И снова несколько слов об Америке

    На сайтах - стихи.ру и проза. ру - я поместила  несколько материалов об Америке. Немаловажно, что это - личные наблюдения за годы жизни и работы в стране больших возможностей. Дорогие мои читатели - туристы, почитайте, пожалуйста, и я гарантирую полезное, приятное и познавательное чтение.

   Зачем я снова возвращаюсь к разговору об Америке? Дело в том, что некоторые авторы, побывавшие в Америке туристами, берут на себя смелость судить о стране, которую совершенно не знают. Взгляд туриста - поверхностный, во многом ошибочный - не может претендовать на истину в последней инстанции.

   Сегодня хочу написать ещё о некоторых аспектах жизни американцев.
   Это было в 1995 году, в первые недели моего прибывания в Нью - Йорке. После работы все собирались домой в страшной спешке, чего никогда до этого не было. Удивившись, я спросила, в чём дело, что они так суетятся? Одна из афроамериканок, красивая, дружелюбная Патриша, ответила:
  - Через 15 минут пойдёт дождь. Надо успеть до метро дойти.
   Сказала это она на полном серьёзе, удивив меня.
  - Откуда такая точность?
  - Как откуда, по телевизору объявили!
   Дело в том, что  есть канал "Погода", по которому весь день говорят о погоде, причём, по всей стране, на сегодня и на завтра.

   И действительно, через 15 минут хлынул дождь. В дальнейшем  я уже убедилась: сказали, что дождь пойдёт в 5.25, так оно не будет. И ни разу небо "не подвело."
   Я же знала, как у нас  прогнозируют погоду: "Местами осадки", "Возможны дожди", "Вероятен снег с дождём", "Ожидается сильный снег"...


...Удивил меня богатый ассортимент керосиновых ламп в магазинах. Дизайн, материал, богатый выбор размеров, причудливые, кокетливые абажуры. Мне стало интересно, покупают ли керосиновые лампы, и вообще - отключают ли электричество когда - нибудь. Все, улыбаясь отвечали отрицательно. Но, вероятно, сглазили.
   Однажды -  минут за 20 до конца работы - отключили свет. Боже мой, что это было! Всеобщая паника: все высыпали на улицу, возбуждённо шумели, кинулись в магазины за свечами. Все этажи  офиса напоминали растревоженный улей.  И только мы, четверо ереванцев, оставались спокойными. Нас такая реакция даже развеселила.

   Я пыталась успокоить наших врачей:
  - Что вы так паникуете?! Наверное какая - то авария. Починят, скоро дадут свет.
Годами жили мы в Ереване без света, но так не паниковали.

   Домой я шла сквозь строй возбуждённых ньюйоркцев. На подходе к дому - картина та же: все жильцы с округлившимися глазами  стоят перед домом, взволнованно переговариваясь. И только моя дочка и внуки спокойно сидели дома.
   Когда вскоре включился свет, радовались так, словно выиграли "Джек пот".

...Мы часто возмущаемся, когда в какой - нибудь бывшей союзной республике на людей, разговаривающих на - русском или на своём языке, косо смотрят.

   Так было всегда и везде - в Грузии, Армении, Прибалтике, Средней Азии. А сегодня в некоторых республиках все объявления, сообщения, какие - то правила, во всех учреждениях отпечатаны на двух языках - национальном и ... английском. На вопрос, заданный на русском, отвечают на национальном. Как? Нормально?
   В Америке никогда и никто  не сделает замечания: здесь все - китайцы, корейцы, мексиканцы, итальянцы, поляки, югославы, русские, армяне, грузины... - говорят между собой на своём родном языке.

   И отношение к людям разных национальностей НОРМАЛЬНОЕ, чего тоже не было у нас. Когда после окончания института я пришла устраиваться на работу, первый вопрос, который мне был задан: - "Кто вы по нации?"
   Это был шок, который я запомнила на всю жизнь. Я - то думала, что спросят - какой институт закончила, по какой специальности, чем хотела бы заняться...? А тут... Если вы думаете, что второй вопрос касался моего образования, вы ошибаетесь. Увидев кольцо на пальце, мужчина, к которому я пришла, поинтересовался замужем ли я, и, получив утвердительный ответ, продолжил: - "Кто по нации ваш муж?"

   Ответ его "не устроил": - "Приходите через три дня", - сухо сказал он.
 -"К Вам я никогда не приду!" - может быть не очень любезно ответила я. Но интересно, что по прошествии 9-и лет, работая в другой республике, я по работе столкнулась с этим "любезным" товарищем. Он узнал меня и попытался сделать комплимент. По моему ответу он понял, что и я его не забыла, и очень удивился. Я снова не очень любезно сказала: - "А что вы удивляетесь?! Вы сделали всё, чтобы я вас запомнила на всю жизнь."

   ТАКОГО в Америке не может быть! Есть вещи, о которых никогда не говорят: о возрасте, национальности, вероисповедании. А всё остальное - в резюме.


