Католическая Россия была абсолютно реальной

Удивительно, но задолго до Петра I, Галицко-Волынское княжество стало для России своеобразным «окном в Европу». В учебниках обычно рассказывается, что земли современной Западной Украины часто подвергались «экспансии со стороны европейских феодалов». Но нужно понимать, что и галицийские князья не менее активно участвовали в династических процессах Европы и внутренних конфликтах.


 В условиях феодальной раздробленности, не существовало единого национального ориентира, поэтому каждая земля устанавливала рамки и правила политики самостоятельно. За трон в Новгороде боролись смоленские или владимирские князья. За трон в Галиче — венгры, киевляне или поляки. Также и местные русские дружины могли вторгаться на стороне одного из сыновей венгерского короля, защищая своего союзника в правах на трон. К тому же Галицко-Волынское княжество было связано браками с крупнейшими королями Европы.

 А вот — другой пример. Известные «вольности городам» или магдебургское право, которое в России, как прогрессивную меру, ввел Петр I, в Галиче существовало еще в XIV веке. Правители княжества вели прямой диалог с Римским Папой — и это в эпоху религиозных войн! Так что, скорее всего, они просто чувствовали себя достаточно вестернированными, не видя для себя особых границ ни на Западе, ни на Востоке.
 Натиск с Востока и русский король

 Как доказательство тезиса, что Даниил мыслил себя не европейским феодалом, а русским правителем — его первые поступки на троне. В начале пути к власти он пользуется поддержкой венгерских феодалов, чтобы утвердить правление. Затем же он не идет самоутверждаться в Европу, а идет на Киев, который успешно захватывает в 1240 году. Довольно странно вроде бы, ведь недавно он был вассалом венгерского короля? Но местные православные бояре смотрят на него, не как на «иностранного ставленника», а как на законного правителя. Получение Киева — важный шаг. Это значит, что далее Даниил мыслил постепенное воссоединение русских земель под своим началом, как потомок Ярослава Мудрого.



Даниил Галицкий. На некоторых изображениях он выглядит как настоящий европейский король эпохи.

 Но политическая конъюнктура на тот момент оказалась крайне сложной. Над Россией навис новый враг — татары. Уже вскоре они берут Киев. Но хитрая дипломатия Дмитра, довременного лица Даниила, позволила отвести угрозу от галицких земель. Монголы, послушавшись советника, повернули войска на Венгрию. Понимая, что даже с большой армией нельзя совладать с противником — а на тот момент у Галицкого князя была сильнейшая дружина во всей Руси — он вступает в дружеские отношения с монголами и посещает Орду в 1245-1246 году.

 Параллельно Даниил договаривается с Римским Папой. Пользуясь поддержки курии, он участвует в борьбе венгерского короля с чешским за австрийское наследство. Кстати, он сам заявляет права на австрийский домен. Русский князь хочет править германским княжеством — это как? В тот момент Папа предлагает ему любопытное решение: принять католичество и получить официальный титул короля России. Дальнейшее решение Даниила могло бы изменить историю всей страны.
 Уния

 Любой разговор об унии в России вызывает моментальный спор о предательстве. Вспоминается Византия времен нашествия турков, ослабленная и коррумпированная, которой предлагали принять католичество. Но в случае с Даниилом дело обстояло сложнее.



Королевство Россия в XIII веке

 Историки до сих пор спорят, принял ли Даниил унию или нет. Дело в том, что князь находился на пике своего могущества. Есть версия, якобы согласие с унией стало дипломатической уловкой. Даниил надеялся получить поддержку крестоносцев в борьбе с татарами, а сам для вида раскланялся и взял себе титул русского короля. Однако помощи от Европы так и не последовало, поэтому соединения церквей не состоялось. Но другая точка зрения — униатский процесс был согласован и запущен еще в конце 40-х годов, а виной разрыва стала даже не столько монгольский вопрос.

 Папа Римский действительно призвал всех католиков Восточной Европы к походу для «освобождения России». Параллельно это совпало как раз с политической активностью Даниила в австрийском вопросе. На тот момент он был герой континента — человек, защищающий европейские ценности, когда по всей Европе ходили слухи о полчищах азиатских кочевников.

 Однако, когда Даниил получил титул и клятвы от католиков, он начал войну вовсе не с монголами, а с северными князьями — которые официально поддерживали Орду, но понятно — были в вынужденном положении. В борьбе с ними галицкий правитель надеялся получить помощь польских и литовских дружин. Но Польша и Литва, понимая, что усиление нового сильного игрока в регионе им ну никак не выгодно, особенно — когда теперь он тоже был «легальным католиком», особой поддержки ему не оказали. Взбешенный Даниил разорвал отношения с папой. Но титул короля себе все-таки оставил.



