За стеклом. Глава 8

Глава восьмая.

«...А значит это мир довольно гибок
 И вылепить гармонию легко
 Всё познается в скорости улиток
 И частом попадании в «молоко»...»

Утро выдалось солнечным. Первым делом я заказал завтрак в ресторане, потом принял освежающий душ и оделся в строгий костюм. В холле гостиницы меня предупредили о том, что вчерашний заказ уже прибыл. Недалеко от главного входа, на специальной стоянке, меня ждал новенький много-скоростной велосипед спортивного типа. За завтраком, я в том же самом меню спортивного инвентаря, заказал себе комплект соответствующей одежды для вело прогулки, с доставкой прямо в номер. Продолжая изучать правила города, я неожиданно наткнулся на термин - «виртуальное кладбище». Оказалось, что вместо привычного кладбища, в городе используется довольно оригинальный способ утилизации мертвых тел. Как всегда, к этому вопросу подошли с рациональной точки зрения. Если причина смерти заранее неизвестна, то тело отвозят в морг до выяснения соответствующих причин. Если наоборот, служба кремации увозит тело на сжигание с последующей утилизацией праха покойного путем распыления пепла над теми самыми «резервными полями», о которых упоминал Александр во время вчерашней беседы. Но перед тем как сжечь тело, в специальном банке данных оставляют прядь волос покойника в качестве генетического материала, которые закупоривают в вакуумных колбах. Колбы хранятся в генетическом хранилище, вместе с чипами, в которых содержится официальная информация о покойнике.

Что же касается могил, то они представляют собой виртуальную базу данных. Достаточно набрать в поиске данные умершего, и перед тобой появится эдакое виртуальное надгробие. Оно является своеобразных входом на личную страничку покойника. Помимо официальной информации, включающей данные умершего, медицинскую историю, проф.опыт, достижения и т.д., родственники могут размещать на страничке дополнительные сведения, будь то, личные фотографии, любимую музыку, домашнее видео, прощальные письма, стихи и многое другое. Таким образом, сохраняется максимальный объем данных в памяти базы, и любой желающий, может получить информацию о том, каким был этот человек. Информация о смерти тут же отправляется на адреса родственников, и близких, информацию о которых, каждый из жителей города заранее указывает в анкете, находясь ещё в полном здравии. Что же касается наследства, то если оно не указано в электронном завещании покойника, его раздел осуществляется устным согласием между ближайшими родственниками. Как правило, в качестве завещаемого используют личные вещи отошедших в мир иной, так как права собственности на  движимое и недвижимое имущество у местных жителей попросту отсутствует. По идее, такая система утилизации мертвых тел, освобождает городское население от множества лишних процедур, на которые тратятся дополнительные ресурсы и время. Кроме того, нет необходимости занимать под могилы новые участки земли. Родственники покойного, в праве устраивать на территории своих домов и жилищ, любые ритуалы посвященные проводам в иной мир. В том случае, если они желают предать тело покойника земле, то своими силами доставляют тело на городские кладбища других городов. Такой подход, чем-то напомнил мне литературную идею используемую в «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли. Я даже специально проверил, нет ли там информации об извлечении фосфора во время кремации? Интересно, а как к этой системе похорон относятся верующие? Эх жаль, что я не знал об этом раньше, а то бы обязательно задал им такой вопрос. Сам я понятия не имел как к этому относится. С точки зрения удобства, такие похороны были выгодны во всех смыслах этого слова. К тому же я где-то слышал что трупный яд отравляет почву, хотя судя по активно растущим сорнякам на кладбище, об этом и не скажешь. Но вот что касается моральной стороны вопроса?

Помню как однажды со мной произошел один нелепейший случай на эту тему. Дело в том, что я должен был участвовать в похоронной процессии совершенно незнакомого мне человека, и даже выступать с речью на его могиле. Оказывается он любил читать мои книги, и его предсмертным желанием было мое присутствие на похоронах. Сам не знаю почему я согласился на все это. Просто когда тебя просит незнакомый тебе человек, убитый горем со стеклянным взглядом, иногда невольно подстраиваешься под его настроение. И потом, так часто бывает, что нас раздирают противоречия, каждое из которых диктует тебе свою волю, и остается лишь сдаться на милость более назойливой стороны. В общем я согласился, и в назначенное время, стоял возле главных ворот городского кладбища, переживая о том, не опоздал ли я? Простоял я так около двадцати с лишним минут, до тех пор пока наконец не приехал автобус с уже слегка подвыпившими родственниками. Тот кто меня просил приехать, оказался более выпившим чем все остальные, и еле-еле меня узнал. Причем по всей видимости узнал он меня чисто случайно, изрядно удивившись моему присутствию. Уже тогда мне хотелось поскорее уйти, но слово, которое я с дуру дал самому себе, надежно держало меня на месте.

Это довольно странное чувство — присутствовать на похоронах незнакомого тебе человека, находясь при этом среди абсолютно незнакомых тебе людей. Я смотрел на их лица, молчаливые и угрюмые, с красными от слез глазами, погруженными в легкий транс траура, и не испытывал никаких, даже самых малейших чувств по поводу происходящего. Тело самого покойника, чем-то напоминало мне искусный муляж, изготовленный для съемок какого-то простенького фильма, какие обычно снимают в нашей стране по совершенно непонятной для меня причине. Пытаясь хоть как-то отвлечься от происходящий событий, я стал мысленно представлять себе похоронную процессию одного из фараонов, которая проходила во времена древнего Египта. Вот вносят тело бывшего царя, вот его омывают и начинают потрошить, заботливо раскладывая извлеченные органы по церемониальным сосудам. Виртуозно созданным в честь тех или иных богов, в качестве жертвенного подношения с целью добиться их помощи, когда душа фараона будет проходить десять ритуальных испытаний подземного мира. Забавно, что только не приходит в голову тому, кто оказался не на своем месте не в неподходящее время, хотя на это не было особых причин.

Кстати насчет причин. Некоторые из присутствующих, судя по их нервной реакции и слегка подрагивающим кончикам пальцев, готовы были терпеть любые неудобства, лишь бы была заветная возможность традиционно выпить по очень важному поводу, который трудно осудить со стороны близких. Что касается остальных скорбящих, то по всей видимости для них, подобное участие было отличной возможностью, проявить свое сочувствие и заботу, тем самым закрепив за собой статус надежных и отзывчивых добродетелей. В целом у каждого из присутствующих, была своя особая причина чтобы находится на церемонии общего прощания, и лишь у меня она присутствовала в исключительно формальном виде, как слово, напечатанное на казенном бланке. Я не знал усопшего, и уж теперь точно не узнаю о нём никогда. И никакие рассказы в стиле «знаете каким парнем он был?», не сделают мой пробел в знаниях более коротким, так как я не хотел ничего знать.

Все эти всхлипы плачущих женщин, были такими ненатуральными и натужными, словно они выполняли какую-то повинность. И ведь в большинстве случаев все именно так и происходит. Умерший человек это большое неудобство, так как он перестал выполнять полезную функцию для общества и теперь занимает лишнее место на всеобщем празднике жизни. Мало того, несмотря на свою пассивную роль, он все же ухитряется создать окружающим массу неудобств, так как требует немедленного захоронения и прочих неожиданных трат. Необходимо заказывать гроб, оплачивать место на кладбище, оформлять разного рода документы, а ещё соблюсти кучу ненужных никому формальностей, включая поминки, и гастрономическое обслуживание едва знакомой тебе публики. С одной стороны это прекрасная возможность познакомится со своими дальними родственниками, увидев их хотя бы раз в жизни. С другой стороны, может случится и так, что впечатление от данного знакомства можно выразить простым пожеланием: «лучше бы я их никогда не видел». Похороны и свадьбы чем-то похожи между собой, так как никто из участников обычно не спрашивает истинных виновников «торжества», что им хочется, и делают лишь то, что желает большинство. Сейчас чаще всего родственников можно увидеть лишь на похоронах или на свадьбах, хотя они могут жить всего лишь в нескольких кварталах от тебя.

