09-20. Как надо, и как получается

По цветовой гамме работ художника можно делать выводы о состоянии его души. Последние месяцы Маша много и охотно писала маслом, ее работы были технически грамотны, но мне они не нравились. Раньше она писала лучше. Ее сюжеты – композиции красивых мест, частично списанные с открыток, краски – почти химически чистые сочетания розового, голубого, зеленого и желтого. На мой взгляд, ее картины перестали быть интеллигентными – технически отточенные, но провинциальные сюжеты, утверждающие первобытную и биологическую потребность во всем искать только удовольствие – так писал бы дилетант-самоучка весьма  неглубокого душевного содержания. Все чаще в ее сюжетах появлялась парочка молодых, Она – автопортрет Маши в красивой, романтической одежде, Он – всегда только спиной. Я отлично узнавала в этой спине вдохновителя ее картин. Маша, к сожалению, попала под его влияние, отчего утратила то, что всегда в ней присутствовало – хороший вкус и петербургскую глубину восприятия. Но говорить с ней на эту тему было бесполезно.

Где сейчас Александр Николаевич, какие шаги предпринял и предпринял ли вообще, я не знала. Похоже, что никакие. Маша мне намеренно ничего о нем не говорила, сколько бы я ее ни спрашивала. Но временами у нее глаза были на мокром месте. Моя интуиция подсказывала мне, что он – не орел, что его способности ограничиваются только похвалами в ее адрес да дешевыми фруктами с рынка, а настоящих дел - поступков Мужчины - в нем не просматривается. Мне особенно было горько то, что я для них обоих выступала в роли помехи – досадной помехи, которая способна испортить настроение, но советоваться с которой не было  желания, ибо от меня ждали не совета, а одного лишь одобрения.

Я вообще чувствовала  себя ужасно ненужной. Предстань я сейчас перед Создателем –не в чем отчитаться за свою прожитую жизнь. Ничего в себе не изменила, многое узнав и поняв, ничего не реализовала. Единственные мои заслуги прошлых лет – ведение группы и моя активная  любознательность в отношении постижения духовных истин - уже не могли служить оправданием. Учительство – в далеком прошлом, и накопленные на нем заслуги уже потрачены на пустое, любознательность и даже запас нужной информации никак не реализовались в характере. Да и интерес к эзотерике пропал. Много есть книг – на все не хватало времени и денег, прочитанное быстро забывалось, отвлекало, запутывало и усыпляло, оно служило скорее каналом утечки энергии, чем средством ее пополнения.

Энергии во мне не хватало. Любая физическая нагрузка меня просто обесточивала, будь то работа на дачном участке или комплекс упражнений на йоге. В зале для практики я остро ощущала себя старой и слабой на фоне молодых парней, на которых были рассчитаны эти упражнения. Там поблажек возрасту не давали, хотя никто не запрещал мне самой прекратить упражнение или свалить, но перед собой было стыдно и горько так делать. Позвоночник, поясница болели, тело всегда было влажное, воздуху не хватало, словом, приятного мало. Дома я валилась на диван и смотрела телевизор, думая о своем или засыпая под него. Это вместо того, чтобы сделать что-то полезное по дому, пописать за компьютером или поговорить с мамой, которая этого ждала, но была вся из себя воплощенным состоянием обиды и отрицательности, отчего даже пытаться ее расшевелить мне не хотелось. Ее отрицательность и пессимизм меня обесточивали еще сильнее. С Машей тоже было трудно – лично я не умею о чем-то говорить, а о чем-то нет, не ссориться, но и ничего не знать друг о друге. Ее терпение превосходит мое в сотни раз. Меня угнетала  эта половинчатость. Мне было очень жаль Машу, но еще больше было жаль, что одна из ее проблем - я. Получалось, что если бы меня не было совсем, ей было бы только лучше.

Счастье, это когда ты занят чем-то, когда чего-то хочешь. В человеке переизбыток заложенных возможностей – пусть нет физических сил, но когда некуда себя деть, вовлечься во что-то внешнее, захватиться этим полностью, то чувствуешь себя опустошенным и ненужным. Животное может, насытившись, тихо дремать, и быть удовлетворенным. Человеку непременно нужно быть чем-то занятым, что-то менять на корню, чего-то хотеть и от невозможности это получить, мучиться. Или мучиться от того, что ничего не хочется.  Так со мной. Вроде бы знаю смысл жизни – но практически я не занята чем-то конкретным, нет желаний,  а именно они несут нам и счастье, и страдание. Про вторую часть меня убеждать не надо,  но вот счастья тоже нет. Желаний наконец не осталось (как и хочет от нас Сонши), но нет и ничего взамен им – нет, например, и желания, превозмогая себя, свое тело, характер, судьбу, идти к Освобождению. И что? Ничего. Я превратилась в мерзкое, аморфное и всем мешающее, всех раздражающее существо, которое даже мне кажется несимпатичным. На работе я помогала нашим мужчинам, они были довольны мной, но сама себе я не нравилась – много болтала лишнего, многое упускала, периодически теряя интерес к тому, что делаю, отчего делала это хуже, чем могла бы. Каждую среду меня ждала  борьба – надо было снова  идти на йогу, сдавать тесты, но лень казалась сильнее меня – гораздо больше мне хотелось пойти после работы домой, на диван, к телевизору, что очень глупо и стыдно, неправильно, но… очень приятно.