С принятией новой религии крестоносцы автоматически превращались в друзей

 Поэтому, если обсуждать официальную версию из учебника, все было далеко не столь однозначно. Князь, отчасти, был виноват сам, ибо захотел моментально участвовать всюду — в европейских и русских делах, отвоевывать земли у монголов. Чего, в принципе, могла дать ему уния в плане положительных сторон?

 Во-первых, официальный статус Даниила позволял ему считать себя законным правителем всех русских земель. Он получал мощный титул, который поддерживали европейцы. По понятиям средневекового права, королевский домен был неотчуждаем, тем более — представителями другой веры. Даниил мог спокойно объявить всех своих конкурентов «религиозными врагами» и двинуться в сотрудничестве с папскими армиями против других князей и татар. Что, собственно, вероятно и пытался он предпринять — но энтузиазма к Крестовым походам тогда в Европе не наблюдалось.

 Во-вторых, он получал полный набор прав на Западе, вводя державу в европейское сообщество. Россия бы стала еще одной национальной страной Европы, как Франция, Англия или Польша.

 Не стоит считать, что приход крестоносцев под флагом Даниила автоматически бы означал потерю русской независимости. Наоборот — Даниил всячески подчеркивал национальное начало. Крестоносцы шли бы в Россию с исключительно религиозными намерениями, не как грабители. Наверное, потому желающих отправиться в крестовый поход в Европе особо не нашлось — отвоевывать Россию никто особо выгоды не видел. Другое дело Тевтонский Орден — когда все завоеванные земли «язычников» автоматически разделялись между участниками похода. После провалов в Иерусалиме, воевать «просто за идею» никто не хотел. Разницу интересов Папы и остальных католиков легко показать экономически. Папа в любом случае выгадывал от привлечения России в лоно римской веры: собирая церковный налог со всех многолюдных областей. А вот польские или литовские правители хотели себе земель, которых так бы они не получили.



 Но собственно, если подвести черту, вся суть поступка Даниила — вопрос смены религии. В официальных документах он называл свое государство «Королевством Россия», а себя «Королем Русским». Он писал свои титулы на латыни, как английский или французский король. А дальше уже каждый отвечает сам — национальная Россия и православная Россия являются тождественными понятиями или нет?
 А если бы альянс состоялся.....

 И все-таки: если бы Даниил принял титулы и влился бы в европейское сообщество, стала ли бы Россия частью Западной Европы? Очевидно, что вряд ли. Дело даже не в сопротивлении остальных правителей. Причины две.



Монголы для Европы во времена Батыя были угрозой не меньшей, чем для России

 Первая — невнятные амбиции. Россия эпохи Ивана III, когда сложилось царство, имела четкую геополитическую модель. Была внятная доктрина — вернуть русские земли, объединить православных славян, позже родился и панславизм. Даниил же лез всюду — спорил с поляками, венграми, австрийцами, князьями Владимира или Новгорода, татарами и т. д. На примере Речи Посполитой — очень сильного государства в свою эпоху, она точно также не могла определиться и находилась словно на стыке двух цивилизаций. Что в итоге и кончилось разделом — страну разделили между собой Россия, Пруссия и Австрия.

 Вторая — объединение Даниила и Папы вовсе не означало альянс России и Европы. Без борьбы бы северные земли точно бы не сдались новому порядку. И Европа в принципе не была готова к тому, чтобы бороться с татарами и отразить их экспансию. Вплоть до конца XIV века, а некоторые исследователи считают, что аж до XV-XVI столетий гегемония потомков Чингисхана была очень сильной. Демократическая система и феодализм вовсе не способствовали бы скорейшему освобождению, как сильная центральная власть и мощная идеология. А в Европе тогда царили постоянные смуты.



А то «королевство Россия» вообще было Россией или Украиной?

 Однако, необычная — и возможно даже, не до конца понятая потомками идея Даниила родила целую политическую концепцию. В начале XIV века другой князь Галицко-Волынских земель, Юрий Львович, пытался претворять схожие установки в жизнь. Он договорился с Константинополем о признании независимости галицкой митрополии, получив религиозную независимость, а также взял себе титул «Короля Малой Руси». В чертах Малой Руси уже больше видится модель Украины. В дипломатических делах он пытался подражать своему деду Даниилу, показывая себя и другом Европы, и другом России, хотя — уже больше склонялся в сторону западной сферы влияния. Но его попытки были вторичными, поэтому не удались. Местным боярам идея отрыва от России не нравилась, Папа монголами уже не интересовался. Через некоторое время Галицко-Волынское княжество поделили между собой Литва и Польша. Зато на Украине до сих пор вспоминают Юрия и Даниила, иногда их называя «первыми украинскими националистами», особенно восхищаясь его смелостью принять унию с католиками.

http://vkurse.ru/article/6565092


Рецензии