... Были в Америке вещи, которые сперва удивили, а затем стало понятно, что ЭТО логично, иначе и быть не может. Так было в парфюмерном магазине, где обратила внимание на кремы и пудру ... чёрного цвета.

   В Рождество удивилась многочисленным Санта Клаусам - белым и чёрным. Приятно, что во всех  телевизионных программах работают дикторы разных национальностей. В детских телепрограммах непременно участвуют: американские дети, китайцы, испанцы, афроамериканцы.

   У мох внуков друзья - полный интернационал. И все они с удовольствием бывают у нас, приобщаясь к нашей кухне, музыке, традициям.

... Прекрасно, что американцы не делают детям замечаний. Потому они  растут уверенными в себе людьми, смелыми, самодостаточными, верящими в свою исключительность. Американцы, наоборот, хвалят за обычные, нормальные  поступки. В течение дня много раз обнимают детей, целуют.  А как "воспитываем" детей мы?
  - Не бегай, упадёшь! Не прыгай, вспотеешь! Не смейся так громко! Не пей воду из крана, простудишься! Сиди спокойно, не болтай ногами!...
   А наше вечное:
  - Посмотри, на кого ты похож! Где ты умудрился так запачкаться?  Как тебя угораздило новую ручку потерять?...

   И, заметьте, говорим мы только в повелительной форме:
 - Саша, быстро наверх! Оставил всё и живо домой! Я что сказала - пулей домой!...

   А наша вечная "торговля" и "угрозы": - Не сделаешь - не получишь! Не выполнишь - никакого компьютера! О новом телефоне забудь!...

   И вырастают наши дети закомплексованными, что мешает им всю жизнь. Даже здесь, в Америке, имея дома, машины, работу, обеспеченные и сытые, наши люди "выдают" себя походкой и выражением лица.

...Американцы, в отличие от нас, себя любят, излишне не мучают. Мы, например, (имею ввиду  Закавказье, Кавказ) каждое лето истязаем себя - распарываем одеяла и матрасы, моем шерсть, распушиваем её с помощью тонких палок и заново шьём. А наши квартиры на 3-4 месяца превращаются в импровизированные консервные заводы: мы варим, жарим, маринуем, сушим на солнце овощи и фрукты, закатываем многочисленные банки.

   Помню, когда я в первый год в Америке  взяла отпуск в августе и сказала, что мне надо успеть сварить варенье, запечь баклажаны, сделать аджику и т.д., мои американские друзья искренне удивились:
  - Зачем баклажан летом прятать в банку, чтобы зимой съесть?! Купи зимой свежий баклажан!

... А как замечательна американская традиция обучать приехавших в страну эмигрантов английскому! Бесплатно! Они понимают, что человек выучит язык, пойдёт на работу и будет делать что - то полезное для их страны. А у нас наших детей наши учителя учат языку за немалые деньги.
 
   Об особенностях жизни американцев, о неписанных законах, приятных мелочах и привычках, традициях, школах, отношении к животным, о телевизионных шоу, уникальных людях Америки, достопримечательностях, выходящих за рамки стандартных экскурсий, и медицине я уже писала.

   Пока на этом остановлюсь. Если Вас, дорогие мои читатели, заинтересует этот материал, дополню его новыми фактами.
 
  P.S. Никогда не понять американцам, зачем мы "прячем в банки" фрукты и овощи
       летом и осенью!


   
 



   


Рецензии
Впервые в жизни, приехав в чужой город, войдя в коридор треста, я был удивлён увидев на доске объявлений приказ о моём зачислении мастером, как молодого специалиста, согласно распределения Мин. образования СССР.
Через три дня после обустройства, с направлением в руках явился на стройку к начальнику участка, тот оценив меня с ног до головы поинтересовался, пью ли я водку. Получив отрицательный ответ печально произнёс: «Плохо! Если подчинённый не пьёт водку, то они с начальником меняются местами». Прозорливый мой начальник оказался сверх проницательным, через год мы действительно поменялись местами.
Однажды зайдя в бухгалтерию все разом засмеялись глядя на меня. На мой вопрос
не я ли являюсь предметом их смеха, женщины честно признались. Да одна из них,
мол, сказала, когда я выходил и закрыл за собой дверь: "Смотри такой молодой, а
уже чеченец!" В Америке так не бывает?

Гунки Хукиев   28.06.2015 21:24     Заявить о нарушении
В Америке НЕ ПРИНЯТО говорить о нации человека, его возрасте и вероисповедании. Что касается продвижения по служебной лестнице, тут всё зависти от САМОГО работающего, а не от влиятельного родственника, папиных денег или неблаговидных отношений с шефом.
Как - то, уходя домой после работы, я встретила в коридоре менеджера. Естественно, я сказала - "Bay!" Он улыбнулся и ответил: - " Thank you!" Я невольно засмеялась - всю жизнь работала на родине и никто ни разу не сказал - "Thank you!" Обидно.

Магда Кешишева   28.06.2015 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.