Учение говорит о том, что наши фиксированные идеи, заложенные в подсознании, приучили нас получать удовольствие только от  процесса испускания энергии. Человек испускает эту энергию через 6 «отверстий» своего тела – 5 органов чувств и ум. То есть мы радуемся, когда видим, то, что нам нравится, слышим, то, что желаем слышать, осязаем это, наслаждаемся ароматами, вкушаем приятное. И еще более изощренное удовольствие – работа ума: обдумывание и делание умозаключений, сбор информации, который удовлетворяет наше самомнение и развлекает (создает видимость смысла и цели существования). Все эти утечки – утечки потому, что на реализацию этих желаний мы тратим энергию, жизнь, время, привязываемся к ним, отождествляемся с тем, что привыкли различать как приятное. Стоит их отнять от нас – мы приобретаем повод для страдания. Мы страдаем не от того, что чего-то не стало, а того, что разорвалась наша привязанность, привычка, а взамен нет ничего. Мы начинаем искать замену во внешнем, потому что полностью зависим от внешнего мира, потому что и наши органы чувств, и ум питаются от внешних объектов.

Буддизм утверждает, что наша истинная сущность самодостаточна, что ей ничего не нужно во внешнем мире, и можно получать радость, не способную обернуться своей противоположной стороной – страданием, если привыкнуть не испускать, а накапливать энергию,  не растрачивать ее на внешние объекты. Способы накопления энергии это – заслуги, техническая практика, жертвование. То есть, там, где мы привыкли брать – нужно отдавать. Жертвовать. (Заслуги по Сонши – практика произнесения правильных слов, совершения добрых дел и жертвование). Там, где мы привыкли расслабляться, получать удовольствие, надо возлюбить упорное усилие и терпение при  возврате собственной кармы, мучительном процессе, который нам все равно надо принять. Отмывание кармы  нас очищает, освобождает, и этот процесс имеет конец, тогда как наши желания конца не имеют и обрекают нас на бесконечные страдания, ибо природа жизни – это непостоянство, перемены. Эффективный способ сознательно инициировать возврат и проявление уже накопленной в нас кармы – технические практики, которые давным-давно были разработаны в йоге.

На этом долгом и трудном пути нас ожидают много трудностей и искушений. Это преодоление сомнений, вырывающихся из подсознания, в которое мы записывали информацию всю свою жизнь (преодоление невежества), это преодоление привязанностей (жадности к жизни, мирских желаний), преодоление гнева (Злобного сердца), который сам собой возникает в нас, когда все случается не так, как мы считаем правильным. Преодоление Зловредного сердца – зависти и ревности по отношению к тем, кто способнее и лучше нас, кому живется лучше (это тоже вырывается само из подсознания). Преодоление гордости  - самоуспокоения на достигнутом, на своих заслугах, на выгодном сравнении себя с другими. Кажется, Сонши выделяет всего 10 таких искушений, я вспомнила только эти. И все они кажутся мне неприступной стеной, которую я уже четко осознаю, но еще не разрушила. 

                *   *   *

Маша с моей подачи прозвала Ларису Рыбак Кисонькой, пусть она таковой и останется. От описания моих реакций на эту особу, пора перейти к созданию ее образа и сделать некоторые выводы относительно ее Личности. 

Небольшого роста, пухлого телосложения с мясистыми икрами и большим для ее роста размером ноги, она выглядит лет на тридцать пять при  43-х по паспорту. Темные прямые волосы с модной стрижкой «шапочка», очки в модной, узенькой оправе, очень ухоженная, опрятная и ужасно кокетливая. Внешне похожа (как она считает) на актрису Удовиченко, если ее, актрису, укоротить и перекрасить в шатенку. Я во внешности  указанных дам большого сходства не нахожу, но в манере говорить и вести себя – сходство потрясающее: те же интонации голоса, те же мягкие повадки неглупой, образованной самочки, сильно отождествленной со своим женским образом и через него одного  строящей все прочие отношения с миром.

