Пушкинюгенд

Слова могут иметь такой же эффект, как и крохотные дозы мышьяка; они проглатываются незаметно, кажется, не производят никакого эффекта, но через некоторое время яд действует. Виктор Клемперер

Фильм «Бакенбарды» Юрия Мамина был снят в 1990 году. И очень этот фильм властям не понравился. Оно и понятно – в разгар перестройки власть пыталась прикрыть свой заголившийся зад, и уж тем более не собиралась  просвещать народ о своих грандиозных  планах. Позы номенклатурных паразитов, высасывающих из страны последние ресурсы, были весьма непристойны и тщательно скрывались от глаз народа. В это же время развиваются различные течения бунтовщиков. Старое сознание перестраивается на новое. Но русскому сознанию необходимо вечно впадать в крайности, прежде, чем перенастроиться, заняться разрушением. И понаразрушаем – как смогем. По – полной программе! Сказали ведь – можно! Значит – ВСЕ можно! Так вот, к чему это я… Стремление к свободе у русского человека весьма своеобразное – сродни анархии и апокалипсису.

 «Я снял свой фильм «Бакенбарды» после того, как увидел в метро листовки общества «Память» такого содержания: «В день Х явиться по следующим адресам и потребовать всерьез ответа у людей, причастных к разрушению России. Далее стояли фамилии весьма известных людей, очень уважаемых, которых они считали иноверцами. Они призывали, по существу, к погрому. Я обратил внимание на этот факт, заметил, что милиция смотрит равнодушно, а власти не предпринимают никаких действий. И решил, что мы с Вячеславом Лейкиным, литератором и моим приятелем, должны на это ответить. Мы использовали эту ситуацию в сценарии фильма «Бакенбарды». Сценарий картины не очень полюбило начальство, фильм всячески пытались не показать. И сейчас показывают очень редко, потому что он им не нравится. Ведь мы откровенно говорим о возникновении националистических движений профашистского толка в России, которая совсем недавно воевала с фашизмом. Конечно, это никому никогда не нравилось, но сейчас приходится признавать факт, что это есть. Когда меня приглашают на телевидение, чтобы я говорил по поводу инцидентов, связанных с насилием, зверскими убийствами, терактами и погромами, я говорю: «Посмотрите фильм «Бакенбарды», я там многое объяснил еще 20 лет назад». Вот мое отношение. Да, националистические силы просыпаются и ищут повода для того, чтобы свою злобу, свою нерастраченную злую энергию направить на тех, кого считают иноверцами, людьми инакомыслящими».  Юрий Мамин, режиссер

Именно в это анархически коммунистическое время, стремящееся к либерализму и демократии, экраны взрывает фантастическая комедия, трагифарсовый эквивалент времени, социальный гротеск фильм «Бакенбарды», где мы слышим профессионально переделанную на свой лад национально – нацисткую, интернет – панковскую декламацию: "Явас-любил-чегожеболе! Чтоя-еще-могусказать!".  Строки из стихов Пушкина становятся заложниками провокационных идей, бродивших и выбродивших в необходимую политическую идею.

Как просто, оказывается, переиначить прекрасное, назначить музыку в своем ритме  - кто шагает правой? Левой, левой, левой! Главное дать людям поддержку и немного власти. Так в фильме «Бакенбарды», в городе Заборске неожиданно появляются два фанатически настроенных пушкиниста, люди с бакенбардами, тросточками и крылатками, решившие оставить свое веское слово в «аналах» истории. Для этого надо вернуть России былую духовность, сделав очередным идолом  очень удобного по всем понятиям Пушкина. Он народный любимец, на него и все грехи можно свалить, в случае чего. И только вперед! Культура возвыситься над мракобесием.

И тут получается интересный переворот. Быдлу пытаются навязать Пушкина, сделав его покорным оружием пролетариата, а интеллигенции, пытаются навязать быдло, воспользовавшись их же приоритетами. Когда скульптор парой движений, нахлобучив несколько кусков материала на бюст Ленина, получает на выходе изображение Пушкина, когда потенциальные уголовники, отрабатывая приемы боевых ударов тростями скандируют стихи Пушкина.

Особенно любопытен эпизод посвящения в Пушкинисты.
- Кто ты есть?
- Личность, сударь.
- Что держишь ты в руке своей?
- Оружие, сударь.
- Что это за оружие?
- Оружие защиты, сударь.
- Что должно им защищать?
- Идеи, Пушкина, сударь.
- Клянись за победу этих идей во всем мире!
- Клянусь!

А вот на методы защиты этих идей, юные пушкинисты совсем не скупятся. Тут и яростные драки с молодежной группировкой «Капелла», представляющей гибрид недоделанных хиппи, развратной молодежи, чуть ли не пропагандирующей идеи сатанизма. Тут и вербовка второй группировки «Бивней», организации их в стадо под высокой идеей очищения города от всякой мрази. Создание армии Пушкинистов, агрессивная пропаганда рабочему классу – «кто не с нами, тот против нас». Мамин сумел показать, как на основе светлой идеи "мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы", можно создать вполне себе такой тоталитарный режимчик, способный собрать массы для Революции или покорения остальных «несмышленых» народов.

Нельзя не отметить игру Виктора Сухорукова, исполняющего главную роль. Это была первая большая роль актера в кино. Мамин был в сомнениях, и не очень хотел брать его на эту роль, полагая, что Сухоруков уже староват для подобных молодежных изысков, на что актер с вызовом ответил: "Это я староват? Это твой герой слишком молод. Он на самом деле должен быть с пятью образованиями и без возраста. Чтобы люди глядели на него и удивлялись: откуда этот урод взялся?"

Мы все знаем, что такое Гитлерюгенд. Мамин, доходчиво показал, как можно создать Пушкинюгенд. И совсем не факт, что появившиеся в конце фильма лермонтовцы, не придут к мысли;  почему бы для внедрения своих идей не основать Лермонтовюгенд.

Гитлер о Гитлерюгенд

Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА [нацистские штурмовые отряды] или СС [эсэсовские отряды]. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займется Вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмем в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь.

Итог

Фильм очень актуален, особенно в свете последних событий на  Украине.  Печально, что нацистские идеи, доказавшие свою дикость и зверство, до сих пор продолжают жить в нашем образованном, современном обществе и находят новых исполнителей. И в голову продолжают приходить страшные мысли – человек, желающий истребить человека – есть ли он человек? Доколе же?

Яна Богданова, драматург, поэт, журналист
Оф. Группа в Вк  https://vk.com/yanasbogdanova


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.