого века - харедим получили волшебную экономическую палочку - алмазообрабатывающую промышленность. Не обошлось и без мистики. Еврейские "короли алмазов" пребывали в основном в Бельгии и Голландии. Сионистами они отнюдь не были, являясь харедим. И вдруг они срываются со своих мест и переезжают в Э-И со свеми мастерскими и капиталами. Притом, что Германия в тот момент добивается только объединения земель, населенных немцами, и данцигского коридора! Мировой войной и Холокостом еще и не пахнет. Нацистской угрозой Бельгии и Голландии - тоже.
Волшебность этой палочки - в сверхприбыльности этой отрасли. Огранка алмаза и превращение его в брильянт повышает его стоимость в десятки раз. Но многое зависит от мастерства огранщика - поэтому мастера поощряют высокими доходами, чтоб не перешел к конкурентам.
"Короли алмазов" начали щедрой рукой спонсировать ешивы, строить больнички, миквы и т.д. Кроме того, многие эрец-исраэльские харедим нашли у них высокооплачиваемую (а по палестинским меркам - астрономически высокооплачиваемую) работу. Так, что поработав часа три в день, были в состоянии более чем достойно обеспечить семью и остальное время посвятить изучению Торы.
Спустя несколько лет после войны они было вернулись в страны исхода. Но тут забеспокоился Бен Гурион: основным источником валюты для Израиля была как раз алмазообрабатывающая промышленность. Он предоставил еврейским "королям алмазов" супервыгодные условия налогообложения, и они - вернулись. Во всяком случае, их бОльшая часть. Соответственно, довоенное процветание (относительное, разумеется) общины харедим вернулось на свое место.
Параллельно правители Израиля строили, насколько хватало сил и средств, социальное государство. Однако они позаботились, чтоб от основных пособий были отрезаны арабы и попавшие под раздачу аврехи. Ведь нельзя было просто выплачивать пособия евреям, а арабам - нет. Нас бы удавили за "расизм". Поэтому критерием отбора стала служба в армии. Но что самое интересное, большинство харедим ее проходили! В основном в рамках военного раввината (машакей дат и т.д.) или в качестве КАЛА"Бов по социальным причинам, но все равно проходили. Харедим было сравнительно мало, и армия легко находила подходящие им ниши. По завершении службы они имели право на все пособия.
Эта идиллия продолжалась до конца 70хх, потом общину харедим настигли резкие и разновекторные изменения, но об этом - в следующей части.

Часть четвертая
Мы остановились на конце 70 хх, когда в Израиле произошел "маапах" - впервые за всю историю МААРАХ оказался отстраненным от власти, а вечно оппозиционный Ликуд ее получил.
Партии харедим вошли в новую коалицию, но не это решило дело. В тогдашнем Ликуде резко преобладали месоратиим, которые на светских смотрели косо, отождествляя их (в целом абсолютно справедливо) с левым лагерем.
Бегин совершил настоящую социальную революцию в Израиле: нет квартир? Так мы их построим, благо Солель Бонэ (крупнейшая на тот момент строительная фирма) была еще государственной. Ей приказали строить, выделили средства, и она взяла под козырек.
К концу правления Бегина амидар (общественное жилье) не получил только ленивый или обеспеченный (способный купить более качественное жилье на частном рынке). А поскольку харедим традиционно имели многодетные семьи (от 6.9 ребенка на женщину в детородном возрасте до 7.6 к 83 - примерно - году), они оказались во главе клиентов Амидара и Амигура: многодетные семьи - кстати, любые, не только харедим - обрели "право первой ночи" в получении социального жилья. Что, понятно, еще более улучшило их положение.
Бегин же отменил ограничения на пособия для не служивших в армии: к сожалению, пришлось распространить это и на арабов, иначе закон не прошел бы БАГАЦ.
Третий момент: до 1977 года число аврехов было ограниченным (от 400 до 3200, смотря по оперативной обстановке), то Бегин распространил отсрочки от армии по статье Торато умануто на всех желающих. К концу его правления таковых стало 22 000. Еще раз поясню, что жизнь авреха (если нет богатых родственников) материально крайне тяжела. Он должен учиться в колеле 47 часов в неделю (а попавшись на прогуле, мог не просто загреметь в армию, но еще и отсидеть, как дезертир), его возможности подработок были ограничены как в профессиональном плане, так и в денежном. В итоге, кормилицем семьи авреха стала его жена.
