Просто Вава
В одну из своих первых гастролей, мы с Розой оказались в одном купе поезда с Вавой и его женой Екатериной ( к своему стыду, забыл отчество) Хапаевой. С утра женщины ринулись наводить макияж, я читал, пристроившись на верхней полке вагона, а Вава, достал из футляра свою маленькую семиструнную « кварточку», искусно инкрустированную перламутром и, говоря языком автомобилистов, делал ей «техобслуживание». Он снимал старые, уже в некоторых местах потёртые о серебряные гитарные лады струны, а рядом на сидении уже лежали в целофановых пакетиках , на которых были изображены симпатичные рыжие мордочки лисичек, новые немецкие струны « Лисичка». - : « Катюша, дай-ка мне вон тот флакончик».
– :« Вава, это, между прочим, « Маже нуар», которые ты мне подарил на Рождество! И ты хочешь этими духами протирать свою гитару?». - : « Киса, возьми своё зеркальце, посмотрись в него, а теперь посмотри на мою гитару и скажи , только честно - кому из Вас больше подходит « Маже нуар?» - и Вава принялся хохотать. Будучи по жизни очень весёлым и смешливым, он смеялся так, что все вокруг непременно заражались его смехом. Катя надула губки, собираясь обидиться, но уже через минуту, смеялась вместе с Вавой и всеми нами. Её очки в красивой золочёной оправе сползли на длинноватый носик и запотели от смеха. – « Посмотри, Киса, какая у неё талия, какая красивая, в виде лиры, головка, а теперь ещё она будет благоухать « Маже нуар»,- продолжал причитать Вава, с трудом прорываясь сквозь общий дружный хохот.
Катю Хапаеву нельзя было назвать красавицей, но актрисой она была очень хорошей. Она была острохарактерной комедийной артисткой, и обладая абсолютно не цыганской внешностью, играла роли председателей колхозов, смешных секретарш, фанатично влюблённых в цыган, врачей, акушерок итд… Конечно, она пела в хоре, но я был просто сражён, когда в концерте она запела « Взгляд твоих чёрных очей !». Я не уверен, что могу точно определить, как назвать этот голос? Когда я впервые услышал его, перед глазами у меня возник большой симфонический оркестр, где соло исполняла, сверкающая от блеска прожекторов, валторна, своим глубоким низким грудным звуком проникающая прямо в душу.
Вава долго настраивал гитару : - «Струны надо хорошенько обтянуть, а то врать будет»,- наставительно сказал он мне, быстро скользя по струнам своими коротенькими и толстыми, как сардельки пальцами. Я вдруг сообразил, что не понимаю того, что читаю – звуки, разливающиеся, как колокольчики ввеху и звенящие, как церковный набат внизу! Звуки этой волшебной маленькой гитары входили в меня, просачивались сквозь уши в мозг, сердце, душу. Звуки маленькой цыганской гитары, услышанные в юности, они живут во мне до сих пор! – « Давай, слезай со своей колокольни, и достань свою гитаренцию. Да ( пощупав мою гитару, сказал Вава), но на первый раз, ничего, сойдёт и эта. Давай поиграем «Венгерку». Я жутко растерялся, но делать было нечего – начал аккомпонировать! - « Неплохо! Но три аккорда - это скучно. Вот смотри : тита – тита, тита –тита - гаже это называют « лесенка», - и его пальцы забегали по грифу, как по лесенке. – «А ещё, это похоже на букву «И» , - сказал я не уверенно. - «Похоже, похоже. Запоминай, как « И», если тебе так удобнее. Теперь после твоего « И», можно вот так – тэрциями, а потом вот так - секстами. До утра времени много – пусть на подушечках пальцев появятся мозоли, а утром я проверю. « Слушай - ка как тебя зовут? Петро, а вообще ты размолодчик! Чётко, да и бас держишь. Мищимо! Будешь вместе со всеми гитарами Ляльке аккомпонировать! - « Какой Ляльке?», - не понял я. - « Дорогой сестричке нашей, Ляле», - « Ляле Чёрной?»,- запинаясь переспросил я, и в голове застучали молотки. – « Я и говорю, Ляле», - снова захохотал Вава. Теперь, по прошествии стольких лет, я могу признаться, хоть я и не стал гитаристом – виртуозом, но те 3-4 гитарных хода в « Венгерке», которые я играю - это ходы Вавы, и научил меня их играть сам Валерьян Егорович Поляков. Представляете, я играю на гитаре в компании Вавы Полякова, Ром - Лебедева(Ивана Ивановича) и Ромы (Ромуальда Феликсовича) Мелешко - об этом можно было только мечтать! Рома Мелешко играл на большой семиструнке, и первую струну настраивал от нотки « Ре». Его аккомпонемент обвалакивал слушателя, как арфа в симфоническом оркестре. Ром – Лебедев играл на небольшой терц - гитаре, и первая струна настраивалась от нотки «ми». Его импровизаци были, в основном, « терцовые», в среднем регистре , и легко , как ласточки, кружили над залом, то высоко поднимаясь, то опускались совсем низко, касаясь головы слушателя. Вава, как я уже говорил, играл на маленькой кварточке, которая настраивалась от нотки « соль». Импровизац0000ии Вавы, которые мы помним и сегодня, испонялись, как правило, квартами, в очень быстром темпе, страстно, чувственно - в них было море экспрессии! Высокие звуки его гитары, как маленькие жаворонки, уносили слушателя вверх, в поднебесье, и оттуда рассыпались солнечными искорками, позаимствованными у самого Солнышка. Каждый гитарист играл в своей позиции, в своей оригинальной манере, не допуская никаких ( упаси Бог) повторов. Это было уникальное, неповторимое и неподражаемое трио гитаристов : Мелешко, Ром – Лебедев, Поляков!.
