Просто Вава

Признаюсь,  я  не  знаю,  как  это  объяснить,  но  у  цыган  так  бывает :  мою  бабушку  Раису  Степановну до  самой  старости  называли « Райка», а  моего  знаменитого дядю  Романа  Степановича Деметера – автора  цыганского  кэлдэрарского  словаря  и  замечательных стихов, которые  я  перевёл  на       русский      ( Вы  уже   могли  с  ними  познакомиться  на  моей « стене») всю  жизнь  цыгане  называли  просто  «Ромка».       Человека,  о  котором  я  поведу   свой  рассказ,  цыгане  называли  просто « Вава».
             В  одну  из  своих  первых  гастролей,  мы  с  Розой   оказались  в  одном купе  поезда  с  Вавой  и  его  женой  Екатериной (  к  своему  стыду,  забыл  отчество) Хапаевой.  С  утра  женщины  ринулись  наводить  макияж, я  читал,  пристроившись  на  верхней  полке  вагона, а  Вава,  достал  из  футляра  свою  маленькую  семиструнную « кварточку»,  искусно   инкрустированную  перламутром  и,  говоря  языком  автомобилистов,  делал  ей  «техобслуживание». Он  снимал   старые,  уже  в  некоторых  местах  потёртые  о  серебряные  гитарные  лады  струны,  а  рядом  на  сидении  уже   лежали  в  целофановых  пакетиках ,  на  которых  были  изображены  симпатичные  рыжие  мордочки  лисичек, новые  немецкие  струны « Лисичка».  - : « Катюша,  дай-ка  мне  вон  тот  флакончик».               
– :« Вава,  это, между  прочим,  « Маже  нуар»,  которые  ты  мне  подарил  на  Рождество!  И  ты  хочешь  этими  духами   протирать  свою  гитару?».    - : « Киса,  возьми  своё   зеркальце,  посмотрись  в  него,  а  теперь  посмотри  на  мою  гитару  и  скажи ,  только  честно -  кому  из  Вас  больше  подходит    « Маже  нуар?» -  и  Вава  принялся  хохотать. Будучи  по  жизни  очень  весёлым  и  смешливым,  он  смеялся  так,  что  все  вокруг  непременно  заражались  его  смехом. Катя  надула  губки,  собираясь  обидиться,  но  уже  через  минуту,  смеялась  вместе  с  Вавой  и  всеми  нами. Её  очки  в  красивой  золочёной  оправе  сползли  на  длинноватый  носик  и  запотели  от  смеха. – « Посмотри,  Киса,  какая  у  неё  талия,  какая   красивая,  в  виде лиры,  головка,  а  теперь  ещё  она  будет   благоухать « Маже  нуар»,-  продолжал   причитать  Вава,  с  трудом  прорываясь  сквозь   общий  дружный   хохот.   
                Катю  Хапаеву  нельзя  было  назвать  красавицей,  но  актрисой  она  была  очень  хорошей. Она  была  острохарактерной  комедийной  артисткой, и  обладая   абсолютно  не  цыганской  внешностью,  играла  роли  председателей  колхозов,  смешных  секретарш,  фанатично   влюблённых  в  цыган,  врачей,  акушерок  итд… Конечно,  она  пела  в  хоре,  но  я  был  просто  сражён,  когда  в  концерте  она  запела  « Взгляд  твоих  чёрных  очей !».  Я  не  уверен, что   могу  точно  определить,  как  назвать  этот  голос?  Когда  я  впервые  услышал  его,  перед  глазами  у  меня  возник  большой  симфонический  оркестр,  где  соло  исполняла,  сверкающая  от  блеска  прожекторов,  валторна, своим  глубоким  низким  грудным   звуком  проникающая  прямо   в  душу.   
