Как я отмечала день рождения Пушкина

В 2015 году я решила Пушкинский день России провести в театре.

Около нашего метро «Кузьминки» находится «Дом искусств», в котором раньше размещались театр имени А.Н.Островского (указатель в метро почему-то величал драматурга «А.А.Островским») и ещё какой-то «Камерный» театр, не имевший, разумеется, ни малейшего отношения к Таирову и Коонен. Мы бывали по разу в этих театрах – не впечатлило.

Это предыстория.

Несколько лет назад это здание взял в оборот Сергей Безруков, народный артист России. Я посмотрела – на афише в его Губернском театре шестого июня стоял спектакль «Пушкин»!

Пьесу «И жизнь, и слёзы, и любовь», которая легла в основу спектакля, написал к 200-летию А.С.Пушкина отец артиста и постановщика, Виталий Безруков. С 2002 года этот спектакль шёл в театре имени Ермоловой с Сергеем Безруковым в роли Пушкина, и, я слышала, аншлаги были постоянно, попасть было невозможно, а я и не стремилась. Теперь другие артисты играют, и только Пушкина – бессменно Безруков!

Я довольно давно слышала об этом спектакле, запомнила, как артист рассказывал о своём перевоплощении перед выходом на сцену: «Когда гримируюсь Пушкиным, чувствую, как нос удлиняется», но мне не выпадало случая ознакомиться с этим театральным произведением. А тут решила совместить два в одном: и спектакль посмотреть, и день рождения Пушкина отметить.

Сколько стоит билет, я даже писать не буду. Мама мне подарила на день рождения «деньги на театр», ну, я купила билеты, и мы с мужем пошли.
Спектакль длился четыре с половиной часа (начало перенесено на час раньше, чтобы люди успели доехать до дома из нашего спального района).

Удобные кресла амфитеатром – головы впереди сидящих не мешают. Атмосферная сценография: фотокопии рукописей Пушкина на нескольких полупрозрачных занавесах и заднике. Прекрасная игра актёров, оригинальное звуковое оформление – всё это понравилось.

За основу сюжета взяты приезд Пущина в Михайловское, разговор с царём после ссылки и отношения с женой и светом в Петербурге. В спектакль для объёмности представления включены кинофрагменты (разговор Пушкина с отцом, дуэль и нек. др.). Вокал и танцы показали разнообразие талантов исполнителей. Валерия Минина в роли Ольги Калашниковой неплохо пела романсы.

Роль прекрасного белокурого Николая I исполняет артист театра имени Пушкина – Игорь Теплов, которого мы запомнили и полюбили в роли младшего полицейского в «Много шума из ничего» и в роли разбойника Барнардина в «Мере за меру». На заднике «во дворце» размещён огромный портрет артиста в костюме царя. Юную жену поэта играет Евгения Нохрина, которой в год премьеры этой версии (в 2011) было 18 лет.

Сергей Безруков играет Пушкина, который то и дело скачет козлом, дурачится, печалится, злится и проч. Стихи читает, как правило, в записи. Первое стихотворение, прозвучавшее в спектакле, – «Воспоминание»:

           И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,
           Но строк печальных не смываю.

Всё, вроде, прекрасно. Однако с самого начала что-то в спектакле настораживало. Пущин, которому важнее переспать с девками, чем поговорить с Пушкиным и послушать «Горе от ума». Фактические ошибочки, неточности, смешение хронологии, смещение акцентов накапливались, как снежный ком… Сзади сидящие девушки перешёптывались, обнаружив, что они мало что понимают: кто все эти люди, что Пушкин от них хочет, что они от него хотят, какие между ними отношения…

На программке написано, что Сергей Безруков добивается спектаклем, чтобы зрители восприняли Пушкина как живого человека, чтобы они (мы) прочувствовали утрату ещё раз.

Это похвально, конечно, но я лично вынесла из просмотра что-то похожее на послевкусие доннеллановской «Меры за меру»: жизнь в России – триллер; но, в отличие от того спектакля, здесь не было надежды (на милосердие, на искусство, на душу человека).

Последними словами спектакля были не «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», не «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал» и даже не «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть», а: «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом!» Да, да, я тоже думала, что «с умом и талантом», – нет, Сергей Безруков верно процитировал: «с душой и талантом»!


Я, конечно, понимаю, что когда мы говорим о Пушкине, то у нас получается сказать, главным образом, о себе, а не о нём! «Свой взгляд на Пушкина», как правило, оборачивается взглядом на себя. Больно пессимистичный взгляд получается у Безруковых.

К сожалению, молодое поколение из этого спектакля получает информацию, а не приходит в театр со знанием, как всё было "на самом деле"! И судит об истории России, истории русской литературы по тому, что показано Безруковыми.

Муж вспомнил Геббельса: «Пока у русских есть Пушкин, они непобедимы!» Неужели Безруковы взялись осуществлять идеологическую программу фашистов? Не похоже на то, что это случайные оплошности: спектакль идёт уже много лет, значит, это принципиальная позиция авторов.

Печально!


Рецензии
Спектакль идет много лет, как Вы заметили. Может, не надо искать кошку в комнате. Если ее там тем более нет.
С улыбкой

Любовь Павлова 3   10.06.2015 17:14     Заявить о нарушении
Любовь, думаете, я зря распаляюсь?
Вот мне не показалось, что зря.
А что у нас в роли "кошки"? Уважение к своей культуре, истории, зрителю, без которого (уважения) невозможно настоящее искусство?

Наталья Ромодина   10.06.2015 22:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.