На репетицию Надежда Сергеевна, как всегда припозднилась. Она вошла не торопясь, в синем китайском шёлковом халате и с маленьким заварным чайничком в руках. – « Вава, а ещё раньше ты не мог назначить репетицию? Я и так –то петь не могу, а тут в такую рань, да ещё после вчерашнего банкета!»,- поворчала Ляля и сделала глоток из чайничка, в котором явно был не чай, - « Нет у Вас никакого уважения к старой женщине», - засмеялась сама Ляля, и тут же не преминул расхохотаться и Вава.
Надежда Сергеевна, чуть капризничая, обратилась к Валериану Егоровичу:"Вава, что ты мне играешь? Мне это с утра высоко". Вава, со всегда присутствующим в нём, каким-то искромётным юмором, лукаво щуря маленькие глазки, начинал играть свои" пассажи", переходя из тональности в тональность, якобы подбирая более удобную для певицы, а затем, приходил в тот же "ре-мажор" и вопрошал:-"Ну, как теперь?"-:"Теперь, другое дело!" Все смеялись, а Ляля , удивлённо поднимая бровь, ворчала:-"Дылынэ!"
Очень долго тянулась репетиция « Горячей Крови» для показа по телевидению. Каждое действие спектакля должны были начинать выстроенные режиссёром С. А. Барканом в диагональ гитаристы. Один мощный аккорд – и начинается действие! Маленький Вава стоял в этой диагонали рядышком с высоченным Ром- Лебедевым, дотягиваясь головой ровно до колка гитары Иван Ивановича. Перед тем, как последовал знак дирижёра, Вава незаметно подкрутил колок Ром- Лебедевской гитары , и вместо стройного аккорда, в зал понеслась ужасающая резкая кокофония. – « Стоп», - кричал рассвирепевший режиссёр, - « Подстройте инструменты!». Вава, обидевшись, крикнул : « Семён Аркадьевич, у Вас нет слуха!», и по - тихонечку, чтобы слышали только гитаристы, пробурчал , -« Вам слон пукнул в ухо!» - смеялись долго все, и режиссёр в том числе. Перед началом второго акта, Вава попытался повторить историю, но Иван Иванович, разгадал хитрость и поймал, Ваву за рукав концертной рубашки, что называется « с поличным» : «Вава, прекрати свой террор, а лучше подстрой свою третью – она у тебя вечно не строит». Вава, застигнутый врасплох, ни сколько не смутился и очень серьёзно сказал : « У меня третья не строит, а у тебя жена Б…»,- раздался дружный хохот гитарной группы, чему очень удивился рассержанный режиссёр.
Рассказывают, что гениальный русский артист Михаил Чехов, обладая незавидной фактурой и негромким сипловатым голосом, бесподобно играл Гамлета. Когда в одной из сцен, гонец подавал ему свиток, в котором было какое-то важное известие, Гамлет – Чехов начинал читать его, сидя в кресле, а потом приподнимался, и вместе с ним приподнимался и весь зал – вот таким потрясающим актёрским гипнозом обладал этот удивительный артист.
В цыганском театре ставили « Грушеньку» с Лялей Чёрной в главной роли. В эпизоде прощания, роль отца Грушеньки режиссёр поручил Ваве, так как здесь должна была звучать гитара. – « Ты не печалься, отец»,- говорила Гушенька,- « Ты отдай меня князю, а я всё равно убегу». Вава должен был в ответ произнести несколько слов, но из-за плохой дикции, режиссёр никак не мог понять, что говорит Вава – отец, и при этом, Вава корчил рожицы, и все принимались смеяться. Сцена не получалась грустной. Тогда режиссёр сказал : « Валерьян Григорьевич, не надо ничего говорить. Пусть гитара выскажет всю Вашу любовь к Грушеньке, тревогу за неё и печаль расставания.
На спектакле было так : После слов Грушеньки, Вава загрустил, сел на пенёк и заиграл. В этой музыкальной импровизации было всё : и любовь, и тревога, и печаль, и тоска. В зрительном зале воцарилась оглушительная тишина - его гитара звучала нежно и тревожно, а когда Вава, продолжая играть, встал с пенёчка, то я, в след за ним, тоже приподнялся со своего места. Случайно, посмотрев в зал, я увидел, что и все зрители тоже встали и уже стоя, слушали чарующие звуки этой колдовской гитары.
Поймите меня правильно – я не пытаюсь здесь проводить никаких аналогий, но это сравнение, невольно пришло само по себе. Да был у нас, у цыган такой чародей! Такой магнетизёр! Такой Великий и Гениальный цыганский гитарист Валерьян Егорович Поляков!
А, собственно, почему был! Он и есть, он здесь среди нас, и кому повезёт приобрести виниловую пластиночку с записями его гитары, тот может вновь и вновь наслаждаться этим волшебными звуками.
.
PS : Мне повезло!
Свидетельство о публикации №215060800624