Рецензия 5-1 Онтология мировых писаний

Рецензия 5-1 Онтология мировых писаний

Роберт Ван Вурст «Онтология мировых писаний». Восточный\Теологический семинар. 2003. WADSWORTH. Стр. 145 - 155.

Об этиках Конфуция

Я продолжаю рецензирование учебника Роберта Ван Вурста, написанного для обучения студентов по специальности мировые религии. Автор учебника обращается к широко известным источникам. В данном случае Вурст использовал книгу Джеймс Легг, из которой взял цитаты от Лунь-юй и Мэн-цзы. [James Legge, trans., The Chinese Ckfssics (Oxford: Oxford University Press, 1893)]. Я привожу эти цитаты в собственных переводах с английского.

Современное понимание Этики: «философское учение о правильной жизни» /Adorno T.W. Minima Moralia. Frankfurt am Main, 1951.S.7./ Однако, философы не в состоянии дать адекватные ответы на вопросы о личном или общественном образе жизни чнловека. Хотя история человечества имеет достаточно фактов, которые как бы дают объяснения правильной жизни, но они есть только образцы, которым следует подражать в жизни индивидов и сообществ. В то же время, упомянутые образцы оказываются разными в случае «учений о благой жизни и справедливом обществе, этике и политике.» /Юрген Хабермас Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? Весь Мир Издательство. Москва. 2002. С. 12/
Забегая вперед, отметим, что Конфуций различал все отмеченные нюансы, используя слово Этика во множестве смыслов. Всего он выделяет девять «Этик». Мы рассмотрим их по отдельности.

Этика -1: Добродетели «Незаурядного человека»  *[Analects 1.1-4, 6-9, 14; 15.17-23].

Китайское словосочетание для "Незаурядного человека", Chun-цзы [jun-tzoo], буквально означает "сын князя", но Конфуций учил, что путем образования любой мужчина может стать таким человеком (применяется слово мужчина – предполагается, что женщины не могут заниматься самосовершенствованием.).  Нео –Конфуцианство строго следует исходной терминологии, чтобы быть тесно связанным с целью воспитания мудрецов.
Конфуций учил методике самосовершенствования знаний и добродетелей. Когда человек достигает моральной и интеллектуальной зрелости, он становится "незаурядным человеком."
Приведем примеры таких «инструкций».
[1.1] Учитель сказал: «Разве это не приятно познавать с постоянным упорством и прилежанием? Разве это не восхитительно иметь друзей, приходящий из удалённых кварталов? Разве это не человек полный добродетелей, который чувствует дискомфорт, хотя люди могут не делать ему замечаний? "
Философ Ю. сказал: "Мало тех, кто, обладая сыновними и братскими качествами, любили бы обижать своих соседей. Также нет ни одного, кто, не любя обидеть своих соседей, любили бы разжигать беспорядки. Незаурядный человек устремляет его внимание на фундаментальное. На этой основе создаются все практические курсы, где естественно, растут сыновние и братские представления. Не они ли есть корень всех доброжелательных действий?"
Учитель сказал: «Прекрасные слова и вкрадчивый вид редко ассоциируется с истинной добродетелью."
Философ Цанг сказал, "Я ежедневно исследовал себя по трем пунктам: был ли в осуществлении деловых операций с другими я верен; или в отношениях с друзьями, был ли я искренен; освоил ли я на практике инструкции моего учителя ". ...
[6] Учитель сказал, "Молодежь, когда у себя дома, должна быть сыновнее, и вдали от дома, она должна с уважением относиться к старшим. Она должна быть серьезной и правдивой. Она должна проявлять любвь ко всем, и культивировать дружбу добрых людей. Когда у нее есть время и возможность, после выполнения этих вещей, она должна использовать их в искусстве ".
Цзе-ся сказал, "Если человек отказывает его уму в любви к красоте, но применяет его в качестве искренней любви к добродетели; если, в служении родителям, он может оказывать свою предельную силу; если, в обслуживании его князя, он может посвятить ему свою жизнь; если, в своих отношениях со своими друзьями, его слова искренни, - хотя люди скажут, что он не образован, я, конечно, должен сказать, что он воспитан".
Учитель сказал: «Если ученый не является серьезным, он не будет вызывать никакого почитания, и его обучение не будет твердым. Держитесь верности и искренности в качестве первых принципов. Не имейте друзей, не равные себе. Если у вас есть недостатки, не бойтесь отказаться от них ".
Философ Цанг сказал, "Пусть у вас будет пристальное внимание, когда будете выполнить похоронные обряды для родителей, и пусть они будут следовать давно установившимся церемониям и жертвоприношениям. Тогда добродетель людей возобновит правильные совершенства." ...
[14] Учитель сказал: «Тот, кто стремится быть незаурядным человеком, в полную силу не стремится удовлетворить свой аппетит, ни в его жилище он не станет искать излишеств. Он всерьез верит в то, что он делает, и осторожен в своих выступлениях. Он часто посещает компанию мужчин принципа, что способствует его исправлению и улучшению. Такое лицо может действительно сказать, что он любить учиться. "
[15.17] Учитель сказал, "Незаурядный человек считает праведность существенным во всем. Он выполняет это в соответствии с правилами приличия. Он приносит ее обратно в смирении. Он завершает все с искренностью. Это действительно незаурядный человек."
Учитель сказал: «Незаурядный человек сокрушается из-за отсутствия способности. Он не огорчается отсутствием славы."
Учитель сказал: «Незаурядный человек любит мысль, что « его имя не упоминается после его смерти. "
[20] Учитель сказал: «То, что превосходное, человек ищет в себе. Плохое человек ищет в других."
Учитель сказал: «Улучшенный человек достойный, но не спорит. Он общителен, но не партизанит".
Учитель сказал: «Незаурядный человек не воспринимает человека просто по причине его слов, он также не забывает хорошие слова от этого человека."
Спросил Цзе-гун, говоря: "Есть одно слово, которое может служить в качестве правила практикчески для всех дел жизни?" Учитель сказал: "Разве не Взаимность 9 такое слово? То, что вы не хотите, чтобы сделали для вас, не делайте другим».
9 Взаимность: добродетель шу.
Отметим, что добродетели не определяются, как это мы видим у Аристотеля, через крайности. И нет попытки создать список всех добродетелей. «Правила» поведения не формализованы и допускают личную интерпретацию. Правила относятся в основном к семейным отношениям и к отношениям с соседями. Не определен перечень добродетелей, которые в первую очередь определяют «незаурядного человека».
ЭТИКА -1 Конфуция больше озабочена «добродетелями социума», чем добродетелями отдельного «незаурядного человека».

06/07/2015
Виталий Шолохов


Рецензии
Написано очень интересно. Мне понравилось. Мне довелось прочитать книгу о китайских исследованиях на тему: жены в Поднебесной. Отношение к женщине - весьма примитивное и неинтересное. Это вывод из исторических фактов книги. Возможно по этой причине китайские философы не поднимались выше рекомендаций к спокойствию созерцания. С уважением,

Жаухария Безверхняя   11.06.2015 15:38     Заявить о нарушении