А на тот момент еврей состоял на военном учете до 45 лет. Отсрочки от армии требовали ежегодного обновления. Начал формироваться слой харедим, которые не служили в армии и не работали и сидели в полной нищете, но хотя бы не на улице (спасибо Бегину). Ну а после 45 ... кто бы взял на работу человека без какой бы то ни было специальности, просидевшего всю жизнь в ешиве?
В 90 ее гг началась глобализация. Она привела к деиндустриализации развитых стран, их предприниматели переводили свои производства в государства с дешевой рабочей силой. К сожалению, капиталисты - харедим уже лишились чувства общинной ответственности и тоже сбросили огранку алмазов в Таиланд, лишив тем самым достойного заработка не меньше 12000 семей харедим.
У них остался последний ресурс: государственный. Конечно, по сравнению с арабами и крупными корпорациями они получали от государства гроши. Но этот факт вкупе с тем, что они и в армии перестали служить, привел к тому, что пресса (по сути контролируемая двумя сильно левыми олигархами), не отвлекаясь от главной своей задачи (травли поселенцев и Зу Арцейну), принялась также и за харедим, вбивая в общество стереотип паразита - хареди (тут они подменили понятия, заменив авреха на хареди, а это вовсе не идентичные множества), И ЭТО ПРИТОМ, ЧТО ЕМУ ОФИЦИАЛЬНО ЗАПРЕЩАЛОСЬ РАБОТАТЬ.
Конечно, резонно было бы возразить: кто мешал аврехам от служить в армии и потом работать? Главы харедимных кругов давали несколько объяснений:
1. Изучение Торы защищает Израиль лучше армии
2. Кто занят одной заповедью (изучение Торы), свободен от общественных обязательств (РАМБА"М) - но это весьма спорная отговорка, требующая отдельного рассмотрения.
3. "Мы - современный аналог колена Леви" (опять же спорно - левитов выбрал Творец, а они - сами себя)
4. И наконец, радикальные харедим (а-Эда а-Харедит) говорили просто: "вам, сионистам, нужно было государство - вы его и защищайте. А мы приехали за 200 лет до вас и жили без всякой армии". Этот аргумент был железобетонным и непрошибаемым. Учитывая, что члены а-Эда а-Харедит не участвовали и в выборах, и не вступали в коалиции, и не выбивали деньги для своих - их позиция была честной, достойной, логичной и последовательной.
Однако массовое зомбирование со стороны левых СМИ (как бумажных, так и других) всех этих нюансов никак не учитывало. Населению рисовался облик паразита хареди, и оно в это поверило - точно так же, как потом в пресловутый "мирный процесс", обеспеченный мощнейшей информационной поддержкой со стороны тех же магнатов.

Часть пятая
Как и обещал, сделаю небольшое отступление для объяснения понятия Торато умануто (изучение Торы - его работа для получения парнасы). Начну с Талмуда (Брахот 35б).
"Учили мудрецы: что означают слова Торы: "И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой" (Дварим 11:14)? Зачем нужно было давать такую заповедь? Из-за того, что сказано: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих, и изучайте ее днем и ночью" (Иегошуа 1:8). Мы могли бы понять эти слова буквально. Поэтому и говорится в Торе: "И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой" - следует жить согласно обычаям мира. Это - мнение р. Ишмаэля.
Р.Шимон бар Йохай, напротив, говорил: если человек будет сеять в сезон сева, пахать в сезон пахоты, убирать урожай, когда приходит время уборки, и веять, когда дует ветер - когда у него будет время на Тору?! Нет, не так надо поступать. Ибо, когда евреи следуют воле Всевышнего, тогда все работы за них выполняют неевреи, как сказано: "И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа - служителями Бога нашего будут именовать вас" (Иешаягу 61:5-6). Когда же евреи не повинуются воле Бога, тогда им самим приходится делать все работы, как сказано: "И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой".
Сказал Абайе: многие следовали совету р. Ишмаэля, и преуспели; многие пытались следовали совету р. Шимона бар Йохая, и не преуспели".
