Несправедливость

Истинный философ не боится вести речь от своего имени да к чему бояться осмеяния( если так случится) за свои мысли о наболевшем… Он  всегда считал себя оригинальностью, стремящейся за знаниями, но как гласит народная мудрость – знание изменяет, знание развращает, знание убивает, подобно любой скрытой силе от человеческих очей. Знание – сила. Как оно послужит, решать каждому отдельно , а последствия примут значимый характер тогда, когда в душе проснётся совесть. Получеловек или полубог использует сие приобретение кому-то на зло, кому-то во благо - не знает никто. Иногда приходится действовать во зло, но на всеобщее благо.  Часто рассматривая через собственную призму разума проблемы общества, не раз обращался к литературе(чаще художественной), чтобы найти ответы и сопоставить их с собственными рассуждениями. Ему кажется, что у пороков есть один «корень зла», порождающий их, скрывающийся под разными личинами  притворства, философу, словно искателю приключений, это стоило несколько лет тщательных наблюдений за социумом и отдельными личностями.  Только он посчитает нужным сказать своим «оригинальным языком», что в начале всех начал находится несправедливость.
Много слов, несущие отрицательную частичку этого слова: невразумительность, непозволительность, неопределённость в действиях по отношению к чему/кому-либо.
Эта социальная проблема нашла своё место и прочно укоренилась в нашем обществе, и это только начало. Народ предпочитает жить уже не по законам, не по совести, даже уличные понятия забыли. Новый стиль жизни – несправедливость. Социальная проблема обсуждалась и обсуждается сейчас.
 С древнейших времён до наших дней  дошли слова, пословицы, афоризмы, высказывания о несправедливости:
- Каждому своё(Положение римского права),
- Взять всё, да и поделить(Шариков П.П. «Собачье сердце»)
- Возможность того, что мы можем потерпеть поражение в бою, не должна мешать нам сражаться за дело, которое мы считаем справедливым.(А.Линкольн)
- Всем приходилось сталкиваться с несправедливостью, но лишь немногие могли устоять перед ней.(Али Апшерони, теолог ,гуманист).
- Самая большая потребность нашего народа – в справедливости и жажда её.(Достоевский Ф.М.)
- Когда справедливость исчезает, то не остаётся ничего, что могло бы придать ценность жизни.(И.Кант.)
- Крайняя несправедливость – это признание себя справедливым, не являясь таковым.(Платон)
- Несправедливость достигается 2 способами: насилием или обманом.(Цицерон)
- Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а всё меряет справедливостью.(Конфуций)
- Справедливость должна быть сильной, а сила – справедливой.(Аристотель)
- Я ценю жизнь, но больше ценю справедливость(Мэн-Цзы).
Все эти высказывания направлены  на  критику господствующей несправедливости. Но ,она есть, и будет ещё долго, если в сознании каждого не  проснётся, по словам Мэн-Цзы , 4 составляющих элемента жизни: гуманность , справедливость, ритуал, мудрость. По утверждению Конфуция, мир утонул в несправедливости из-за своих эгоистичных желаний, потребностей ,мыслей и других деяний. Человечество столкнулось с маленьким, но существенным вопросом, который, в принципе, можно решить этой несправедливостью. Если человек чего-то хочет, он это непременно получит, а если возникают сложности, применяет различные методы ля достижения своей цели. «В этом мире, как на войне», - сказал бы среднестатистический эгоист.
Несправедливость порождает эгоизм или наоборот. Можно сказать, что это палка о двух концах. Эгоист поступает в своих целях так, как ему удобно или угодно, причиняя вред другим. Элементарный источник несправедливости. Об этом рассуждал ещё Демокрит (V век д.н.э.) в античную эпоху. Отсутствие чести, истины , знания – тоже несправедливость, т.е. проявление эгоизма к самому себе. Эти человеческие ценности он ставил основополагающими(была острая полемика с софистами).
Человечество принимает за чистую монету данный стиль жизни, используя несправедливость во всех отношениях необходимым условием существования. В итоге, все друг на друга обозлились, отвечая ,как сказал Игорь Капранов : «Отвечая ударом на удар». Мышление каждого пропитано этой проблемой, в голове выработан механизм создания почвы для данного явления.
Иногда случается совершенно иная картина: несправедливость во благо. Помогая другому, наносим вред другим. И всё же – это лучше, чем простая несправедливость. Простой пример: в штабе у капитана выбор: кого выбрать на задание. Капитан сделал свой выбор, но второй солдат возмутился: «Возьмите меня ,я обучен не хуже!» Но ему отвечают: «У тебя семья, дом, а у него никого и ничего нет – нечего терять. Представь, каково будет всей твоей родне , если тебя на задании не станет?!» Ещё одна несправедливая ситуация, но человека уберегли от опасности.
Что можно сказать об исторической несправедливости – это несправедливость ,вовремя не разрешённая ,которую оставили в социуме развиваться, как ей заблагорассудится.
Несколько слов о правде, которые выразил М.Горький в повести «Детство»: «Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: «Да стоит ли говорить этом?» И ,с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит…Это правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти ,из души человека, из всей жизни нашей…»[М.Горький. Детство.] Эти рассуждения о правде носят некий оттенок несправедливости. Та горькая, свинцовая , дикая правда – есть несправедливость жизни, которую видел и испытал на себе писатель конца XIX-начала XX веков. Далее он пишет: «И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ,- русский человек всё ещё здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их».
