Сапожники и накедники

Эту историю я услышала в электричке, в четвёртом вагоне, избранном туристами в качестве места встречи, которое, как в одноимённом фильме, изменить нельзя: все и всегда едут в четвёртом вагоне, иногда по две и даже по три группы сразу, в другой вагон переходить никто не хочет, всем весело и тесно. Руководители групп радуются встрече больше всех:

 «Ууу, какие люди! Какими судьбами! Вот где встретиться довелось… А вы куда идёте? На Яхрому, 42 км? Круто заложили, там же не растаяло ещё… Мы поскромнее, на 18 (имеется в виду 18 километров), до родника и обратно, посидим у костерка, побалакаем».

«Палыч, гляди – вон Мишка со своими, человек семь будет, это у него полный сбор называется. Семеро смелых! Смотри за своими, сейчас к Мишке перебегут, один останешься!».

«Напугал! Ко мне по дороге подсядут, в Пушкино, с пирогами и ватрушками. И варенье крыжовенное обещали. Народ уже знает. От пирогов – кто уйдёт? Так что это Мишке надо бояться, а не мне».

«Миш, ты в прошлое воскресенье, говорят, в Варавинский овраг со своими ходил, там как – пройти-то можно?» – «Пройти-то можно…».

«Ну, понятно. Повременим пока, пускай подсохнет, тогда и мы…»

Пока доедешь до станции, узнаешь все новости, и много услышишь интересного и познавательного из жизни туристов. Я вот – историю эту услышала. Хотите, расскажу?

Поход был «прогулочный», оздоровительный, всего двадцать километров. Темп «нормальный». Читатель может расслабиться: нормальный для оздоровительного похода (в который может прийти любой человек, далёкий от туризма и от зарядки по утрам, и гарантирую – пройдёт маршрут и получит удовольствие). Итак, темп три – четыре километра в час (сибариты! - им бы пять, встряхнулись бы...)

В тренировочных темп пять километров в час как минимум, а можно «вляпаться» и в шесть. Тот, кто не знает разницу между пятью и шестью, родился в рубашке. С моим 164-сантиметровым ростом (и ногами, увы, не от плеч) шесть километров в час получаются вприпрыжку: три шага пешком, три шага бегом (или двадцать шагов нормально, двадцать бегом, с рюкзаком, хозяин – барин).Но шесть - это не предел, бывает и семь! Это уже асы, спортсмены-супермены, сверхлюди...

Семь - это всё время почти бегом, было такое со мной, признаюсь, и домой я пришла не в лучшем виде. Чёрт попутал. И в этого чёрта я была влюблена, вот и попёрлась с ним куда не след.
Другой бы девушку в кино пригласил или на лодке в парке покатал, а этот - проверить решил, подойду ли я ему, так сказать, в спутницы жизни. Маршрут я прошла (пробежала с языком на плече все 38 км, а этот садист меня ещё ругал, не так дышу. Да я вообще не дышала уже!). Девушек в группе было две: я и ещё одна.  Экзамен я выдержала, в спутницы подошла. Только он мне не подошёл, допроверялся! К чёрту послала утром, набрался наглости мне позвонить...

Но я о болоте. Том самом, куда Петя Смольянинов (Пётр Ильич, прошу прощения) завёл группу (он всегда так, ни один маршрут без болота не пройдёт, зато места – сказочные! Идёшь по влажной земле, под ногами будто пружинит и дивно пахнет раздавленной тридцатью парами кедов и резиновых сапог мятой и ещё бог знает какими травками).

Вот-вот! Кедов и сапог! О них и речь, ведь каждый выбирает обувь на своё усмотрение: половина туристов пришла в кедах, другая половина в резиновых сапогах (в них не каждый может пройти маршрут, ногам жарко и идти жёстко, в кедах легче). И вот – болото.
Сначала-то не поняли, вроде по тропке шли, а где она, тропка? Кочки да пенёчки, мох да осока, трава пахучая болотная, если долго вдыхать запах, голова пополам разломится и в глазах смеркаться начнёт…

Но делать нечего, идут. Сапожникам хорошо, они весело шлёпают по воде отмытыми до блеска сапогами, глаза блестят, улыбка до ушей хоть завязочки пришей. У «накедников» (прозванных так мстительными товарищами за «сапожников») глаза немного грустные и в кедах хлюпает водичка (тёпленькая, лето на дворе, не простудятся). Идут себе, радуются жизни, сапожникам завидуют.

Но заболоченная низина (болотом её назвали с большой натяжкой, идут ведь, не тонут) всё никак не кончается, воды всё больше, лужи всё глубже. Вот уже кто-то зачерпнул воды, снимает сапог, выливает (это он зря, группу догонять бегом придётся, опять черпанёт, опять встанет выливать, опять бегом…). Другому повезло ещё больше – увяз обеими ногами в топкой бочажине, его вытаскивать пришлось, оба сапога налиты «всклянь», грязный как…

Накедники приободрились и заулыбались: им хорошо, в кеды вода наливается-выливается, иди себе, радуйся! А из сапог её так просто не выльешь, да и надо ли – группа идёт уже по колени в воде. Смольянинов что-то там говорит утешительное – типа хуже уже не будет, должно же это когда-нибудь кончиться, а мы идём по компасу, а значит – правильно.

В общем, накедники выиграли этот матч (сказать бы – всухую, но ведь – вмокрую!). Низина осталась позади, начался подъём, повеселевший Смольянинов объявил пятнадцатиминутный отдых (дуракам счастье, в тренировочных минут пять – семь, и то когда о них и мечтать перестанешь). Сапожники «опорожняли тару», сапоги то есть, накедники «чистили пёрышки», то есть кеды. Пили чай из термосов, делились впечатлениями.

Кто-то додумался притащить в поход магнитофон (видимо, он хорошо знал Смольянинова) и всю низину шёл с включённым микрофоном (!)
Вы представляете, что было, когда он включил воспроизведение? –

Чавкающие звуки выдираемых из топкой почвы сапог,
ахи, охи, вздохи и за душу берущие стоны («Оооох, да когда же это кончится!»),
коварные планы мести («Ну, Петька своё получит, это ясно как пень, ну а мы-то за что мучаемся?»),
да и просто заметки натуралиста («Глянь, сапожники-то набрали с верхом, хорошо что мы с тобой в кедах! – «Хорошо-то хорошо, только они – сейчас только набрали, а мы с тобой полтора часа в мокрых идём»).

- Ах, ты ж, мать твою в болото!
- Петр… первый, он же и последний, ты куда нас привёл? Народ хочет знать правду!
- Пётр Ильич Сусанин…
- Сусанин врагов в болото завёл, а ты своих… Что ж ты так с людьми-то, Петя?
- Да тропинка, понимаешь, не та… Я думал та, а она оказалась не та…
Хлюп-хлюп… Чмок! Хлюп-хлюп… Чмафф… Хлюп-хлюп… Блям!

Запись слушали много раз, во многих группах, даже на собрании руководителей турклуба слушали, и везде она имела бешеный успех и полный зал. Жаль, меня там не было! А, впрочем, мне повезло, что меня там не было. У меня ещё всё впереди…

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦИКЛА http://www.proza.ru/2015/06/13/1011


Рецензии