Кидушин 29а: "Учили мудрецы: отец обязан обрезать своего сына, учить его Торе, найти ему жену и научить его ремеслу. Р. Иегуда говорил: тот, кто не учит сына ремеслу, подобен тому, кто учит сына грабить"
Перейдем к РАМБА"Му. В одном месте он писал (МТ, Законы изучения Торы): "3.9 Тот, кто намерен заниматься Торой, не работая и живя на милостыню - оскверняет Имя [Б-га], и позорит Тору, и гасит светоч веры, и навлекает на себя беды, и лишает себя Вечной жизни; ведь запрещено получать выгоду от изучения Торы в этом мире.
3.10 Сказали мудрецы: каждый, кто получает выгоду от слов Торы - лишает себя Вечной жизни. И добавили: не делай из них (слов Торы) корону, чтобы возвыситься в глазах окружающих, и не заступ, чтобы копать ими; и еще сказали: люби работу и ненавидь барство (важное положение, раввинские почести - прим. п.). Тора, рядом с которой нет работы, не сохранится, и человек, который так поступает, кончит тем, что станет грабить людей."
А с другой стороны находим у него нечто противоположное (МТ, Законы Шмиты и Йовеля, 13:12-13): "Колено Леви было выделено, чтобы служить Б-гу и разъяснять Его пути прямые, которые Он определил для сыновей Израиля, чтобы они ходили по ним, и законы Его справедливые, как сказано «Будут разъяснять они законы Яакову и Тору Твою Израилю». Поэтому они выделены, и освобождены от всех обязанностей, и не выходят на войну, как все сыновья Израиля… Они являются войском Всевышнего, как сказано: «Благословил Б-г воинство Его». И Всевышний дает им все, как сказано: «Я твоя доля и твой удел.»
И не только колено Леви, но и любой человек, которого подвиг его дух, и решил он, исходя из своего понимания мира, отделиться от всех и стоять перед Всевышним, служить Ему, чтобы постичь Его (насколько возможно), и отбросил он все соображения и расчеты (как он будет добывать пропитание) – такой человек обрел высшую святость… И удостоится он, чтобы было у него все необходимое. И сказал царь Давид: «Ты – моя доля, и чаша (благословения) моего. Ты определяешь мой жребий»"
Как примирить это противоречие? Все определяется каваной. Зачем еврей учит Тору? Чтоб жить на цдаку или ради нее самой? Ответ простой: есть и те, и другие. В одном случае РАМБА"М писал о первых, в другом - о вторых.
Но как это проверить? Если еврей учит Тору, даже если ему не дают за это денег, и готов буквально голодать и спать на голой земле, чтоб ее учить, он относится ко вторым. Помогать таким - наша обязанность. Более того, если он отказывается получать подачки - нужно сделать это косвенно, например продав ему товар задешево, чтоб он смог заработать на перепродаже.
Касательно первых... не будем о печальном. Нет никакой обязанности содержать еврея, который намеренно отказывается содержать самого себя и жить на общественные средства (цдаку), чем бы он это ни оправдывал.
Цдака предназначена объективно-бедным (вдовам, сиротам, больным, тем, кто не в состоянии из за экономического кризиса найти работу и т.д). Более того, мы не вправе распоряжаться цдакой по своему усмотрению: ведь деньги эти, строго говоря, принадлежат не нам, а Всевышнему, а мы лишь Его распорядители, обязанные следовать установленным им правилам.
Однако, многие Поским Средневековья и Нового Времени (Ришоним и Ахроним), разрешили получать деньги за изучение Торы, независимо ни от чего, ввиду измельчания поколений: сейчас нет такой жизненной силы у людей, чтоб одновременно профессионально заниматься и Торой, и заработком; поэтому, чтоб не забылась Тора, нужно материально поддерживать Талмидей Хахамим. И тут возникает закономерный вопрос: кого считать Талмид Хахамом? Разброс мнений в Алахе на этот счет настолько велик, что в данных рамках я просто не могу его осветить.
Однако, реально вопрос в Израиле стоит совсем иначе: может ли еврей ТРЕБОВАТЬ деньги от СВЕТСКОГО государства, чтоб изучать Тору? Ведь все законодатели имели ввиду выделение средств религиозных общин на нужды Талмидей Хахамим, как бы это понятие не трактовалось. Сейчас тоже никто ничего не имеет против частных пожертвований на ешивы.
И вот в этой точке вдруг исчезают раббаним и на сцене появляются АСКАНИМ. Но это уже политика, а не религия.