Мое мнение о Кисоньке весьма противоречиво. От изначального неприятия, до последующего, неожиданного для меня восхищения ею. С нею удобно, если она к тебе расположена, а расположена она почти ко всем, ибо является исключительно умным устроителем своей жизни посредством умения находить подход ко всем людям с помощью ласки, отчего добивается от них всего, что ей нужно. Последнее мое утверждение не очевидно. До сих пор я не поняла, искренна ли она или хитра (почему-то больше хочется сказать «умна», ибо, если это ее игра, то игра безукоризненная, «на обратной стороне ее вышивки узлов не видно»!). Каждый раз я ожидаю от нее чего-то плохого, но приятно разочаровываюсь в ожиданиях, не находя в ее поступках изъяна, хотя в душе все равно остаются сомнения в происходящем.

Смотрела ее гороскоп, и он тоже  меня удивил. Солнце - в 8 доме, пораженное Сатурном и  связанное 45 градусными аспектами одновременно с Венерой и Марсом, причем, и та и другая планеты стоят в соединении с отвратительными звездами – Альдебараном и Зосмой. («Зло в окружении, насильственная смерть» и «Самолюбование, коллекционирование красивых вещей»). Еще из существенного – соединение Луны, Плутона и Марса в 9 доме, почти в зените, что означает сексуальность как средство расширения своих границ, там же – сильный Уран в близком соседстве с Черной Луной: человек - черный реформатор, мягко, но в своих интересах расширяющий свои сферы действия. Раху  связан со звездой Альджабах: «Желание все поставить на свое место и… одиночество, предательство близких. Живучесть в катастрофах и… опасность гибели в катастрофах, в поездах».

Иногда она кажется мне умной и начитанной, иногда – провинциалкой, умело сделавшей себя интересной ради выживания и расширения границ. Есть много чего, чему мне стоит у нее поучиться – терпимости, умению не выносить свои эмоции напоказ, практичному уму, дипломатии, потрясающему умению привлекать чисто женскими качествами и способами. А еще умению слушать других, многим интересоваться, мудро поступать в сложных ситуациях, не самоутверждаться, одерживая победу слабостью, а силой. Я по сравнению с ней – сущее дитя, барахтающееся по жизни, но важно надувающее щеки, изображая из себя учителя и мудреца. Увы, это дурацкое выпячивание и агрессивность - только моя самозащита, только буфер, оправдывающий меня перед самой собой. Еще неизвестно, в ком из нас с Кисонькой игры больше, и уж во всяком случае, ясно, кто ведет ее лучше.

Порой я вдруг замечаю, что она не так уж много знает и умеет, как по началу  кажется, но она и не хвалится умением, не выпячивает себя. Зато то, что Кисонька действительно умеет – организацию автомобильных доставок,  которыми занимается здесь вот уже 4-ый год, свое общение с сослуживцами и друзьями, равно как и умение быть внимательной и щедрой – меня восхищает. В то же время  иногда я нахожу в ней  душевную глухоту, мешающую ей чувствовать настроение окружающих, если ей они не нужны. Например, она явно переигрывает в демонстрации своего «женского» успеха. О собственных  проблемах, о своих бедах вслух не говорит, но может с восторгом описывать мне свои красивые планы на будущее, ожидая поддержки и не догадываясь, что мне, живущей в других условиях и с совершенно другими проблемами, иногда бывает больно это слушать. Но. Кто мне мешает строить свое счастье? Наверняка, и у нее есть проблемы, но она их не подпитывает выражением отрицательных  эмоций и  ведет себя, то есть говорит, думает и поступает, как оптимистка,  что есть очень правильная политика.

Короче, я смотрю на Кисоньку не как на подругу или коллегу и даже не как на сущностное явление, а как на  знак –  вот, гляди, запоминай и делай так же! Лучшего подарка от судьбы я даже не ожидала! А с присутствием во мне зависти и  ревности надо бороться - эти чувства нас убивают, не помогают стать лучше.

Второй подарок судьбы, данный мне «Петербургской Металлургической Компанией» - это  наш Санечка Балашов. Умный. Организованный. Контактный. Не умеющий выплескивать эмоции на людей. Переживает, устал, раздражен, но молчит, сдерживается на словах - это так по-мужски, так здорово! Это еще один учитель для меня. Он чуть старше моей дочери, но в сто раз мудрей и толковей меня, внимательнее и терпимее. Как будто у меня за спиной  не было долгих лет жизни, не было постижения  эзотерических истин. Я смотрю на него и радуюсь – вот есть пакостная и пошлая молодежь, но рядом с ней незаметно и некрикливо живет и совсем другая, у которой  есть чему поучиться. Можно быть спокойным за наше будущее. Жаль, что таких молодых или не много, или они просто не бросаются в глаза. Впрочем, как раз «Петербургской металлургической» с людьми повезло – почти все, кого набрал сюда Деревянко, кажутся мне очень достойными людьми. И умными, и хорошо воспитанными, и интересными.


Рецензии