Современный похороны это в некотором роде глупость, в которой даже нет души. И конечно она не имеет ничего общего с древними обрядами наших предков, где каждого старца во многом хоронили как героя, прожившего наибольший отрезок жизни несмотря на огромное количество причин, которые могли бы её оборвать в одночасье. И ведь эти герои, сражались за свои земли с тем же спокойствием и уверенностью, как они пахали землю и растили детей. А самое главное этого человека знали почти все, не то что в наше время. Что такого интересного и захватывающего можно поведать о современном человеке сегодня? Мы зачастую даже о самих себе, не можем сказать ничего выдающегося кроме стандартной для большинства биографии. Родился, учился, работал, женился, вырастил детей, состарился, по нянчил внуков, ощутил все прелести подступающей к горлу старости и облегченно испустил свой дух, всё!

Я шел следом за похоронной процессией, одновременно рассматривая разнообразие окружающих меня с двух сторон памятников, фотографий, дат и фамилий. Кто все эти люди? Какую роль они сыграли в общей жизни планеты, страны, города? Какой смысл, было строить эти молчаливые города для мертвых? А может их построили вовсе не для того чтобы имелось отдельное место для памяти? Может, кладбище это единственное спокойное и тихое место в городе? Что-то типа парка, для тех кто вдруг захотел тишины и покоя, устав от городской суеты и бесконечного шума? Подумаешь, ну лежат у тебя под ногами кости тысяч мертвецов. Под ними иногда и не такое лежит! Разница лишь в том, что здесь ты знаешь по какой земле ходишь, а в остальных случаях предпочитаешь оставаться в счастливом неведении. Некоторые могилы обладают поистине магнетическими свойствами. Ты идешь мимо сотен одноликих надгробий, и вдруг одно из них привлекает твое внимание больше чем все остальные. Ты обращаешь внимание на форму надгробия, качество материала, читаешь надпись и любуешься вполне жизнерадостным лицом жившего когда-то человека. И в качестве завершающего штриха своего любопытства, ты интересуешься а когда-же жил этот человек, и узнав тут же качаешь головой, думая — надо же, как рано ушел, а ведь мог бы жить и жить? Неожиданно, я оглянулся и понял, что остался один. Видимо пока мое внимание было отвлечено разглядыванием памятников, процессия ушла далеко вперед, и по всей видимости «отряд не заметил потерю бойца». Только представьте себе на минутку эту сцену, где-то в глубине кладбища, на одном из перекрестков стоит одинокий и все ещё живой человек, в теплом пальто и шляпе, поздней осенью, около десяти утра, на пронизывающим даже душу, холодном ветре. Я смотрю в разные стороны, но все они пусты и уходят далеко вперед. Нет никаких следов моих странных спутников. И я понятия не имею куда следует идти. Мне даже некому позвонить, ведь я никого из присутствующих не знаю, включая и того, кто обращался ко мне с просьбой посетить похороны. Очень неловкая ситуация, особенно потому что я по всей видимости не смогу выполнить своих обязательств, которые никому особенно и не нужны, учитывая градус всеобщего опьянения. Остается лишь ругать себя, за то что потратил драгоценное время. Хотя само по себе время, ускользает независимо от того на что мы его тратим. Мало того, нельзя уверенно сказать что мы бываем удовлетворены и тем, на что мы его потратили. Я стою в тишине посередине города мертвых, и лишь ветер завывает возле моего уха. Что я могу сказать? Глупей положения пожалуй и не придумаешь. Кроме того, необходимо ещё и найти обратную дорогу к выходу. А главное что обо мне все равно подумают только то, что подумают, и никакие оправдания не в счет. Такая вот нелепость. 

Здесь по всей видимости ничего подобного со мной произойти не могло. И к тому же, с точки зрения информированности о покойнике, я мог быть более спокоен, и разговоры в стиле «Знаете каким парнем он был», хотя бы на минимальном уровне можно было поддержать. Интересно какие открытия ждут меня впереди? А пока настало время заняться собственным здоровьем.  Терпеть не могу стоматологов. Это у меня ещё с детства. Я очень хорошо помню советские времена, и школьную обязаловку проходить стоматологический осмотр два раза в год. На одном из этажей школы, располагался «Зубной кабинет», в котором были установлены два уютных кресла «для пыток». Каждый раз проходя мимо этого кабинета, и ощущая ужасный запах его работы, я внутренне содрогался. Никакой анестезии кроме мышьяка тогда не было, за исключением уколов толстой иглы в десну. Но такие уколы с заморозкой практиковались только во время удаления зубов, душераздирающую процедуру которого мне также «посчастливилось пережить», благодаря проявлению школьной заботы о здоровье своих учеников. Дело в том, что в те далекие и счастливые во многом времена, никто не пугал наше пионерское детство кошмарными историями о кариесе с экранов ТВ во время демонстрации рекламных роликов с зубной пастой. Мы в этом плане были абсолютно наивным и доверчивым поколением, непуганых простачков. Поэтому услышав впервые распоряжение директора о необходимом стоматологическом осмотре, я воспринял его с интересом.

В сладком я себе как правило не отказывал, да и чистил зубы не то чтобы регулярно. В итоге у меня нашли кариес, который необходимо было срочно лечить. Я послушно открыл рот и тут же пожалел об этом,  так как добрая бабушка-врач, ткнула острой штуковиной прямо в самое больное место. В общем в течении примерно десяти минут, я пережил весь ужас советской стоматологии, периодически подвывая как гиена на ночной охоте в саванне. Наконец в просверленную воронку в зубе, мне положили мышьяк для того чтобы убить нерв окончательно и поставили временную пломбу. Через день, я вновь сидел на кресле пыток, и не ощутил никакого обещанного мне добрым доктором облегчения. Пломба вылетела как пробка ровно через неделю, а поставить новую я естественно боялся. В итоге, состояние моего зуба, было таким, что через год его пришлось вырвать. Уже будучи взрослым, я с трудом уговорил себя привести порядок во рту, записавшись на прием в современный кабинет. Но в этот раз, меня приятно удивили новые методы анестезии. Через пол-месяца постоянных посещений и траты кругленькой суммы, мои зубы были в полном порядке. И я впервые за много лет, ощутил сладость полноценного пережевывания пищи. С того момента я следил за полостью рта довольно тщательно, но видимо недостаточно, раз у меня обнаружили кариес.
В общем ровно десять я сидел в кабинете стоматолога. Дорога в Северный медицинский центр была мне знакомой, а нужный кабинет нашелся без труда, благодаря виртуальной карте.

- Добрый день, меня зовут Сергеем. Я ваш лечащий врач. Вы даже не представляете себе как я рад видеть новых пациентов.
- Очень приятно познакомится Сергей. Позвольте полюбопытствовать, чем вызвана ваша радость?
- В последнее время у меня довольно мало посетителей. А для человека мой профессии, отсутствие практики подобно смерти. В свободное время я преподаю в местном медицинском институте, учу студентов работать с практическими макетами. Но это все не то. Хочется по настоящему серьезных случаев. Мы ведь, тоже в некотором роде скульпторы.
- Интересное сравнение.
- Не смейтесь, это действительно так. Положим если бы у вас имелись остатки любого коренного зуба, или скол эмали, то я мог бы восстановить его так, что никто не смог отличить восстановленный зуб от здорового.

- Я как-то не совсем в курсе последних технологий.
- Поверьте мне, они шагнули далеко вперед.
- А я слышал, что самой передовой из них является имплантация?
- Имплантация уже давно не актуальна. Я сам практиковал её, работая в частном стоматологическом центре. Когда-то это был последний писк моды, но как по мне, это просто варварство. Сверлить челюстную кость, вворачивая в неё штифты, это насилие над человеческой природой. И потом, как в последствии оказалось, не каждый штифт принимается костевой тканью. Некоторые провоцируют отторжения чужеродного материала, последующее воспаление, микро-разрушения а потом и вовсе требуют немедленного удаления.
- Я так понимаю на сегодняшний день существует боле здоровая альтернатива?
- С изобретением поистине революционных материалов на полимерной основе, новый зуб можно буквально вылепить из ничего, при этом сохраняя остатки родного.
- И на сколько лет хватает подобной «скульптуры»?
- Обычно лет на 15-20. Но наши собственные разработки, с использованием керамических присадок, а также некоторых других компонентов, позволяют увеличить этот срок до 100 лет.
- Вы серьёзно?

