Исторические грабли
Идёт молодец полем, шагает радостно и бойко, идёт он с дальнего покоса, где окашивал своей литовкой ополье. Идёт по стерне мимо стогов, которые местами уже возвышаются на поле. -Знать в семьях изрядно хлопцев, что успели уже состоговать недавно кошенное сено. Хорошо когда в семьях много работников, многое можно успеть до дождей. Высокие ныне облака скоро сменятся кучевыми, и вот тогда все начнут второпях подбирать свои огрехи. Выйдя к стогам, начнут укрывать их, вязать и возить на телегах на сеновалы. Подберут и клочья сена раскиданного вокруг первых стогов, памятуя, как коровки по весне радуются каждому клочку.
Думалось так хлопцу, и в лад думе шагнул он к такой бороде, валявшейся на поле и видно с телеги упавшей, как после упругого шага, вдруг, получил в лоб рукоятью граблей, брошенных у незавершенного стога. Удар был силён, как и бодрый шаг, и хлопец аж присел от неожиданности. Потирая лобешник, улыбнулся. Нельзя нигде в крестьянском деле быть задумчивым - говаривал дед.
Косишь, смотри в оба, не то себя подрежешь или зайчонка погубишь. Молотком вколачиваешь, можешь себе же палец расплющить. Ну, а на грабли, в деревне, наступает во время покоса, каждый второй, если, конечно, первый их бросает где ни поподя. Потирая лоб и так рассуждая, с улыбкой шёл Иван к дому, но тут переходя тракт, увидел на обочине что-то белеется. Может косынка или платок, подумалось ему, наверное на покосе обронил кто. Подойдя поближе, нагнулся и поднял из пыли скомканную бумажину. Расправил на коленках и сбивчиво прочитал крупный шрифт. "Московские Ведомости", - наверное из коляски кто обронил, из барского имения, что за березняками на той стороне реки.
Иван, несмотря на гудящую от граблей голову, бойко прочел, так как грамота и Закон Божий всегда ему легко давались в училище.
" Вчера во Дворце Е.И.В. Николая Павловича был принят известный французский путешественник маркиз А. де Кюстин с которым состоялась длительная беседа в ходе которой Император высказал своё личное мнение о страданиях лучших родов Франции в годы смут и добавил : " К счастью, ...административная машина в моей стране крайне проста, иначе при огромных расстояниях, являющихся для всего препятствием, и при более сложной форме управления головы одного человека оказалось бы недостаточно". На что маркиз заметил Его Императорскому Величеству, что это вполне согласуется с мыслью маркиза Мирабо о государствах в которых " не армия состоит при обществе, а общество при армии". На что Император ответил: " И верно, чему успехи нашей русской армии и есть живое свидетельство, и это - главное для меня". После чего Император соизволил узнать как относится маркиз де Кюстин к поэзии самого замечательного поэта и человека России, недавно трагически погибшего Пушкина и был явно раздосадован тем, что маркиз не считает творчество Пушкина для себя интересным, да и не знает его серьёзных произведений. Вскоре, после этих замечаний, визит был завершен.
Прочитав это, Иван хмыкнул, и потерев болевшее место, добавил явно про себя - Оно как, один правит, откель же столько генералов в губерниях. Пушкина не знают, оно как, мало мы им, мусью, наподдали. Надо бы, чтобы они наш русский язык, как мы ихней, - разучили. Сложил Иван эту бумажину вчетверо, и положил в портки,- в хозяйстве бумага всегда может на что сгодиться.
Перебирая недавно бумаги своего деда наткнулся и на эту пожелтевшую страничку Ведомостей донесших
до нашего времени обрывки давних событий и решил, что мнение по поводу них ректора Московского Университета Сергея Михайловича Соловьева, будет вполне уместным: "Россия предана была в жертву преторианцами; военный человек, как палка, превыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие- нибудь способности, знания, опытность в делах - на это не обращалось никакого внимания,... фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни". Исторические грабли, на которые все время становятся наши правители, думалось мне, все время больно бьют по народному лбу.
Свидетельство о публикации №215060800377