Часть шестая
Пора перейти и к сругим. Начнем с положительных моментов.
Во первых, в этих кругах никто и никогда не станет обещать неофиту - ты только начни изучать Тору, выполнять Заповеди, а все остальное (парнаса, нахождение пары) решится беэзрат Ашем. В национально-религиозных кругах есть четкое понимание того, что "иштадлют", в результате которого человек обретет парнасу, не исчерпывается изучением Торы - неплохо бы и профессионально подучиться, и работу поискать...
Во вторых, сругим не поделены на кланы и дворы с жесткой иерархией. Да, есть популярные раббаним со своим кругом учеников, но там нет и тени материальной зависимости. Можно сказать, что сругим (за редкими исключениями вроде каханистов) представляют собой единую общность.
В третьих, "вязаные" хотя бы по внешнему виду меньше отличаются от светских и месоратиим, поэтому, на первый взгляд, переход именно в эту общину для выросшего в СССР/СНГ бааль тшува дается полегче. Но это только на первый взгляд.
Дело в том, что харедим ощущают себя в первую очередь евреями, а в десятую - израильтянами. Что же до вязаных, то у них израильская инентичность как минимум равна еврейской. И присоединившийся к ним бааль тшува тоже становится вторым сортом - не ввиду отсутствия ихуса, а потому что он оле. Особенно остро это ощущается в школах, потому что дети еще не умеют скрывать истинное отношение под фальшивой благожелательностью.
О вязаных (государственно-религиозных) школах стоит рассказать особо. Уже давно в морально-религиозном плане они превратились в полный отстой, потому как, будучи государственными, они обязаны принимать всех без разбора. Там практически не осталось детей из религиозных семей - разве что таких, где муж носит постоянно сваливающуюся кипу, а жена разгуливает в майке с грудями наружу.
Какое же решение нашли национально-религиозные круги и хардальники? Простое - поскольку они в подавляющем большинстве работают, то по всей стране под флагом МАМАД Торани выросли частные религиозные школы, которые никак не обязаны принимать кого попало - это же частные амутот.
В этих школах, пожалуй, дерех эрец стоит на самом высоком уровне, к тому же в них полно репатриантов из других стран (США, Франции и т.д.), и поэтому дети "русских" баалей тшува не чувствуют себя вторым сортом. Проблема лишь в том, что они значительно дороже государственных (600 - 750 ш/м). Не у всех, даже работающих, репатриантов такие деньги есть, а скидки... скидку могут дать. Шекелей на 100 :) .
Еще один момент. У сругим есть синагоги, ешивы - все как полагается, но как правило (исключая отдельные удаленные поселения на территориях) нет общины, как у харедим. Пришел молиться - милости просим, пришел учиться - добро пожаловать, и все на этом. Исключая редкие семейные приглашения на Шаббат.
Это приводит к парадоксу: бОльшая часть баалей тшува из СНГ примыкает к харедим, а не сругим. Возможно (это моя версия) выходцы из бывшего СССР, оказавшись и так в непростой ситуации переезда в другую страну, плюс приняв на себя оль Тора веМицвот, нуждаются в мощной общинной поддержке, которой у сругим просто нет.
В дальнейшем, однако, у них развивается не только моральная, но и материальная зависимость от общин харедим (особенно если муж посвящает себя изучению Торы), и вот тут то начинаются проблемы: материальную поддержку, включая разнообразные стипендии и шлихуты они, как низший сорт по ихусу, получают в последнюю очередь. Ситуация особенно усложнилась в результате деятельности партии Еш Атид, постаравшейся лишить харедим и тех несчастных крох,  которые   им доставались от государства. А капиталисты харедим, ничтоже сумняшеся, перевели практически всю алмазообрабатывающую промышленность в Таиланд, чтоб меньше платить рабочим. Вот и множатся среди "русских" баалей тшува - харедим 40 летние бессемейные (жена, не выдержав беспросветной нищеты, ушла с детьми) поломои и, скажем так, ранее как то "крутившиеся" в системе люди, превратившиеся в "лиц без определенных занятий".

.... Я специально не делаю никаких выводов и рекомендаций, просто предоставив определенную информацию, которой располагаю. Это не значит, что лично у меня нет иной модели, нежели две вышеописанных - но это отдельная тема.


Рецензии