- Абсолютно! При этом вы будете способны грызть любую твердую пищу, за исключением конечно того, что грызть не рекомендуется.
- А мне можно поставить такую пломбу?
- Что значит можно? Мы только такие и ставим. Сейчас я обработаю ваш проблемный участок с помощью анестезии нового поколения, и когда вы почувствуете что замораживающий эффект начал действовать, я примусь за работу. - с этими словами, он достал из ящика небольшой баллончик с тонким распылителем на конце, и несколько раз прыснул на область больного зуба.

- Сергей, я могу задать вам вопрос относительно вашей работы?
- Конечно.
- Вот вы упомянули о том, что у вас мало пациентов? В чем причина такой ситуации?
- Вы видите вот этот портрет? - и он жестом указал на портрет пожилого человека с большой лысиной в очках велосипедах.
- Да вижу.
- Конечно же вы не в курсе кто это?
- Могу только догадываться. Вероятно он как-то связан со стоматологией?
- Абсолютно верно. Это Прайс Вестон, известный американский стоматолог, ученый-исследователь. Его книга, опубликованная в первой половине прошлого века, произвела настоящий переворот в мире стоматологии. Правда эти данные в последствии были преданы забвению, благодаря тайному сговору стоматологов в то время. Отчасти причина моих простоев заключается в идеях этого человека, отчасти в моей собственной инициативе.
 
- Вы не против рассказать об этом немного подробнее?
- Разумеется не против. Не знаю слышали ли вы что-то о городской службе профессиональных предложений?
- Насколько я успел узнать, это некий внутренний городской сервис, позволяющий вносить в общую систему управления городом, различные предложения связанные с улучшением системы?
- В точку.  Кстати как ваши ощущения? Не пора ли приступить к работе?
- Не могу определить, мой язык словно потерял чувствительность.
- А так? Чувствуете что-нибудь? - и я услышал как что-то скребется в полости рта.
- Нет, ничего не чувствую.

- Тогда можно приступать. Не волнуйтесь, я могу одновременно и работать, и рассказывать вам о сути дела. Если почувствуете боль то дайте знать. Сейчас я поставлю вам специальные расширители, чтобы ничто не мешало мне выполнять свою работу. Как видите я обхожусь без медсестры, так как ваш случай не требует дополнительной помощи. Закончив с пломбой, я произведу стандартную чистку от зубного камня. Можете принимать пищу уже через час после процедуры. Кстати в целом зубы у вас в порядке. Тот кто ставил вам пломбы, хорошо постарался. Но вернемся к рассказу. Итак, суть открытия Прайса Вестона заключалась в том, что человеческий организм способен производить восстановление зубной эмали собственными силами, хотя раньше считалось что такая способность доступна лишь некоторым видам животных. Открытие это он сделал благодаря исследованию диких племен, которые вообще никогда не слышали о стоматологии и не чистили зубы. Тем не менее, состоянию их зубов мог позавидовать любой современный американец или европеец. Поиск причин такого феномена, заставил Вестона обратить внимание на  систему питания аборигенов. В итоге оказалось, что именно она, а точнее её рацион, отвечает за здоровье зубной эмали, позволяя слюне при наличии соответствующих компонентов создавать микро-пломбы естественным способом. Проведя подробное исследование химического состава местной пищи он пришел к выводу, что наличие в ней дневных норм фосфора, магния, железа, кальция а также витаминов способствующих усвоению минералов, которые содержались в животных жирах, и жирах морских рыб, благоприятно воздействуют на общее здоровье зубов.

  Те же племена, которые по причине близкого соседства, имели доступ к пище «белого человека», обладали аналогичными проблемами с полостью рта, что и обычные люди. Кстати ещё до работы Вестона было известно что потребление большого количества быстрорастворимых сахаров, способствует развитию кариеса. К сожалению это открытие так и осталось без внимания научной общественности, так как стоматология это не только  помощь больным, но и большой бизнес. В настоящее время, наличие кариеса у каждого жителя земли считается нормой, так как с того времени, производство пищи с использованием химических добавок, а также большого количества сахара, приняло глобальные масштабы. В свое время я проявил большой интерес к его работам, и как только у меня появилась возможность проверить их достоверность на экспериментальном уровне, я конечно же внес свое предложение об изменении в системе общественного питания в соответствующую городскую службу. Мое предложение поддержали, предоставив возможность доказать верность выводов Вестона на экспериментальном уровне. Целый год, я занимался лабораторными исследованиями,  проверяя верность теории на группе добровольцев. Как только эксперимент был успешно завершен, в систему городского питания были внесены рекомендуемый мной изменения, обеспечивающие жителей тем количеством полезных веществ, которые способствуют здоровью ротовой полости. В итоге, буквально после полугода подобной практики, количество пациентов в кабинеты города сократилось как минимум вдвое. Сейчас большую часть моих больных составляют либо туристы, либо гости города. Кстати ваш зуб уже готов.

- Вы закончили? Но я даже не слышал как вы работаете.
- Это и не удивительно, ведь подобное оборудование обычно устанавливается только в элитных поликлиниках мира. Я сам впервые начал работу на нём именно в этом центре.
- Получается что вы с помощью собственной инициативы, лишили себя работы?
- Не совсем лишил, но по большей части так оно и есть.
- И как же вы выходите из положения?
- Тренируюсь на специальных стендах имитирующих ротовую полость. Это новая разработка нашего института, основу которой составляют макеты изготавливаемые на 3-D принтерах нового поколения. Правда два раза в год, я позволяю себе отдушину, и отправляюсь в отпуск на практику в одну из бюджетных стоматологических поликлиник России.    
- Вы ездите в отпуск чтобы работать? Если я кому-нибудь расскажу об этом, то мне скорей всего не поверят.
- И тем не менее это так. Я люблю свою работу, и мое положение позволяет мне совершенствовать свою практику.
- Большое вам спасибо Сергей. Я получил большое удовольствие как от процедуры так и от знакомства с вами.
Рад был принять вас. Если возникнут проблемы, обращайтесь!   

Я вышел из кабинета в некотором недоумении. Удивительно как просто можно решить одну из глобальных проблем человечества. Получается что рекомендованная врачами диета, уже содержала все необходимое для здоровья, и возможно это касалось не только зубов. Конечно ещё рано говорить о каких либо результатах, но в последнее время я чувствую себя гораздо бодрее. Посмотрим что мне покажут в школе?

В назначенное время, я появился возле здания школы. Приложив пропуск к соответствующему окошку, я вошел внутрь и на уже знакомой мне с посещения медицинского центра карте, без труда нашел кабинет директора школы. Не успел я дойти до кабинета, как его двери открылись и меня встретил Антон.

- Рад видеть вас в нашей школе — горячо поприветствовал меня директор и уверено пожал мне руку.

На вид это был бодрый толстячок низкого роста в очках. Помимо одетого строгого служебного костюма стандартного образца, на его шее присутствовал галстук-бабочка. В совокупности со своим забавным бочкообразным видом, эта маленькая деталь придавала его образу самый дружелюбный и располагающий к себе вид. Обычно такие люди, занимают либо служебные посты среднего ранга, либо работают бухгалтерами. Голос его был звонкий как у мальчишки и вызывал у меня невольную улыбку. Но видимо, такая внешность в данном случае была скорее плюсом чем минусом. Внутренне я уже подготовился к очередной порции свежих открытий, поэтому вместо дежурного удивления, решил сосредоточится на созерцании наиболее любопытных фактов. Экскурсия по школе будущего, в которой готовили новое поколение горожан, обещала быть довольно интересной. Наблюдая за поведением детей, которых я встретил по пути в кабинет директора, я не обнаружил в нём ничего сверх-естественного. Наличие школьной формы, в городе где не акцентируют внимание на разнообразии одежды, было вполне предсказуемым явлением. Форма как форма, без каких либо знаков отличий. Дети играли между собой, баловались как обычно, гонялись друг за другом, громко кричали и смеялись.