Об этом человеке было много сказано, написано…Великий русский философ конца ХIХ-начала ХХ веков, Бердяев Н.А., сказал так: По силе и остроте ума из великих писателей с ним может быть сравнен лишь 1 Шекспир, великий ум Возрождения». Сам же писатель-реалист отзывается о себе иначе: « Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой». Скорее всего догадались, о ком идёт речь…Фёдор Михайлович Достоевский(1821-1881).Наиболее значительный писатель, мыслитель середины и второй половины 19 века. Известен под некоторыми псевдонимами : Друг Кузьмы Пруткова, Пружинин,  Белопяткин и К° . Работал в кружке Белинского. Свои политические взгляды, вопросы о судьбе крестьян и высших слоёв населения излагал не только в романах, но и в личных записях. [Дневник писателя]. С этой отправной точки начнём наше рассуждение. Первое ,что нужно сразу отметить, это тот факт, что Фёдор Михайлович был непримиримым противником любой несправедливости, вскрывая её пороки, пропуская через собственную призму воспоминаний и впечатлений.  «…Хлестаков ,по крайней мере, врал-врал у городничего, но всё же капельку боялся, что вот его возьмут, да и вытолкают из гостиной. Современные Хлестаковы ничего не боятся и врут с полным спокойствием…»[Ф.М.Достоевский. Дневник писателя]. В самом деле, зачем говорить «горькую правду», когда можно изъявить миллион сладкозвучной лжи, как подчёркивает Достоевский , для «личной гордости». Как видно из этого замечания, врать для выгоды и собственного благополучия – это один уровень нравственного падения; ложь ,переходящая в гордость – полное свинство…
«Золотой век в кармане». Выражение несправедливости по отношению к искусствам(в данный момент, манера одеваться и умение танцевать менуэт). Уже тогда в дворянских семьях предмет внешнего блеска был куда важнее знания позиций Вольтера, Руссо , Мольера, Шекспира. Это же золотой век! Равнение на Европу! И то некрасиво и смешно получается. Бедные дети…На них новые костюмы, скрывающие их быстрые движения ,это же дети ,а не престарелые чиновники. Здесь лежит принцип неграмотной аналогии воспитания подрастающего поколения. Всё просто, всё по системе – как поступали с родителями, так они поступают со своими детьми и считают себя мудрыми воспитателями…До чего смешно и страшно.
… «Детский бал закончился, и настал бал отцов, и Боже, какая однако бездарность! Все в новых костюмах , и никто не весел; все завистливы , самолюбивы, никто не умеет себя показать; все молчат и сторонятся. Даже танцевать не умеют.»[Ф.М.Достоевский. Дневник писателя]. Далее следует описание маленького офицера, который интенсивно вертит даму, думая перевертеть ещё 30-40 очаровательных женщин. «Какая же тут красота?! Танец – это ведь почти объяснение в любви( вспомните менуэт), а он точно дерётся.» Другими словами – несправедливость привела к предательству своей культуры, пренебрежительное отношение к некоторым видам искусства. Сейчас важно для большинства то , что человек что-то знает о ремёслах, но что с этим делать, ума не приложит. «Но ваша беда в том , что вы сами не знаете, как вы прекрасны!» Так получилось, что демонстрация золотого века провалилась с треском. Им нужны манеры , правила этикета, дорогая одежда, европейские танцы и т.п. Русский свет устремился на запад и продолжает неумело перенимать его ремёсла. Зачем? Почему наше поколение предпочитает вместо русских народных хороводов и плясок танцы других стран. Почему молодёжь изощряется, что не к месту, в речи, используя непонятные иностранные слова, не зная их значение. Даже если, человек употребляет их осознанно, почему бы не сказать русский эквивалент? Чем хуже «уровень» от английского «Level»?
Если перенимать что-то ,то с умом.
Однажды, Я(Ф.М. Достоевский), на станционном пункте наблюдал такую картину:
«Приезжает приказчик, быстро забегает к смотрителю, проходит несколько минут. Находясь в приподнятом настроении,(наверняка пропустил одну рюмку) садится на дрожки. Ямщик не торопясь погоняет тройкой, находится в полусонном состоянии. И вдруг, что есть мочи, приказчик бьёт ямщика по макушке. Столь интересное и обычное зрелище, но в этом вся соль нашего века. (Кстати, пьяный приказчик бил ямщика ещё версту, пока  не протрезвел, а лошади  чуть не выдохлись).»[Ф.М.Достоевский. Дневник писателя.] Это было всегда, скорее всего ещё будет. Человек чином выше, социальным статусом превосходящий, чувствует власть в своих руках. Так почему бы не воспользоваться ею?
Совершенно забыв о гуманности, мы любим демонстрировать «лишние качества», дабы иметь с этого выгоду, во вред другим. Так же и сейчас. Злободневная фраза: « Прав не тот , кто прав, а кто их больше имеет»,- приобретает масштабный характер с размахом.
Свои слова и рассуждения: помню , в 11 классе школы N , одноклассник …,  сказал мне эту фразу, поясняя тем самым мою романтическую отсталость. Ну и что?  Я перестал его слушать, одной это фразы хватило, чтобы понять, насколько чувство победоносной наглости затмило ему разум, и все в это верят, как будто это норма жизни. Отсюда следует вымирание нравов, нравов русского сознания ; обращая свой ненасытный взор, поедаем друг друга глазами, как бы стать ещё на ступень выше.


Рецензии