            Вава  долго  настраивал  гитару : - «Струны  надо  хорошенько  обтянуть,  а  то  врать  будет»,- наставительно  сказал  он  мне, быстро  скользя  по  струнам  своими  коротенькими  и  толстыми,  как  сардельки  пальцами. Я  вдруг   сообразил,  что  не  понимаю  того,  что  читаю – звуки,  разливающиеся,  как  колокольчики  ввеху  и  звенящие,  как  церковный  набат  внизу! Звуки  этой  волшебной  маленькой  гитары  входили  в  меня,  просачивались  сквозь  уши  в  мозг,  сердце,  душу.  Звуки  маленькой  цыганской  гитары,  услышанные  в  юности,  они  живут  во  мне  до  сих  пор!  – « Давай,  слезай  со  своей  колокольни,  и  достань  свою  гитаренцию.  Да ( пощупав мою  гитару,  сказал  Вава), но  на  первый  раз, ничего,  сойдёт  и  эта. Давай  поиграем  «Венгерку». Я  жутко  растерялся, но  делать  было  нечего – начал    аккомпонировать!  -  « Неплохо!  Но  три  аккорда  -  это  скучно.  Вот  смотри : тита – тита,  тита –тита  -  гаже  это  называют  « лесенка», -  и  его  пальцы  забегали   по  грифу,  как  по  лесенке. – «А  ещё,  это  похоже  на  букву  «И» , -  сказал  я  не  уверенно.  -  «Похоже,  похоже.  Запоминай,  как  « И»,  если  тебе  так  удобнее. Теперь  после  твоего  « И»,  можно  вот  так – тэрциями,  а  потом   вот  так -  секстами. До  утра  времени  много – пусть  на  подушечках  пальцев  появятся  мозоли,  а  утром  я  проверю.  « Слушай - ка как  тебя  зовут?  Петро,  а  вообще    ты  размолодчик! Чётко,  да  и  бас  держишь.  Мищимо! Будешь  вместе  со  всеми  гитарами  Ляльке  аккомпонировать!  - « Какой  Ляльке?», -  не  понял  я.    -  «  Дорогой   сестричке  нашей,  Ляле», - « Ляле  Чёрной?»,- запинаясь  переспросил  я, и  в  голове  застучали  молотки. – « Я  и  говорю,  Ляле», -  снова  захохотал  Вава.                Теперь,  по  прошествии  стольких  лет,  я  могу  признаться,  хоть  я  и  не  стал   гитаристом – виртуозом,  но  те  3-4  гитарных  хода  в  « Венгерке»,  которые  я  играю  - это   ходы  Вавы,   и   научил  меня   их  играть  сам  Валерьян  Егорович  Поляков.  Представляете,  я играю  на гитаре  в  компании  Вавы Полякова, Ром - Лебедева(Ивана Ивановича)  и Ромы  (Ромуальда Феликсовича) Мелешко - об этом можно было только мечтать!                Рома  Мелешко  играл  на  большой  семиструнке,  и  первую  струну  настраивал  от  нотки  « Ре».  Его  аккомпонемент  обвалакивал  слушателя,  как  арфа  в  симфоническом  оркестре.                Ром – Лебедев  играл  на  небольшой  терц -  гитаре,  и  первая  струна настраивалась  от  нотки  «ми». Его  импровизаци  были,  в  основном, « терцовые», в  среднем  регистре ,  и  легко ,  как  ласточки,  кружили  над  залом,  то  высоко  поднимаясь,  то  опускались   совсем  низко,  касаясь  головы  слушателя.                Вава,  как  я  уже  говорил,  играл  на  маленькой  кварточке, которая  настраивалась  от  нотки  « соль». Импровизац0000ии  Вавы,  которые  мы  помним  и  сегодня,  испонялись,  как  правило,  квартами, в  очень  быстром  темпе,  страстно,  чувственно -  в  них  было  море  экспрессии! Высокие  звуки   его  гитары,  как  маленькие  жаворонки,  уносили  слушателя  вверх,  в  поднебесье,  и  оттуда  рассыпались  солнечными  искорками,  позаимствованными   у  самого  Солнышка.  Каждый  гитарист  играл  в  своей  позиции, в  своей  оригинальной  манере,  не  допуская  никаких ( упаси  Бог)  повторов. Это  было  уникальное,  неповторимое  и  неподражаемое трио  гитаристов :  Мелешко,  Ром – Лебедев,  Поляков!.
              На  репетицию  Надежда  Сергеевна,  как  всегда  припозднилась. Она    вошла  не  торопясь,  в синем  китайском  шёлковом  халате  и  с  маленьким  заварным  чайничком  в  руках.  – « Вава,  а  ещё  раньше  ты  не  мог  назначить  репетицию? Я  и  так –то  петь  не  могу, а  тут  в  такую  рань,  да  ещё  после  вчерашнего  банкета!»,- поворчала  Ляля  и  сделала  глоток  из  чайничка,  в  котором  явно  был  не  чай, - « Нет  у  Вас  никакого уважения  к  старой  женщине», -  засмеялась   сама  Ляля,  и тут  же  не  преминул  расхохотаться   и  Вава.
Надежда  Сергеевна, чуть  капризничая, обратилась к Валериану Егоровичу:"Вава,  что  ты  мне  играешь? Мне  это с утра  высоко". Вава, со всегда присутствующим в нём, каким-то  искромётным  юмором, лукаво   щуря  маленькие глазки, начинал  играть  свои" пассажи", переходя  из тональности  в тональность, якобы  подбирая  более  удобную  для  певицы, а затем, приходил  в  тот  же "ре-мажор"  и   вопрошал:-"Ну, как теперь?"-:"Теперь, другое  дело!" Все смеялись, а Ляля , удивлённо   поднимая  бровь,  ворчала:-"Дылынэ!"