- Взаимно! — ответил я.
- Что бы вы хотели узнать о нашем «храме науки»? - спросил меня Антон, приглашая присесть в одно из кресел.
- Даже не знаю! Я как-то не планировал составить список необходимых вопросов, полагаясь на ход самой встречи. Хотя, о чем я могу спрашивать если не о разнице между вашей школой и другими?
- Но у нас нет никакой разницы между другими школами. Каждая школа в городе является типовой, и построена с учетом одних и тех же требований. Единственное отличие могут составлять сами ученики, да и это не является таким уж отличием. Каждый ребенок по своему талантлив, и естественно что некоторые из них более талантливые чем другие. Наша задача заключается в том чтобы развить возможности всех учеников по максимуму, а наиболее развитых поддержать и направить в нужное русло.
- Это каким образом направить?
- Если к примеру ученик проявляет большие способности в математике, мы оказываем ему отдельную поддержку в данном направлении, акцентируя его развитие в точных науках. Мы можем поддержать его труды, опубликовать их сначала на уровне школы, потом на уровне института. В дальнейшем, данные о способностях такого ученика передаются в информационный центр соответствующего по профилю института, в котором его будут ждать, если конечно сам ребенок не передумает туда поступать. В дальнейшем из такого ученика может получится не только талантливый ученый но и даже гений. В остальном наша школа идентична всем остальным.

- Я наверно не верно выразился. Речь шла о разнице между вашей школой и школами в других городах страны.
- Ах вот вы о чем? Было бы странным полагать что эта разница может быть незначительной. Она огромна!
- А можно немного подробнее?
- Начнем с того, что целью обычных школ является стандартная подготовка учеников, к роли государственного «зомби», послушного основным правилам общества. Образование само по себе играет роль информационного мусора, цель которого — как можно плотнее забить головы своих учеников. Чем жестче эта информация забивается в их головы, тем ниже вероятность того, что кто-то из них выйдет за рамки общего развития предусмотренные государством. А чтобы система была эффективной, в неё закреплена технология наказания и поощрений в виде оценочной системы баллов, и других второстепенных средств воздействия.

- Вы хотите сказать что у вас все наоборот?
- Местная система образования, направленна на развитие максимально возможного потенциала ученика в его развитии. Вам наверно покажется это непривычным, но дети с большим удовольствием ходят в школу, так как школа является для них не только источником ценных знаний, но и источником приобретаемых навыков.
- Действительно непривычно слышать такое. А что насчет оценок?
- Оценки у нас имеются, но исключительно для того чтобы определять степень усвоения материала. Существует три оценочных шкалы — стандарт, потенциал и гений. Дальнейшее поступление в институт обусловлено лишь желанием самого ученика, независимо от оценочной системы.

- Но каким тогда образом происходит сам критерий отбора? Допустим, если оценок как таковых нет, и двое учеников обладая разными способностями учатся на одинаковом факультете, то как понять, справляется ли кто-то из них с поставленными задачами или нет?
- Очень просто. Если студент не сдает необходимую ему дисциплину, то по мере накопления таких «долгов», его просто автоматически исключают из института. Никто специально не собирается делать из неуча, профессионала. Его успехи в освоении будущей профессии зависят непосредственно от степени его личных усилий на данном поприще. Тем более что выбор всегда существует, и можно освоить более легкие в интеллектуальном плане профессии. Ещё раз говорю, наша оценочная система предназначена в первую очередь для оценки будущего интеллектуального потенциала ученика. Любой из них закончив школу, может поступить на интересующий его факультет, сдав соответствующий вид экзаменов. В целом, его оценки изначально никого не интересуют, если конечно они не свидетельствуют о высоком потенциале кандидата на будущее развитие. Такая система позволяет ученикам проявлять заинтересованность в учебе самостоятельно, а мы в свою очередь должны приложить максимум усилий чтобы отвечать пожеланиям своих учеников. Ну и наконец, данная система исключает любые проявления коррупции.
- Тогда, мне бы хотелось познакомится с учебным процессом, поближе.
- Думаю что лучшим способом познакомится с нашими достижениями, будет наглядная демонстрация на конкретных примерах. Поэтому прошу вас проследовать за мной.

Мы вышли из кабинета и Антон повел меня за собой по длинным коридорам школы.
- Прежде всего вы должны знать, что здание типичной городской школы располагает полным набором средств для всестороннего развития учеников, начиная от физической подготовки, и заканчивая творческими способностями. По сравнению с другими зданиями города, наше занимает довольно обширную площадь, что в некотором роде является негласным свидетельством того значения, которое придают городские власти системе образования в целом. К примеру, мы располагаем собственным бассейном, двумя спортивными площадками открытого и закрытого типов,  химической и физической лабораториями, кабинетом биологии, актовым залом с большой сценой где проходят концерты и выступления наших учеников, обширной библиотекой, студией изобразительного искусства и фотографии, небольшим оркестром с набором основных музыкальных инструментов, собственным дендрарием и теплицей, помещением для ручного труда оборудованным всем необходимым инвентарем включая программируемые станки, небольшой типографией и прочим. Конечно, создание подобных школ является довольно затратной статьей городского бюджета, но с другой стороны, развитый потенциал большинства выпускников школы, в дальнейшем принесет городу гораздо большую прибыль в виде качественно подготовленных после института специалистов. Анатолий Петрович не привык экономить на образовании.

Система обучения построена таким образом, что основная продолжительность учебного дня, спланирована согласно физических и умственных возможностей самих учеников в силу их возраста. Один урок, обычно состоит из двух частей, теоретической и практической. Если не ошибаюсь в классе математики как раз проходит теоретическая часть.

Мы тихо приоткрыли входную дверь, и вошли в класс. Дверь была установлена в конце классной комнаты, поэтому любой входящий не привлекал к себе излишнего внимания. В классе присутствовало около 30 человек, и ещё более 20 мест оставались пустыми. Теоретическая часть представляла собой освещение очередной математической темы, которая сопровождалась сначала пересказыванием основных математических правил, а затем подробным рассказом о биографии того, кто стал основоположником данной теории. Рассказ учителя, сопровождался демонстрацией фотографий на специальном экране с проецируемой картинкой. Пока мы заняли ближайшие места, ни один из учеников во время лекции не обернулся. Все были поглощены изучением истории жизни первооткрывателя. Мы посидели так минут десять, и Антон знаками показал что необходимо продолжить наш путь.

- Вот видите — сказал он закрыв дверь в класс. - Мы практикуем изучение биографии тех выдающихся личностей, благодаря которым сформировались науки. Такой акцент позволяет ученикам понять одну главную вещь — все они могут быть потенциальными первооткрывателями в будущем. К тому же, мысленная привязка детской памяти изучаемых тем к конкретным фигурам, делает процесс запоминания более легким. Мы стараемся дать ученикам ровно столько знаний, сколько они в состоянии усвоить, не перегружая их излишками. В обычных школах, их загружают избытком ненужной информации только для того, чтобы банально занять их время. Но ведь такой количественный подход приводит лишь к обратному результату. Ученики попросту перестают ценить собственное время, по привычке тратя его на множество бесполезных источников знаний или действий.

Школьное расписание составлено таким образом, что в один день максимальное количество уроков равняется трём, плюс дисциплина развивающая иные способности ребенка. Физическое развитие детей, также имеет две составляющие. Первая это обычная гимнастика, включающая в себя несколько стандартных дисциплин. Вторая, посвящена изучению отдельных видов спорта. Каждому виду спорта в зависимости от сезона погоды, посвящается определенное время. В последствии, изучив все виды спорта и попробовав в них свои силы, дети могут выбрать для себя любимую дисциплину, и заниматься исключительно ей при дальнейших занятиях. Кроме того, в городе имеется достаточное количество спортивных секций чтобы поддерживать интерес учеников к тому или иному виду спорта. Конечно спорт в этом случае не является приоритетным направлением.
- Как это? Вы же сами только что сказали, что город всячески поддерживает проявивших интерес учеников в этом направлении?
- Несомненно. Однако, цели сделать из учеников профессиональных спортсменов мы не ставим.
- Почему?

- Профессиональный спорт бесполезен сам по себе как явление. В городе не поощряют подобных зрелищ, предпочитая использовать возможности человека только в рамках его естественного развития.
- То есть, если я правильно вас понял, вы хотите сказать что в городе нет своих футбольных команд, нет общественных стадионов и т.д.?
- Можно сказать и так. Общественные стадионы имеются, но они предназначены исключительно для занятий спортом, а не для проведения общественных зрелищ. Школьные и институтские команды конечно имеют место быть, но они вольны играть друг с другом на неофициальных началах. Мы не ставим перед собой задач по соревнованию друг с другом. Спорт должен быть спортом но не более. Известно что область профессионального спорта не имеет ничего общего со здоровым образом жизни, и все эти так называемые профи, более походят на «ипподромных» лошадей, которых готовят к очередным заездам. Если смотреть на профессиональный спорт с рациональной точки зрения, то так называемые спортивные шоу не более чем естественный отвод накопившихся у населения негативных эмоций, которые можно спустить, сидя на трибунах болельщиков. Что с того, если один человек пробежит быстрее другого? Что с того если один человек поднимет тяжесть больше другого на 20 кг? Машина все равно ездит быстрее, а кран поднимает груз в сотни раз больше. И потом, любой предел человеческих усилий можно увеличить с помощью фармакологических средств, но каков смысл подобных улучшений? Спортсмены борются за право быть лучшим, так как оно дает соответствующие льготы и способствует увеличению роста собственного эгоцентризма. Но в обычной жизни, все это бесполезно, не говоря уже об ущербе причиняемом здоровью. Мы за здоровый образ жизни, но без перегибов.

- Ну что же это вполне понятно. Однако что может помешать ребенку увлекаться спортом чуть больше обычного?
- Как показывает практика, этой помехой служит отсутствие излишнего внимания к этому вопросу. Вы наверняка обращали внимание на то что в разделе новостей, присутствует колонка с обозрением спортивных достижений?
- Конечно.
- Так вот на нашем телевидении такой колонки просто не существует. Школы в этом случае берут всю ответственность на себя, посвящая изучению каждого вида спорта, отдельное время. Вместо примеров тех или иных достижений, мы объясняем ученикам о тех способностях их тела, которые можно развить. А вот как раз и наш зал. Можете сами убедится в его оснащенности.

Следуя по отдельному коридору, мы зашли в огромное по своей площади помещение. Спортивный зал был поделен на несколько отдельных площадок, каждая из которых отвечала своим требованиям. Имелось несколько полей, для футбола, баскетбола и других игр с мячом, отдельное поле для большого тенниса, отдельная площадка для гимнастики, и отдельная площадка для силовых видов спорта, включая шведскую стенку, разнообразные турники, кольца и т.д. Каждая зона была отгорожена от другой прозрачным пластиком, по всей видимости обладающим большим запасом прочности и в тоже время высокой степенью эластичности. Объём помещения позволял проводить уроки физкультуры сразу с несколькими группами учащихся одновременно.

- В летнее время, ученики обычно проводят занятия на свежем воздухе. Обратите внимание, на поле расположенное за окнами зала.

Действительно, за окном раскинулась широкая территория открытого стадиона, также разбитая на несколько тематических спортивных зон.

- У нас даже имеется небольшой лыжный трамплин — с гордостью сказал директор. Как видите мы стараемся развивать своих учеников по максимуму.
- Скажите Антон, вы упомянули о телевидении. Возможно это несколько не в тему, но мне хотелось бы узнать, оказывает ли оно какое-либо влияние на развитие учеников? Насколько я знаю, телевидение, и его так называемый негативный эффект оказываемый на подрастающее поколение, во многих странах является самой настоящей проблемой.
- Вы совершено правы, но у нас данной проблемы не существует. Более того, городская система телевидения способствует развитию не только учеников но и взрослых. Тех, кто вырос вне рамок нашей образовательной системы.
- Очень интересно. И каким именно образом удалось решить этот вопрос?
- За счет повышения качества транслируемой информации и сокращения общего количества каналов. Как известно, общее назначение ТВ во всех странах, быть одним из рычагов общественного влияния. Одним из видов такого влияния является формирование идеологии и покупательского спроса. Как вы понимаете покупательский спрос у нас отсутствует, по вполне естественным причинам. Что касается идеологии, то она целиком и полностью направлена на развитие общества. Общая структура телевещания примерно следующая.

Служба новостей выполняет информативную роль не только местного характера, но и мирового. Что касается мировых новостей, то обычно обзор событий, происходит без акцента на ту или иную точку зрения. Многое из новостных роликов предварительно вырезается, чтобы не провоцировать у телезрителей мысли о насилии и жестокости.  В образовательных каналах демонстрируются лучшие документальные и художественные фильмы, формирующие познавательную функцию, без так называемых «побочных эффектов». У детей есть свой ТВ канал, который определяется их возрастом и потребностями. Достаточно предъявить пропуск к ТВ приставке, и канал будет демонстрировать тот эфир, который соответствует возрасту ребенка. Вам может показаться  что такой вид вещания ограничивает свободу детского выбора, но это не так. Любой ребенок, способен выбрать для себя материал из общего архива видео-информации, благодаря открытому доступу к общему хранилищу сервера. Если он не знает что ему выбрать, то может посмотреть соответствующий познавательный канал, где анонсируемая информация уже отобрана заранее. Естественно что такую информацию отбирают согласно строгих критериев по возрастному развитию. У нас конечно нет задачи по воспитанию идеальной молодежи, но мы стараемся расширить их кругозор и интересы с помощью развивающих ТВ программ.

К примеру, существует несколько тематических каналов по которым транслируются соответствующие тематические обзоры. Музыкальный канал, освещает разные сферы тех или иных музыкальных направлений, знакомя телезрителей как с образцами музыки, так и с биографиями её создателей. Для тех кто не успел посмотреть тот или иной обзор, имеется возможность просмотра архивной копии программы на сервере. Конечно наше телевидение пользуется материалами со всего мира. Однако мы активно продвигаем свою кино- продукцию, с тщательно подготовленной и выверенной информацией. Фактически в нашем городе работает собственная киностудия, и прибыль от продажи и проката подобных материалов поступает непосредственно в городской бюджет. Насколько я знаю, наши образовательные фильмы, уже в настоящее время составили серьезную конкуренцию таким студиям как «ББС» или «Нейшнл джеографик». Также у нас есть канал посвященный обзору мировой и отечественной литературы. Насколько я знаю, ничего подобного нет ни в одной стране мира, а очень жаль. Книги, как вы понимаете, нуждаются в подробных обзорах куда больше чем  фильмы, ведь для последних достаточно рекламного ролика. Обзоры в свою очередь делятся на различные литературные жанры. Тоже самое относится и к другим каналам посвященным отдельным пластам человеческой культуры.

- А что насчет цензуры? Насколько я понимаю,  та же самая музыка, может содержать в себе довольно радикальные направления?
- Мы стараемся отбирать только самое лучшее, оставляя освещение некоторых аспектов той или иной культуры, без излишнего внимания.
- Но таким образом получается что вы лишаете население свободы выбора?
- Отчасти все так и есть. Но с другой стороны, тот выбор который доступен, зачастую превышает по степени познания объем далеко не одной жизни человека, если иметь в виду её среднюю продолжительность. Со временем мы планируем постепенно открывать недоступные ранее разделы, когда будем уверены в том, что наши жители стали вполне разумными чтобы не воспринимать информацию буквально. Когда разовьется их вкус, они будут изучать эти разделы исключительно с познавательной точки зрения.
- Не знаю, насколько это правильно? Все таки есть в этом что-то неразумное. Уровень познания многих тысяч зависит от выбора меньшинства.