              Очень   долго   тянулась  репетиция  « Горячей  Крови»  для  показа   по телевидению. Каждое   действие  спектакля  должны  были   начинать  выстроенные  режиссёром  С. А.  Барканом  в  диагональ  гитаристы.  Один  мощный  аккорд – и  начинается  действие!  Маленький  Вава  стоял  в  этой  диагонали   рядышком  с  высоченным  Ром- Лебедевым,  дотягиваясь  головой  ровно  до  колка   гитары  Иван  Ивановича. Перед  тем,  как  последовал  знак  дирижёра,  Вава  незаметно  подкрутил   колок  Ром- Лебедевской  гитары ,  и  вместо  стройного  аккорда,  в зал понеслась  ужасающая    резкая  кокофония.  – « Стоп», - кричал  рассвирепевший  режиссёр,                - « Подстройте  инструменты!».   Вава, обидевшись,  крикнул : « Семён  Аркадьевич,  у  Вас  нет  слуха!», и  по - тихонечку,  чтобы  слышали  только  гитаристы, пробурчал , -«  Вам  слон  пукнул  в  ухо!» -  смеялись  долго  все, и  режиссёр  в  том  числе. Перед  началом  второго  акта,  Вава  попытался  повторить  историю,  но  Иван  Иванович,  разгадал  хитрость  и  поймал,  Ваву   за  рукав  концертной   рубашки,  что  называется  « с  поличным» :  «Вава,  прекрати  свой  террор,  а  лучше  подстрой  свою  третью – она  у  тебя  вечно  не  строит».  Вава,  застигнутый   врасплох,  ни  сколько  не  смутился  и  очень  серьёзно  сказал : «  У  меня    третья  не  строит, а  у  тебя  жена  Б…»,-  раздался  дружный  хохот  гитарной  группы,  чему  очень  удивился  рассержанный  режиссёр.    
         Рассказывают,  что  гениальный  русский  артист  Михаил  Чехов, обладая  незавидной  фактурой  и  негромким  сипловатым  голосом,  бесподобно   играл  Гамлета. Когда  в  одной  из  сцен,  гонец   подавал  ему  свиток,  в  котором  было  какое-то  важное  известие, Гамлет – Чехов  начинал  читать  его,  сидя  в  кресле, а  потом  приподнимался,  и  вместе  с  ним  приподнимался  и  весь  зал – вот  таким  потрясающим актёрским  гипнозом  обладал  этот  удивительный  артист. 
            В  цыганском  театре  ставили  « Грушеньку»  с  Лялей  Чёрной  в  главной  роли.  В  эпизоде  прощания,  роль  отца  Грушеньки  режиссёр  поручил  Ваве,  так  как  здесь  должна  была  звучать  гитара. – « Ты  не  печалься,  отец»,- говорила  Гушенька,- « Ты  отдай  меня  князю,  а  я  всё  равно  убегу». Вава  должен  был  в  ответ  произнести  несколько  слов,  но  из-за  плохой  дикции,  режиссёр  никак  не  мог  понять,  что  говорит  Вава – отец,  и  при  этом,  Вава  корчил  рожицы, и  все  принимались  смеяться. Сцена  не  получалась   грустной.  Тогда  режиссёр  сказал : « Валерьян  Григорьевич,  не надо  ничего  говорить. Пусть  гитара  выскажет  всю  Вашу любовь  к  Грушеньке, тревогу  за  неё   и  печаль  расставания.
                На  спектакле  было  так : После  слов  Грушеньки,  Вава  загрустил,  сел  на  пенёк  и  заиграл. В  этой  музыкальной  импровизации  было  всё :  и  любовь, и  тревога,  и  печаль,  и  тоска. В  зрительном  зале  воцарилась  оглушительная  тишина -  его  гитара   звучала   нежно  и  тревожно,  а  когда  Вава,  продолжая  играть,  встал  с  пенёчка,  то  я,  в  след  за  ним,  тоже  приподнялся  со  своего  места.  Случайно,  посмотрев  в  зал,  я  увидел,  что  и  все  зрители  тоже  встали  и  уже  стоя,  слушали  чарующие  звуки  этой  колдовской  гитары.
             Поймите  меня  правильно – я не  пытаюсь   здесь  проводить  никаких  аналогий,  но  это  сравнение,  невольно  пришло   само  по  себе. Да  был  у  нас,  у  цыган  такой  чародей! Такой  магнетизёр!  Такой  Великий  и  Гениальный  цыганский  гитарист  Валерьян  Егорович  Поляков! 
А,  собственно,  почему  был!  Он  и  есть,   он  здесь  среди  нас,  и  кому  повезёт  приобрести  виниловую  пластиночку  с  записями  его  гитары,  тот  может  вновь  и  вновь  наслаждаться  этим  волшебными  звуками.
.               
 PS :  Мне  повезло!               
 


Рецензии
Чачё ракирэньти!

Катерина Антонова   31.01.2016 12:10     Заявить о нарушении