- Сами подумайте. От качества данного выбора зависит дальнейшее развитие жителей города а значит и наше общее благополучие. Недостаток информации в одном аспекте вызовет недостаток мыслей в другом. Излишек наоборот спровоцирует соответствующий излишек в головах. Наша задача не в том чтобы воспитывать послушных  «зомби», а в том чтобы местное население научилось работать с информацией правильно.
- А что значит в вашем понимании правильно?
- Это значит уметь извлекать из неё пользу для себя.
- Но вы же понимаете Антон, что все люди разные? Для одного это будет польза а для другого нет.

- Все верно. Здесь я с вами полностью согласен. Однако для этого и существует разнообразие выбора информации. И можете даже не спорить со мной. То что мы отбраковываем некоторых представителей «вредной» с нашей точки зрения информации, ещё не делает нас ограничителями гражданских свобод. Я понимаю ваш скептицизм. Но позвольте мне заметить что в обществах, где царит право так называемых безграничных гражданских свобод, эта самая свобода зачастую более ограничена чем в нашем городе. Мы не ставим перед собой цели воспитать человека по своему образу и подобию. Мы стремимся к созданию таких условий, при которых человек будет занят самовоспитанием. А для этого достаточно акцентировать внимание учеников на соответствующих примерах.
- Извините Антон, но скажем судя по вашему внешнему виду, не скажешь что вы являетесь хорошим примером, вдохновляющим учеников на здоровый образ жизни.

Услышав подобный довод с моей стороны, Антон лишь добросердечно рассмеялся.
- Очень едкое и при этом вполне правдивое замечание с вашей стороны. Однако я и не являюсь преподавателем физкультуры.
- Но ведь вы сами сказали, что основной упор в образовании делается на всестороннее развитие.
- Все так и есть. И я уверен что мой будущий приемник на данную должность, окажется из числа наиболее способных учеников. А пока прошу вас не забывать, что система все ещё находится на стадии общего формирования. Впрочем вы наверняка в курсе того, что существующая система управления городом имеет довольно гибкую систему изменений, и любой желающий может внести в неё свои коррективы, если последние будут признаны полезными и необходимыми?
- Конечно.

- Так вот, система школьного образования не является в этом смысле исключением. Конечно у нас как и в любой подобной системе существует некий стандартный набор предметов, который излагается  в соответствии с общепринятым учебным планом. Однако, по прошествии некоторого времени, когда можно будет обнаружить выдающиеся способности учеников, мы находим таковые и стимулируем их  дальнейшее развитие.
- А что, если скажем такое развитие способностей будет не совпадать с имеющимся внутри города спросом?
- Не совсем понял ваш вопрос — сказал Антон протирая очки с помощью носового платка.
- Ну скажем, если среди выпускников школы будут преобладать художники, в то время как потребность возникнет в архитекторах?
- Вы знаете, я придерживаюсь того мнения что лучше, если из ученика получится хороший художник чем плохой архитектор. Пример уравниловки можно увидеть в так называемом советском образовании в середине 80-х.

- А чем была плоха данная система?
- Что касается методической части, то тут все было более или менее на высшем уровне. Достаточным доказательством чего служила высокая востребованность наших спецов в других странах. Благодаря своему блестящему образованию, они без труда могли разобраться в любом текущем вопросе, независимо от степени его сложности. Проблема была в другом. Равноценное положение трудящихся, особенно в материальном плане, сразу же вызвало перекос в делении профессий на престижные и не очень. Многие начали поступать в институты только по желанию устроится куда-нибудь, где не нужно будет много работать, достаточно лишь создавать видимость самой работы. Естественно что вслед за таким желанием, появлялось и соответствующее отношение к учебе а потом и к работе. А в итоге, затраты государства на образование подобных «лентяев», были просто неоправданны. Другое дело проф.училища. Тут уже качество работы зависит от собственных рук. Сымитировать качественную работу в виде производственного брака, уже не получится. Но ведь общая эффективность государственной системы управления основывается не на отдельных видах работы, а на их общей совокупности, не так ли? Следовательно, если сосредоточить акценты государственных усилий только на производстве, то в итоге мы получим лишь увеличение производственных мощностей, которое может в итоге оказаться и вовсе не целесообразным. Особенно, если на фоне подобного роста, произойдет естественный упадок высоких технологий. Отсюда, собственно говоря и возникали всевозможные перекосы в системе государственной экономики. Я уже не говорю о чудовищно низкой квалификации государственного аппарата тех времен. Как показывает практика, управлять большими массами народа не сложно, сложно извлечь из такого управления максимальную эффективность для нужд государства в целом. В нашей системе такое просто невозможно.

- Антон а каким образом связаны с вопросами целесообразности, пустые места классах?
- Очень просто. Это касается вопроса будущих перспектив. Изначально, когда велось строительство города, был произведен предварительный подсчет предполагаемого количества жителей, включая семей с детьми школьного возраста. Естественно что в начальном этапе заселения, процент учащихся будет небольшим, хотя в нашей школе он довольно высок. Поэтому проще было построить школу с наличием значительного резерва дополнительных мест, чем строить ещё одну. Вот такая целесообразность.

- Не могу не удивляться подобной проницательности.
- В этом нет ничего удивительного. Все зависит исключительно от степени серьезности намерений в планировании подобных мероприятий, а также целей на будущее. Значительный опыт прошлого, позволяет проектировать наше будущее с высокой степенью предсказуемости, если правильно работать с имеющимися у вас данными. Но если говорить об обычной практике подобных преобразований, то все происходит с точностью наоборот. Берется старая система, и наводится косметический порядок тех или иных недостатков. Но и эффект от подобных изменений, как правило будет соразмерным тому объему усилий который прилагался на его изменение. Мы решили приложить максимум усилий в этом направлении, не говоря уже о внедрении радикальных перемен, и эффект не заставил себя долго ждать. Между учеником приходящим в нашу школу, и покидающим её существует огромная, я бы даже сказал громаднейшая разница. Ведь дело даже не в том, что он умеет читать и писать. Этому обучают даже тех кто в школу не ходит. Вопрос в разностороннем развитии. Кстати вот прошу вас заглянуть в класс труда.

Открытая дверь в класс труда встретила нас гулом разнообразной работы, на фоне которого отчетливо звучала музыка Моцарта. Множество учеников были заняты различными видами ручного труда. Вокруг то и дело что-то пилили, строгали точили, резали, сверлили и тому подобное. Все находящиеся в классе ученики по всей видимости были настолько увлечены своей работой, что не замечали нашего появления.
- Скажите Антон, а зачем им нужны подобные уроки?
- Как зачем? - удивленно переспросил Антон.
- Ну ведь у вас имеется система полного городского обеспечения во всем необходимым? По идее вам даже ремонтировать ничего не нужно самостоятельно. В чем смысл подобных занятий?

- Вы меня удивляете. Помимо банального выражения о том что труд облагораживает человека, существует исключительно воспитательный принцип, направленный на воспитание веры в собственные возможности. Человек может с уверенностью сказать «да, я могу это сделать!» лишь тогда, когда предпримет практическую попытку что-то сделать. Отличие нашей системы школьного труда от других, заключается в развитии полезных навыков, которые можно применить на практике в жизни. Мы используем весь спектр возможных работ, от деревообработки до работы с металлами. Также наши ученики изучают работу электрических узлов, водопроводных и т.д. Если кто-то из них проявит больший интерес к тому или иному занятию, не исключено что в будущем из него получится хороший специалист в этом вопросе. К тому же, таким образом ученики параллельно изучают и свойство различных природных материалов. И потом, в нашем городе всегда существует возможность создать что-то свое. Например новую мебель по индивидуальному дизайну, либо сшить одежду. У нас нет разделения в труде по половому признаку, и все ученики изучают целый спектр полезных в жизни навыков. Мальчики учатся и шить, и готовить.

- А почему звучит Моцарт?
- Классическая музыка развивает уровень детского интеллекта, и  увеличивает степень сосредоточенности на занятии. Ребенок будучи занятым каким-то важным делом, параллельно учится воспринимать классику. Таким образом совершенно незаметно, у него формируется соответствующий музыкальный вкус. Прошу вас проследовать за мной в ещё один класс.

Пройдя пару десятков метров по школьному коридору, мы оказались в студии танцев. Около станков в зеркальной комнате стояли девочки и мальчики в соответствующей форме.
- Взять хотя бы к примеру танцы. Думаю не нужно говорить какую пользу приносят занятия танцами детям?
- По всей видимости нет.
- Лучшие танцевальные коллективы не только гастролируют по России участвуя во всевозможных конкурсах, но и выступают в других странах мира. Естественно что все расходы на организацию поездок мы берем на себя. Детей вдохновляют не только победы но и восхищение самих зрителей. Ещё раз повторяю, целью школы является всестороннее гармоничное развитие ребенка.
- Скажите а у ваших учеников имеется время на отдых?
- Несомненно. Отдыху мы уделяем не меньше внимания чем учебе. У нас есть несколько помещений для детского досуга, и они организованны таким образом что детям скучать не приходится. Кстати, отдых тоже входит в систему детского воспитания, так как мы учим отдыхать их правильно.
- Как это - «правильно»?
- С пользой для тела и души. Вы разве не замечали за собой, что человеческое желание как следует отдохнуть, часто приводит его к тому, что от отдыха он устает гораздо сильнее, чем то состояния в котором он пребывал до его начала? 
- Признаться такое бывало и не раз.
- Мы учим тому, как избежать такого состояния и восстановиться по максимуму.
- Это как же?
- Спектр практик очень широк, начиная от игровых процессов и заканчивая медитативными методиками.
- Никогда бы не подумал что такому можно учить. Однако у меня появился ещё один вопрос. Скажите, а как насчет вопросов по воспитанию нравственности?

- Это хороший вопрос. Я очень рад что вы его задали, так данная дисциплина требует наибольших усилий со стороны преподавательского состава. В этом вопросе мы решили перенять множественный опыт разнообразных религиозных и философских учений из различных источников, оформив его в виде единой программы. Как известно метод громких лозунгов не имеет той результативности, надежду на которую возлагают их авторы. Ребенку важно не только рассказать о том, в чем именно заключается негативная сторона того или иного поведения, но и показать те последствия к которым оно может привести. В свое время известный гуманист Л.Н.Толстой говорил, что наглядный пример творящейся мерзости, действует на человека куда более сильно чем любые разговоры о ней. В этом случае мы применяем метод так называемой шоковой терапии, знакомя учеников с примерами последствий тех или иных злоупотреблений. Конечно это не самая приятная процедура, и мы не используем демонстрацию  в её полной степени. Однако тот недостающий фрагмент демонстрации, который ученик способен додумать самостоятельно и является главной составляющей данной терапии. И должен заметить что она действует довольно эффективно.

- Я не совсем уловил мысль насчет недостающего фрагмента.
- Попробую объяснить несколько иначе. Вы наверно замечали такой феномен, когда больше всего, зрителя пугают именно те фильмы ужасов, которые вместо открытой демонстрации объектов страха, делают ставку на их косвенное присутствие? Все самое страшное в этом случае рождается в голове у самого зрителя, а у страха как известно глаза велики.  Тот же самый способ используем и мы, только вместо страха мы используем наглядное свойство убедительности самих примеров. Конечно в качестве дополнительной поддержки метода, мы пользуемся демонстрацией личного примера поведения. Но это работает уже как закрепительный этап. Мы не делаем акцента на запрете того или иного поведения, наоборот, мы стараемся максимально осветить информационную составляющую данной ситуации. Ученик должен четко осознавать уровень последствий, к которым его приведет то или иное поведение, чтобы сделать осознанный выбор.
 
- Ну а как решается вопрос возникающих конфликтов? Только не говорите мне что у вас их нет.
- Дети не могут обходится без них, это вполне очевидно. Но мы их решаем согласно единого положения городских правил поведения.
- А именно?
- Через право вызова на поединок.
- Поединок?
- Устраивается обычный спарринг на ринге с использованием всех средств безопасности. Спарринг может быть проведен лишь при взаимном согласии на участие.
- А если кто-то не согласится.
- Значит прав тот кто сделал вызов. Вы же прекрасно понимаете, что никакой практической пользы подобные споры и конфликты не вызывают. Но если у соперников очень «чешутся кулаки», то пусть уж они выпустят пар легально чем получат штрафные очки.

- Кстати насчет штрафных очков. Как этот вопрос решает на уровне детского возраста?
- Очень просто. Детям возрастом до 7 лет, штрафные очки не полагаются в силу их возраста. Затем вплоть до 16 лет, очки начисляются на родительский счет. Нарушая закон, ребенок подвергает штрафу своих родителей. После 16 лет, он получает право полной независимости со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- То есть, вы хотите сказать что 16-летнего подростка могут выселить из города без родителей?
- Да.
- А вам не кажется это довольно жестоким правилом?
- Нет не кажется. К шестнадцати годам, любой подросток закончивший нашу школу обладает таким широким набором знаний и практических навыков, каким обладает редкий взрослый на внешней стороне города.
- А вы не думали о том, что вкладывая столько средств и сил в воспитание такого ребенка, вы тем самым выбрасываете их на ветер?
- Если смотреть на эту ситуацию с вашей точки зрения, то все так и есть. Но это лишь одна сторона медали, а ведь всегда бывает и другая.
- Что вы хотите этим сказать?
- Я уверен что вы уже общались с Анатолием Петровичем?
- Конечно общался.
- И он наверняка вам рассказывал о своей рекламной стратегии?
- Вы хотите сказ....

- Да, именно это я и хочу сказать. Обратной стороной медали является наглядный пример такого выпускника. Его преимущество на фоне других будет очевидным. Вы спрашивали о разнице между общепринятой системой образования и нашей? Так вот, если бы я рассказал о ней в самом начале нашей встречи, то боюсь что у вас сложилось бы неверное впечатление. Но сейчас, когда вы так много узнали о нашей школе, есть смысл завершить начатое сравнение одной маленькой деталью. Обычно в школе от ученика требуют лишь одного — усвоить тот объем знаний, который был подготовлен специально для него. И вся эта возня вокруг оценок и успеваемости сводится лишь к одному — попытке проверить насколько данный объём сложен для освоения. Естественно что некоторые из учеников проявляют чудеса прилежности и усваивают эти знания по максимуму, а другие наоборот всячески сопротивляются зубрежке, отвергая её чуть ли не на физическом уровне. Так вот настоящими отличниками в нашем понимании являются именно аутсайдеры, которых называют просто — двоечники. И все потому, что они предпочитают вместо тупой зубрежки, работу с информацией. Пусть их успехи по данной работе, будут не так высоки, как у тех кто лопает предоставленную им информационную пищу с большим аппетитом. Однако именно они в будущем бывают способны на поиск нестандартных решений, в то время как отличники, будут всю жизнь придерживаться той информации, которая считается официально верной. Мы в нашей школе поступаем похожим образом — учим детей работать с информацией, находя в ней в первую очередь тот процент пользы, который позволит им использовать искомое с максимальной эффективностью.

Создать управляемое общество в наше время ничего не стоит, достаточно начать с эффективной реформы общей системы образования. Но как правило, все эти реформы касаются лишь небольшой части данных, оставив общий каркас системы без изменений. И этому не нужно удивляться. Как бы ни назывался текущий государственный строй, его сущность будет в целом являться повтором того строя, который был до него. И все задачи революций, всегда упираются лишь в смену руководящей верхушки. Революция по сути, это всего лишь вынужденный ремонт текущей системы. Правда этот ремонт только выглядит таковым, так как реальная замена текущей системы происходит лишь на декоративном уровне. Одни цели заменят на другие, изменят лозунги, названия улиц или даже целой страны, но на этом все и закончится. Ломать общую систему никто не станет, хотя на словах они будут призывать именно к этому. И все это только потому, что никто толком не задумывался о том, каким именно образом можно построить новое общество? Какую альтернативу они могут предложить? И потом, любые серьёзные реконструкции социального характера, неизбежно спровоцируют народные волнения, из-за ломки укоренившихся социальных привычек. Поэтому во избежании народных волнений, большая часть этой буйной энергии уходит на весьма узкие потребности — декоративная реформация.

- Хорошо, это я могу понять, но причем тут тема нашего разговора?
- Да при том, что любые глобальные перемены в обществе, являются следствием той революции, которая прежде происходит внутри сознания каждого отдельного индивидуума. И мы в свою очередь, прекрасно готовим подобных «революционеров» уже сегодня. А все остальное за нас сделает сама среда, с которой нашему ученику придется столкнутся лицом к лицу. По-настоящему эффективная реклама, может быть только одной — в качестве наглядного примера. Чем сильнее и продолжительней этот пример, тем эффективнее рекламный эффект. Тот мальчик которого выгонят завтра из города, возможно послезавтра возглавит тот город в котором он был вынужден поселится.
- Ну и что?
- Как что? Я только что вам рассказал о принципе социальных перемен, основанном на представлениях о сложившейся традиции управления. Неужели вы думаете что подросток, выросший в условиях социальной гармонии, станет практиковать анархию? Хотя в лице горожан привыкших к скотским условиям проживания, он будет выглядеть именно таким. Но это лишь до тех пор, пока результат от совершаемых реформ не окажет первых положительных эффектов.
- Я правильно вас понимаю Антон, что вы готовите здесь революционеров для последующие модернизации стран всего мира?
- Лучше и яснее, и я бы не смог сказать — ответил Антоне и вдруг неожиданно захохотал... Он хохотал всего пару минут, но на фоне тишины длинных коридоров и моего недоумения, мне показалось его хохот казалось длился не менее получаса. Отдышавшись, он посмотрел на меня, вытер выступившие на глазах слезы и по дружески похлопал меня по плечу.

- Я вижу вы сторонник глобальных заговоров? Ничего, я и не такое слышал о нашем городе, поэтому и решил вас немного разыграть. Не сердитесь на мою выходку. Мы действительно готовим революционеров, но революционеров для собственного духа.  Люди безусловно будут обращать на наших учеников свое внимание, что происходит уже сейчас, но для этого не нужно никакой конспирации. Вот пожалуйста — и с этими словами он открыл дверь очередного кабинета. Класс состоял из множества отдельных столов на которых были изображены шахматные поля, с расставленными на них фигурами. Около сотни учеников сидели за столами, и играли в шахматные партии под классическую музыку.

- Как видите, это наш шахматный класс. Только за последние два года, наши ученики умудрились выиграть несколько престижных мировых конкурсов. И это только начало.
- Я вижу, вы и здесь применяете музыкальную терапию?
- А как же? Классическая музыка это не только образец музыкальной гармонии, но и сложный математический код, прослушивание которого позволяет мозгу производить гораздо больше вычислительных операций, не отвлекаясь при этом от выполнения основных задач. А это в свою очередь способствует его тренировке, и появлению новый нейронных связей. Мы не зря в процессе обучения приводим примеры многих биографий выдающихся и значимых исторических фигур. За каждой такой фигурой стоит кропотливый труд, а значит ничего не появляется просто так из воздуха. Ученики это понимают, и сами начинают стараться увеличивать объем своих знаний. Мы лишь подаем соответствующий пример. Хотите знать примерное расписание дня нашего ученика?

- О, это было бы интересно.
- Итак, после сна здоровый завтрак, душ, чистка зубов и путь в школу. В школе проходят занятия, с обязательной физической нагрузкой для того чтобы встряхнуть организм. Потом, обеденный перерыв, час досуга в играх на выбор, затем час посвященный культуре, будь то музыка, изобразительное искусство и т.д.,  затем физическая нагрузка или ручной труд на выбор, возвращение домой. Дома ужин, выполнение домашнего задания, просмотр одного документального фильма, чтение книги и сон.
- А что насчет выходных?
- Выходные для того и необходимы чтобы отдыхать. Ученик сам определяет чем ему заняться, выбор досуга довольно широк. Мы стараемся сделать расписание таким, чтобы в течении недели у ученика была возможность охватить все области необходимых знаний. Это чем-то похоже на физкультуру для мозга.
- Для мозга?
- Ну да. Если вы не в курсе, для того чтобы накачать большие мускулы, необходимо в течении недели, равномерно распределять нагрузку по всем участкам тела таким образом, чтобы с одной стороны мышцы получили свой уровень напряжения, а с другой стороны успели как следует отдохнуть и восстановится. Того же принципа придерживается и наша система образования.
- Довольно умно. Однако я хотел спросить, а что насчет общечеловеческих ценностей?
- Что вы имеете в виду?
- Ну как насчет дружбы, общения с родителями, наконец любви. Ведь школьники имеют свойство влюбляться в лица противоположного пола, а ваше расписание не оставляет ни одной свободной минутки.

- О, это вам только так кажется. Свободной минутки обычно нет у тех учеников, которые не привыкли эффективно расходовать свое время. Когда домашнее задание превращается в ненавистное обязательство, невыполнение которого грозит последующим наказанием, его можно растянуть до нескольких часов подряд, потратив все свободное время после уроков. Мы учим детей эффективно расходовать свое время, и именно благодаря нашей методике у них есть возможность потратить лишние часы на собственные увлечения. Что такое дружба по сути? Это в первую очередь симпатия основанная на общих интересах. А эти интересы как правило включают в себя посещение тех или иных мест, секций, кружков и т.д. Стало быть большую часть времени можно проводить рядом со своими друзьями. Что касается родителей, поверьте, у них хватает времени чтобы пообщаться со своими детьми не говоря уже о выходных. И с любовью тоже самое. Не забудьте что мы никого не заставляем заниматься тем, чем занимаются ученики. Они привыкают жить в таком темпе и все успевать. Даже отдыхать, они учатся с умом.

- Забавно, на любой мой вопрос у вас уже есть готовый ответ.
- Мой главный ответ перед вашими глазами. Это наша школа. За время нашей встречи я к сожалению не могу вам показать все наши достижения, но общая картинка, которая останется у вас, будет вполне верной.
- Антон, я очень надеюсь что все, что вы мне сегодня рассказали и показали, является правдой.
- Ну что же, что является правдой а что нет, решать только вам. Вы можете без труда увидеть эту информацию на страницах нашего электронного справочника в едином информационном центре, в соответствующем разделе образования. Но насколько я понимаю, Анна говорила мне о том, что вы хотели увидеть все собственными глазами? Поэтому я даже не знаю какую ещё правду, вы хотели бы услышать от меня? Кстати если вы голодны, то мы можем пообедать в школьной столовой, заодно попробуете чем кормят наших учеников?
- Спасибо большое Антон. Я прошу прощения за мое недоверие, это особенности моей профессии. Однако я и так потратил большую часть вашего времени а у вас судя по всему очень много дел.
- Провести экскурсию, это одно из этих дел.
- Да-да, это я уже понял. Ещё раз вам большое спасибо.
- Не за что. Если будут вопросы, вот моя карточка. Сканируйте код с помощью камеры планшета, и номер наберется автоматически. Вас проводить к выходу?
- Спасибо, думаю что я найду его сам. На прощание я хотел бы сказать, что судя по вашему описанию, я бы и сам был не прочь закончить такую школу если бы был иного возраста.
- В этом наши желания сходятся. Я по доброму завидую своим ученикам, так как некоторые из них уже сейчас обладают гораздо большим запасом знаний чем я сам. И потом, очень немногие из них имеют такую неспортивную форму как у меня. Поэтому все что я могу, это делать их жизнь и учебу максимально удобной и эффективной.

Из здания школы я вышел довольно измученным. Конечно приятно было получить такой полный объем интересующей меня информации, но под конец нашей встречи, я начал сильно уставать. Хорошо что все это время я держал включенным свой диктофон. Все о чем забуду, можно будет воспроизвести в памяти заново.
Следующим пунктом из запланированного меню на день оказалось посещение бассейна. Я и не думал что встреча в школе сможет так сильно меня утомить, а ведь на вечер мы с Аней запланировали вело прогулку. Я попробовал заказать массаж, но расписание массажиста на этот день было уже полностью занято, поэтому пришлось идти в бассейн.


Рецензии